Ольга Баталова
Конспект занятия по математике «Счет до шести. Число и цифра 6»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1) сформировать представление о числе и цифре 6, умение считать до шести, соотносить цифру 6 с количеством;
2) сформировать опыт целеполагания и закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
3) закрепить представления о пространственных геометрических фигурах, счетные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству, умение видеть и продолжать закономерность;
Публикация «Конспект занятия по математике „Счет до шести, Число и цифра 6“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 6. Состав числа шесть, счёт до шести
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2014
4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать память, внимание, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, сформировать опыт самоконтроля.
1. Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает возле себя детей и говорит:
- Посмотрите, кто пришел к нам в гости?
Воспитатель: Давайте поздороваемся с Зайчиком и спросим, что у него в корзине?
Воспитатель: Дети, Зайчик сказал мне, что несет морковку для своих маленьких зайчат, но не знает, хватит ли морковок всем. Зайчик не может считать, поможем ему, ребята? (Да).
2. Актуализация знаний.
2.1. Игра «Кто пойдет в гости».
Дидактические задачи:
1)актуализировать представление о числе 5, умение считать в пределах 5;
2)тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать память, внимание, речь, воображение.
Дети выходят на коврик, на нем лежат листья
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как красиво в лесу, какие красивые листочки лежат на земле. Воспитатель рассказывает, что в гости смогут пойти те дети, которые найдут листочки с 5 точками.
а мы пойдем за ним очень аккуратно, перешагивая через веточки, чтобы не упасть.
Дети ходят по ковру и находят листочки с точками. Листочков, на которых изображено 5 точек, столько же, сколько детей. Кроме этого, на ковре имеются листочки, на которых 4, 5 и 6 точек. В выборе карточки детям предоставляется самостоятельность.
Воспитатель: А сейчас Зайчик нас проводит к своей норке.
2.2. Игра «Зайчики и морковки».
Дидактические задачи:
1)создать мотивационную ситуацию для введения числа 6, уточнить способ образования последующего числа из предыдущего (на примере образования числа 6 из числа 5);
2)закрепить умение выделять и сравнивать свойства предметов, сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству;
3)тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать память, внимание, речь, логическое мышление, фантазию, воображение.
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал —
Не споткнулся, не упал.
Дети садятся за столы, на которых лежат вперемешку по пять зайчат и морковок (на каждого). На середину стола воспитатель ставит Зайчика. Воспитатель говорит:
- Ребята, расположите зайчиков и морковки отдельными группами.
Воспитатель говорит детям, что Зайчик интересуются, сколько зайчат и сколько морковок, и просят детей помочь ему это узнать. Дети пересчитывают зайчат и морковки и делают вывод о том, что зайчат и морковок одинаковое количество — их по пять.
-Но Зайчик переживает, всем ли хватит морковок? Как показать Зайчику, что каждому зайчонку досталась морковка?
Дети должны поставить зайчат и морковки парами. Но вот прискакал еще один зайчонок. Воспитатель кладет на стол дополнительно зайчат, дети берут по одному.
-Как прискакал зайчонок? (показывают)
-Что изменилось? (зайчат стало больше.)
-Сколько же теперь в норке зайчат? – интересуется Зайчик. - Посчитайте! Дети считают, соблюдая правила счета, а именно: дотрагиваются до каждого предмета один раз, не пропускают их при счете : 1, 2,. 5,.
Воспитатель просит посчитать до 6 всех вместе.
Затем обсуждается способ образования числа 6 из числа 5.
-Как получилось, что зайчат стало шесть (Было пять, прискакал еще один, и их стало шесть.)
-Что нужно сделать для того, чтобы снова зайчат и морковок было поровну? (Надо добавить еще одну морковку.)
Воспитатель кладет на стол дополнительные морковки. Дети должны взять по одному.
-Сколько стало морковок? (Шесть.)
