Приложение МААМ

Организация работы на занятиях по связной речи

Марина Коренкова
Организация работы на занятиях по связной речи
▼ Скачать + Заказать документы

. Разработано и проведено совместно с логопедом Курлыковой С. Н

Тема семинара: «Организация работы на занятиях по связной речи».

Собрать запросы

Цель: рассмотреть организацию работы на занятиях по связной речи в соответствии с фгос.

Задачи:

-уточнить структуру занятий по развитию связной речи детей.

Публикация «Организация работы на занятиях по связной речи» размещена в разделах

-рассмотреть алгоритм работы по развитию монологической речи через описательное и сюжетное рассказывание.

- выполнить практическую работу : по объяснению словарных слов, по составлению описательных и сюжетных рассказов через использование различных методов и приёмов.

Орг. момент.

Наш семинар мы хотим открыть загадками. Послушайте и отгадайте. Но не говорите сразу ответ, а запишите его на листочке.

-Она красна слушанием.

-Её вести — не лапти плести

-За умную хвалят, за дурную хают.

-Она как меч: сечет и правого, и виноватого.

-Она – лучший посредник для установления дружбы и согласия.

-Не на меру, не на вес, А при всяком есть? (Речь)

А теперь ответьте нам первая загадка (2,3,4,5.) была о чем? Так о чем наши загадки?

Сегодня мы с вами поговорим о том:

- Что такое речь, а именно связная речь.

- Как построить и организовать занятие по развитию связной речи.

- Предложим Вам игры и приемы, развивающие связную речь дошкольника.

1 СЛАЙД

Как вы понимаете, что такое речь? (ОТВЕТЫ)

Этот термин имеет несколько определений. Одно из них – это способность выразить свои мысли.

Чтобы исчерпывающе ответить на вопрос «что такое речь», стоит представить себе, что было бы, если бы это явление отсутствовало. (ОТВЕТЫ).Тогда бы прекратилось всякое взаимодействие между людьми, в итоге общества как такового просто бы не существовало.

Итак, речь – это способ общения и взаимодействия посредством определенной системы языка.

2 СЛАЙД

Для чего нужна речь?

Речь позволяет:

общаться;

делиться мыслями, чувствами, опытом;

договариваться о чём-нибудь;

согласовать свои действия;

хвалить, веселить, смешить;

предостерегать, советовать, останавливать.

3 СЛАЙД

Она имеет ряд функций: коммуникативную (установление контакта, сообщение информации, экспрессивную (выражение чувств, часто при помощи интонации, эстетическую (основную роль в этом случае играет не содержание сообщения, а его форма, сигнификативную (обозначение предметов и их свойств, директивную (воздействие на слушателя, побуждение к действию).

4 СЛАЙД

Из чего состоит наша речь? (ОТВЕТЫ)

Речь состоит из слов, которые мы объединяем в предложения, а если мы хотим о чем – то рассказать, то мы наши предложения объединяем в связные тексты.

Умение логично и связно излагать свои мысли – это и есть связная речь.

5 СЛАЙД

Связную речь можно разделить на: диалогическую и монологическую. Наиболее простой вид речи-диалог. Он не требует развернутых высказываний. Наиболее сложный вид речи – монолог. Он предполагает связное логическое высказывание. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью. Монолог требует лучшей памяти, большего внимания к содержанию и форме речи. Монологическая речь сложнее в лингвистическом выражении. Для того, чтобы она была понятна, в ней используются полные, распространенные предложения, наиболее точный словарь.

И диалогу и монологу необходимо обучать.

В каких видах деятельности вы это делаете? (ОТВЕТЫ)

Диалогическая речь детей развивается непроизвольно в свободной деятельности (игра, прогулка, беседа и т. д.). Монологической речи нужно специально обучать, что мы и делаем на занятиях по связной речи.

Главной задачей наших занятий является совершенствование монологической речи.

6 СЛАЙД

Развивая связную речь мы развиваем у детей умение не только логически связно излагать свои мысли, но и формируем, обогащаем и развиваем лексико - грамматический строй речи, закрепляем звуковую сторону речи.

Давайте рассмотрим развитие всех сторон речи по возрастам. Чтобы это было быстрее и удобнее, предлагаем вам разделиться на команды с помощью волшебного мешочка. В нем лепестки цветов. Достаньте из мешочка по одному лепестку. Из лепестков одного цвета собираем команду. Любая команда должна быть: дружной, сплочённой, единой и активной. Предлагаем командам собрать, склеить свои лепестки в один цветок.

