Виктория Исмагилова
Самообразование «Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию за 2022-2023 учебный год
по теме:
Актуальность
Известный педагог – новатор В. А. Сухомлинский сказал, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Малышу необходимо все потрогать, так он научится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предмета. Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга. Поэтому пальчиковые игры развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулирует творческие способности, фантазию, речь. Пальчиковые игры – хорошие помощники в подготовке руки ребенка к письму.
Темочки:
- Игры для детей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковые игры. Самообразование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
В процессе своей работы в ДОУ я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чем причина задержки речи?
Чтобы ответить на вопрос, я обратилась к исследованиям известных педагогов Л. П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук для детей раннего возраста», С. О. Ермакова «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет».
Эта тема мне показалась значимой и актуальной, поэтому я решила заняться ее изучением путем самообразования.
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей при помощи пальчиковых игр»
Средства достижения поставленных задач:
1. Применение пальчиковых игр во время досуга детей;
2. Применение пальчиковых игр на занятиях с детьми;
3. Игры на прогулках с детьми;
4. Изобразительное творчество.
5. Фольклорные праздники;
6. Информационные листы для родителей;
7. Разучивание потешек;
8. Использование атрибутов к пальчиковым играм.
I. На подготовительном этапе мною была изучена литература по данной теме: «Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» :
1. Л. П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»
2. Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста»
3. С. О. Ермакова «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет».
4. «Ребенок от рождения до года» под ред. С. Н. Теплюк.
5. Н. А. Ильина «Играем в памперсах» (с рождения).
6. А. С. Галанов «Развивающие игры для малышей» (с рождения).
7. Н. С. Жукова «Учимся говорить правильно» (от 1г.).
8. Черенкова Е. Ф. «Развивающие игры с пальчиками»
На начальном этапе жизненном пути именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обыдненными. Дети часто чувствуют себя несамостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
II. Основной этап
Работа с детьми
Основная работа заключалась в работе с детьми:
В начале года был составлен перспективный план пальчиковых игр.
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти проводилась во время физкультминуток, в свободное время утром и после сна. Упражнения старалась подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.
В своей работе я использовала игры, которые представлены в Приложениях.
Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.
На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами : мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами, работа с тестом, для развития движений хорошим средством является «Пальчиковый театр» и разнообразные игры. Малышам интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова.
Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем – либо в процессе игровой деятельности, обогащать словарь детей.
Выполняя с детьми пальчиковые игры и упражнения, тем самым развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.
К концу года можно сказать, что пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась.
Работа в данном направлении будет продолжена, ведь она актуальна в любом возрасте, так как в процессе овладения пальчиковыми играми у детей формируется мелкая моторика, память, мышление, воображение и внимание.
Работа с родителями.
Для родителей своей группы были представлены письменные консультации: «Для чего нужны пальчиковые игры?», «Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей», «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?», «Ум на кончиках пальцев», «Развитие речи в первой младшей группе».
Также были проведены индивидуальные беседы с родителями:
- Даны методические рекомендации по проведению пальчиковых игр, массаж ручек массажными мячиками, зубными щетками.
- Советую родителям учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как: пирамидки, строительный материал, у мальчиков - машинки, конструкторы, у девочек – куклы.
- Рекомендую родителям давать больше самостоятельности при одевании : самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.
- Консультации «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» «Пальчиковая гимнастика», «Пальчиковая гимнастика – для развития речи дошкольников», «Развитие мелкой моторики рук».
Советы родителям: «Пальчиковая гимнастика дома», «Пальчиковая гимнастика для детей», «Пальчиковые игры с пением» (подпевать можно на любую мелодию).
III. Заключительный этап
В процессе изученной мною темы: «Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста», мною была составлена картотека игр, включение пальчиковых игр в образовательный процесс, разработан план работы по теме "Наши пальчики играют", приобретены атрибуты к пальчиковым играм, оформлены информационные листы для родителей, расширила словарный запас детей посредством пальчиковых игр.
Во время приема пищи все дети держат правильно ложку, кушают аккуратно, благодарят после еды. Детей приучали к трудовой деятельности – убирать игрушки на место (Даны буклеты родителям по трудовому воспитанию). При небольшой помощи взрослых умеют раздеваться и складывать одежду на стульчики. Одевание дается сложнее, но мы еще учимся.
В образовательной деятельности – учились группировать предметы по цвету: 4 основных цвета, по размеру (большой, маленький, по форме (шар, куб, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, один – много. Дети знают домашних животных и их детенышей. Различают овощи и фрукты. Имеют элементарные представления о сезонных явлениях (снегопад, листопад, дождь, гром, молния).
Научились слушать доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы, самостоятельно рассматривают иллюстрации в книгах. Знают стихи А. Барто «игрушки», но не все дети.
Развитие детского творчества : дети знают что рисуют карандашом, красками или фломастером. Учимся проводить горизонтальные, вертикальные, округлые линии.
К концу изучения своей темы можно сказать, что пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась.
Работа в данном направлении будет продолжена, ведь она актуальна в любом возрасте, так как в процессе овладения пальчиковыми играми у малышей формируется память, мышление, воображение и внимание. Но дальше будет продолжена работа в этом направлении: пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой, мелкой моторикой, что укрепляет здоровье ребенка – а это одна из задач детского сада. Есть над чем работать и трудиться.
Таким образом, у большинства детей наблюдается развитие координации движений, умение управлять своими движениями, происходит развитие речи и пополнение словарного запаса детей, творческие способности, произошла активизация познавательных процессов ребенка, а также был накоплен материал и опыт по пальчиковым играм, были использованы пальчиковые игры в повседневной жизни детей, прививать детям устойчивый интерес к пальчиковым играм и фольклору.
Приложение 1
Работа с родителями
1 Сентябрь Оформление уголка для родителей: советы рекомендации по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Беседа «О необходимости развитие мелкой моторики»
2 Октябрь
Родительское собрание «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»
Участие родителей в создании развивающей среды.
2. Ноябрь
Совместное творчество детей и родителей (проект «Книжка своими руками»)
Изготовление папки – передвижки «Пальчиковая гимнастика.
3. Декабрь
Совместный конкурс для родителей и детей из бросового материала «Новогодняя елочная игрушка»
Создание картотеки для родителей для работы с детьми «Веселые пальчики»
Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок
Рекомендации для родителей «Стихи и потешки для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми»
Конкурс для родителей на тему «Что за чудо-это игра?» (с использованием различных материалов безопасных для детей)
Мастер-класс для родителей «Использование нестандартного оборудование для развитие детей дошкольного возраста»
Создание картотеки «Пальчиковая гимнастика»
Консультация «Роль пальчиковой гимнастики в развитие речи детей»
Родительское собрание с участием детей «Что мы умеем – мы не скажем, а покажем»