-Всем хватило пары? (Да.) Воспитатель делает вывод: 6 и 6 — поровну.
-Как получается число шесть? (К пяти добавляется один, и получается шесть.) Воспитатель хвалит детей и делает вывод: для того чтобы получить 6, надо к 5 добавить 1. При счете после пяти идет шесть.
3. Затруднение в ситуации
3.1. Игра «Ужин в норке» (начало).
Дидактические задачи:
1)создать мотивационную ситуацию для введения записи числа 6 — цифры 6;
2)сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
3)тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать логическое мышление, речь.
Воспитатель говорит, что на обед зайчата съели все морковки, которые им принес Зайчик. Скоро ужин, но для ужина надо написать записку Зайчику, чтобы он смог им принести морковки, в которой указано отдельно число зайчат и число морковок.
Воспитатель кладет на середину стола карточки с записью чисел 3, 4, 5, 6, 9, 10, причем карточек с цифрой 6 столько же, сколько детей. Как правило, дети берут разные карточки.
-Смогли вы объяснить Зайчику, сколько зайчат надо накормить? (Нет.)
-Почему вы не смогли этого сделать? (Потому что не знаем, как записывается число 6.)
4. Открытие нового знания
4.1. Игра «Ужин в норке» (окончание).
Дидактические задачи:
1)сформировать умение различать цифру 6;
2)сформировать опыт целеполагания и закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, творческие способности.
-Что же нам нужно сделать? (Узнать, как записать число 6.)
-Как это узнать? (Надо у кого-либо спросить).
После вопроса детей воспитатель хвалит детей, которые правильно сформулировали вопрос, и показывает карточку с цифрой 6.
Воспитатель делает вывод: число шесть записывается с помощью цифры 6. Каждый ребенок выбирает нужную карточку и отдает Зайчику.
5. Введение нового знания в систему знаний
5.1. Игра «Ну-ка, зайка попляши»
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение.
Дети под музыку танцуют.
5.2. Игра «Цветы для мамы».
Дидактические задачи:
1)закрепить умение считать до 6, соотносить цифру 6 с количеством предметов, умение видеть и продолжать закономерность;
2)тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать внимание, речь, логическое мышление, сформировать опыт самоконтроля, воспитывать доброе отношение к близким людям.
Воспитатель собирает детей около себя и напоминает, что сейчас дети находятся в лесу.
-Кто вас ждет дома?
Как правило, дети отвечают, что их ждет мама.
Воспитатель рассказывает, что когда человек куда-либо уезжает, то тем, кто его ждал дома, он привозит что-либо приятное.
-Как вы думаете, что приятно получить в подарок любой женщине? Выслушиваются все ответы детей, после чего решаем принести маме цветы.
Зайчата приглашают детей на полянку для того, чтобы они сорвали для мамы цветы.
Дети садятся за стол, на середине которого находятся красные и желтые круги (по 6 на каждого ребенка, лежащие вперемешку.
Воспитатель рассказывает, что зайчата разрешили сорвать вот столько (воспитатель показывает карточку с цифрой 6) не красных цветов. Дети от общего количества должны отсчитать 6 желтых кругов.
После этого можно срезать еще столько же красных цветов.
Дети от общего количества должны отсчитать 6 красных кругов. Зайчата предложили отвезти маме не букет цветов, а сплести из них венок. Плести его они предлагает так: красный цветок, желтый цветок, красный, желтый. Далее дети продолжают плести венок самостоятельно.
Чтобы проверить, правильно ли сплетен венок, можно всем хором проговорить последовательность цветов, дотрагиваясь пальчиками до каждого цветка: красный, желтый, красный, желтый.
6. Осмысление итог
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии,создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
- Где вы сегодня побывали?
- Что вам больше всего понравилось в норке? Кому вы сегодня смогли помочь и чем?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что если бы они не умели считать до шести и не знали цифру 6, то зайчата бы остались без морковок, а мама - без цветов.