У каждой команды на столе лежит текст характеризующий речь детей в разные возрастные периоды. Вам необходимо выбрать из текста развитие всех сторон речи ребенка согласно возрастной группе.

СЛАЙД 7-11

2. СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Как мы выяснили из возрастных особенностей, речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Работа над речью детей происходит непрерывно, постоянно, но мы бы хотели обратить ваше внимание на занятия по развитию связной речи. Ведь именно на этих занятиях мы целенаправленно развиваем монологическую речь ребенка.

Мы вам предлагаем поиграть в игру «Строители».

Чтобы построить дом нам необходимо заложить фундамент. Ваша группа будет фундаментом - присаживайтесь или ложитесь на пол. Затем нам необходимо возвести стены. Высота стен зависит от того какой дом мы хотим получить. (Стены 1,2,3 этажей). Ну и в завершении крыша. У нас получился с вами дом?

Как вы себя чувствуете в нем? Сейчас предлагаем вам разойтись, но при этом запомнить, какими частями дома вы были. Мы с вами заново построим дом. Сначала возведем стены 1-го этажа, затем фундамент, стены 2-го этажа, крыша, а затем возведем стены 3-го этажа. У нас получился с вами дом?

Как вы себя чувствуете в нем?

Этим упражнением мы показали, что при проведении занятий по развитию связной речи должна выдерживаться определенная структура – порядок занятия, который способствует лучшему усвоению, пониманию речевого материала. Вспомните дом, когда все стояли строго в определенном порядке, на своем месте - вам было комфортно и удобно. И наш дом выглядел великолепно. Но как только порядок был нарушен, возник дискомфорт, раздражение, не понимание, чего от нас хотят? И дом наш развалился. Так и у детей, когда нарушена структура занятия, детям трудно брать речевой материал, теряется интерес, мотивация, возникает непонимание, что от нас хотят. Поэтому очень важно при разработке занятия по развитию связной речи придерживаться определенной структуры. Давайте рассмотрим с вами эту структуру занятия.

Предлагаем вам, вспомнить из каких основных частей состоит классическое занятие по связной речи?

СЛАЙД 12.

Совершенно верно. Структура занятия состоит из 3 частей. Рассмотрим подробно каждую часть занятия.

СЛАЙД13

Первая часть это вводная часть или орг. момент. Длительность этой части не более 5 минут. Цель данной части – вызвать интерес к занятию, желание, потребность в предстоящей деятельности, активизировать познавательный интерес, соответствующие эмоциональные проявления.

СЛАЙД14

Вторая часть основная. Она занимает большую часть времени. В этой части происходит знакомство с речевым материалом и его закрепление. Чему мы обучаем на занятиях по связной речи? (ОТВЕТЫ)

Какие формы работ по связной речи вы используете? (ОТВЕТЫ) (Описательный, сюжетный, рассуждение).

Описание- это изложение характерных признаков отдельных предметов и явлений, в нем много точных определений и обстоятельств.

Описательному рассказу присуща своя структура, композиция.

В данном виде работы не требуется определенной последовательности, главное изложить все признаки и свойства предмета, его назначения. Процессу обучения детей различным видам рассказов-описаний предшествует большая работа по сравнению предметов. Сравнение активизирует мысль детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов, способствует повышению речевой активности. Сначала дети определяют различие между предметами по их характерным признакам, а потом переходят к описанию сходных признаков.

Навык описания предметов полезно закреплять в ходе выполнения продуктивных видов деятельности (лепка, рисование и т. д.)

СЛАЙД 15 опис. рассказ

СЛАЙД16.

Давайте рассмотрим алгоритмы работы с ними.

1. ---

2. при выделении признаков предметов необходимо опираться не только на сенсорные ощущения, но и давать детям интересные познавательные факты, об этом предмете. Тем самым мы расширяем кругозор ребенка и повышаем желание, что-то узнавать и говорить об этом, поддерживаем мотивацию. Пример:

3. Для обогащения лексико-грамматического строя речи можно использовать следующие игры: загадать загадки,

Работа по домашним животным. (Шустрая, маленькая, игривая, ловкая, ласковая, пушистая, ленивая, грациозная, изящная, своенравная, гуляющая сама по себе).

Работа по описанию фруктов. (Он желтый, как репка, сладкий, как конфета, длинный, как огурец, мягкий, как вата).

«Размотай клубочек» ( придумай не повторяясь: глаглолы и прилагательные, «Снежный ком» (приём наращивания,

«Поварята» - Работа над словообразованием относит. Прил. (МЯЧ, с предмет)

«Магазин» (покупатель объясняет продавцу, что он хочет приобрести. Используется опора на схему или без опоры. Но подключается продавец, он может спросить, о том, чего еще не сказали, прорекламировать. Рекламщик рассказывает об определенном предмете. Слушатели используют схемы или задают вопросы.

Все эти приемы оживляют занятия, повышают интерес

4. При описании игрушки или предмета можно использовать различные приемы, а именно:

По словесному образцу с опорой на предмет.

Описание по определенной схеме или плану.

Описание по словесному образцу без зрительной опоры.

Сопряженно – отраженное (одновременно описывается или сравнивается 2 – 3 предмета)

Анализ речевой деятельности детей детьми по следующим критериям: чувства, что получилось, а что бы я еще добавил.

Задание: Опишите предметы или предмет по.

СЛАЙД 17

Сюжетное рассказывание – это самостоятельно составленное развернутое изложение какого- либо факта, события.

Серьезной задачей является систематизация материала, изложение его в нужной последовательности. Важно помнить, что в отличие от описательного рассказ, повествовательный рассказ требует определенной последовательности в изложении текста (начало, Середина, конец) и что при нарушении этой последовательности как такового связного, логического высказывания не получается. Необходимо показать ребенку, что его рассказ нужен, поддержать естественную потребность высказаться, желание что- то сообщить. Важно, чтобы дети чувствовали удовлетворение от своих рассказов.

Большое значение имеет взаимосвязь обучения рассказыванию и других видов работы по развитию речи – обогащение, уточнение и активизация словаря, формирование грамматических навыков, звуковой культуры речи.

Работа над сюжетным рассказыванием бывает: по сюжетной картинке…

СЛАЙД 18

1…

2. Беседа. Вопросы могут быть разной направленности: затрагивающие нравственные стороны, чувства, эмоции, на уточнение деталей картины. Важно дать детям возможность по фантазировать, не давать сразу готовых образцов, тем самым мы побуждаем детей творчески мыслить, раскрываться, не бояться показать свои чувства, свое мнение, развиваем вариативность ответов, помогаем детям уйти от стереотипности. И в тоже время вопросы направлены на раскрытие сюжета картины, это дает возможность детям дополнить картину предыдущими и последующими событиями (проигрываем)

3. Можно зачитать образец рассказа автора. Дальше вы двигаетесь в 2 направлениях: рассказывание по образцу или творческое рассказывание с опорой на план.

План составляется совместно с детьми или дается готовый. План может быть картинный или в виде схемы, или словесный без зрительной опоры.

4. Рассказы детей могут быть по предложенному образцу. Один или два рассказывают по образцу, а другие предлагают свои рассказы. Полностью творческое рассказывание (индивидуально или по подгруппам, мини группам).

СЛАЙД 19

Составлению рассказа по серии должна предшествовать предварительная работа. Прежде всего в ходе дидактических игр необходимо расширить, уточнить и активизировать словарь детей по данной теме. Для этого можно использовать игры по подбору слов:

«Скажи какой?» (к слову, обозначающему предмет подбираются слова обозначающие признаки)

• «Скажи,что делает? «(к слову, обозначающему предмет, подбираются слова обозначающие действия)

• «Что (кто) может это делать?«(к слову, обозначающему действие подбираются слова, обозначающие предметы)

• «Что (кто) может быть таким?«(к слову, называющему признак, подбираются слова- предметы)

«На что похоже?» (подбор сравнений)

«Как можно назвать предмет по другому?»

«Назови части предмета»

• «Угадай предмет по названию частей «

• «Составь загадку «(описать предмет, не называя его)

В ходе дидактических игр и упражнений можно уточнить употребление необходимых лексико-грамматических конструкций.

Работа по серии картин схожа с работай по сюжетной картине.

Предлагаем вам приемы работы с сериями сюжетных картинок. Вот некоторые из них:

• Восстановить заданный порядок картинок по прочитанному рассказу

• Найти «ошибку «педагога и восстанови правильный порядок картинок

• Дети рассматривают серию картинок, устанавливают их последовательность и составляют рассказ

• Дети рассматривают центральную картинку, потом им предлагается определить,что было в начале и чем все закончилось

• Можно предложить детям разложить серию картинок начиная с последней картинки серии

• Составление рассказа по подгруппам, каждой подгруппе предлагается картинка для составления рассказа, педагог предлагает план и дети составляют, рассказ в соответствии с планом. Эти рассказы объединяются.

• Составляя рассказ по серии картинок, детям предлагается придумать ему название, дополнить его предыдущими и последующими событиями.

• Предлагается включать в рассказы описания пейзажа, состояния погоды, описание жестов и мимики героев, прямую речь (о чем подумал герой, что сказал, диалоги между героями

• Детям предлагается задавать вопросы по содержанию картинок

• Оценка и самооценка детских рассказов

На занятиях с использованием серии сюжетных картинок дети также учатся рассуждать, накапливают знания, овладевают навыками составления рассказа.

СЛАЙД 20

Пересказ.

1. Словарная работа ( пояснение слов дается в понятной для детей форме: наглядность, практическая деятельность, пример из жизни детей). Пример: бежать, нестись мчаться во весь дух, стремглав, сверкать пятками. Ярмарка, базар, рынок (наглядность). Слон в посудной лавке (пример из жизни).Работа с синонимами.

Перед вами тексты. Необходимо в течении 5 минут из текста выбрать слова для словарной работы и продумать как вы их объясните детям.

2. Вопросы по тексту могут быть направлены на уточнение:

- Чувств ребенка.

- Нравственную сторону рассказа.

- Понимания текста.

- Последовательности рассказа.

4. Приемы:

-Схема.

- Мнемотаблицы.

-Рассказ по цепочке.

-Цепной рассказ. (синонимы)

-Рассказ по словесному плану.

-План с опорой на глаголы, сущ., прил. ,. (летел, уронил, увидел, подумал, сделал)

-Инсценировка.

-Пересказ парами.

СЛАЙД 21

1. Беседа о прошедшем событии, о природном явлении, о поступке.

Вопросы направлены на выяснение чувств, эмоций, уточнение последовательности события. Первоначально план составляется по образцу рассказа воспитателя. В последующем, исходя из вопросов, составляется словесный или наглядный план.

Здесь можно использовать прием сопряженно отраженной речи.

Анализ рассказов детьми повышает внимание и интерес к речи детей. Дети учатся выявлять или обращать внимание на то, что нового и необычного было в рассказах других, почему один рассказ понравился больше остальных, а другой меньше.

СЛАЙД 22

Творческое рассказывание может быть:

- по сюжетной картине или сюжетным картинкам.

- По началу или концу текста

- по названию текста

- по середине текста

Работа с текстом. А сейчас давайте все это закрепим. Вернемся к уже знакомым вам текстам. Одна команда продумывает работу по пересказу с опорой на схему, другая на план с опорой на глаголы, третья, по творческому рассказыванию начало или конец текста, четвертая по творческому рассказыванию середина текста, пятая рассказ по словесному плану.

Существует еще одна форма рассказывания - Рассказы –рассуждения. Они развиваются у детей в младшем школьном возрасте. На занятиях по связной речи мы с ними не работаем. Но зато мы можем их использовать на занятиях по продуктивной деятельности, (ПРИМЕР) .

СЛАЙД 23

Третья часть итоговая. Как можно подвести итог занятия? (ОТВЕТЫ)

3 МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

Какими методами вы пользуетесь при развитии связной речи детей? (ОТВЕТЫ)

Выкладывание на магнитной доске.

Исходя из методов, какие группы приемов существуют? (ОТВЕТЫ)

Выкладывание на магнитной доске.

У вас на столах листочки с приемами. В течение 1 минуты выберите приемы, которые относятся к словесным (игровым, наглядным) и приведите свои примеры из практики.

Выкладывание на доске.

ИТОГ. Сегодня мы с вами поговорили и вспомнили о том, что такое речь, проговорили о структуре занятия, вспомнили методы и приемы развития речи.

На этом наш семинар подходит к концу. Нам бы хотелось от вас услышать обратную связь : Что для вас было интересным, нужным, а может быть, и нет.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Методическая мастерская «Организация интегрированной деятельности на занятиях физической культурой»Методическая мастерская «Организация интегрированной деятельности на занятиях физической культурой» По словам Ивана Бунина, человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать. А для инструкторов.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми»Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми» Дошкольный возраст – период активного развития речи детей. Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Выступление на педсовете из опыта работы «Повышение эффективности занятий по развитию связной речи»Выступление на педсовете из опыта работы «Повышение эффективности занятий по развитию связной речи» Слайд 1 Выступление на педсовете из опыта работы "Основные методы, приемы и средства повышения эффективности специально организованной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы на занятиях по связной речи
Опубликовано: 20 ноября 2022 в 16:45
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация работы на занятиях по связной речи» (включая файлы) размещена пользователем Марина Коренкова (УИ 328111) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД