Татьяна Стародуб
Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №77 г. Челябинска СП»
Индивидуальный план работы по самообразованию
Тема самообразования:
«Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у младших дошкольников»
Подготовил воспитатель
2-ой младшей группы «Ромашка»
первой квалификационной категории
Стародуб Татьяна Анатольевна
01.09.2023
Публикация «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у младших дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
(дата начала работы над темой)
31.05.2024
(предполагаемая дата окончании работы)
Челябинск 2023-2024гг
Актуальность:
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей,
в процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.
«Без игры нет и не может быть полноценного
умственного развития. Игра – это большое
светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток
представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи:
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:
1. Изучить научно-методическую литературу по данной теме;
2. Написать статью «Формирование элементарных математических
представлений у детей 3-4 лет в семье»;
3. Изучить основные математические игры для детей 3-4 лет;
4. Изготовить картотеку дидактических игр по формирование элементарных
математических представлений у детей 3-4 лет;
5. Подготовить материал для проведения математических игр с детьми 3-4
лет в различных направлениях воспитательной работы.
6. Подготовить интересный красочный раздаточный материал для использования
Приступая к работе по данной теме планирую использовать литературу :
1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» - Под ред. Т. И. Бабаева, О. В. Акулова, Т. А. Берёзина; «Детство-Пресс», 2016 г.
2. Ерофеева Т. И. и др. «Математика для дошкольников». – М., 2012;
3. Корнеева Г. А. «Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет». – М., 2012;
4. Леушина А. М. «Занятия по математике в детском саду», - М. :2010;
5. Колесникова Е. В. Методическое пособие «Математика для детей 3-4 лет». «ТЦ Сфера», 2023 г. ;
6. Сербина Е. В. «Математика в детском саду», Просвещение, 2012;
7. Столяр А. А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников,»– М. : 2012.
8. Колесникова Е. В. «Математика в детском саду» Просвещение, 2014;
9. Методический комплект программы «Детство», учебно-методическое пособие З. А. Михайлова, М. Н. Полякова; «Детство-Пресс», 2016 г.
10. Минкевич Л. В. «Математика в детском саду» - М. :2013.
11. Коротковских Л. Н. «Планы – конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста» «Детство-Пресс», 2013 г.
№ Содержание работы Сроки Литература Примечания
1 Подробное изучение комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство»; Сентябрь Т. И. Бабаева
Л. Н. Коротковских
2 Подготовка к изготовлению картотеки по ФЭМП. Поэтому большое внимание будет уделено созданию игр по ФЭМП (Д/И. : «Подбери по форме», «Один-много», «Большой-маленький», «Геометрические фигуры».)
Привлекать родителей активно принимать участие по созданию игр по ФЭМП Октябрь Т. И. Ерофеева
3 Продолжить изучение темы с раздела: «ФЭМП у детей 3-4 лет с помощью наглядности», изучить статью в книге «ФЭМП с помощью наглядности» из книги: «Занятия по математике в детском саду». В качестве наглядного материала на занятиях использовать сюжетные картинки, иллюстрации собственного изготовления. Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям : предметы должны быть известны детям; дидактический материал должен быть разнообразным, динамичным и в достаточном количестве; отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Ноябрь А. М. Леушина,
Г. А. Корнеева
4 Изучение темы: «Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет через дидактическую игру», «Математика в детском саду». Пополнить картотеки новыми математическими играми
Консультация для родителей «Формирование элементарных представлений в семье»
(информационный материал в приемной группы) Декабрь - Январь Е. В. Сербиной
Л. В. Минкевич
Е. В. Колесникова
5 Продолжить изучение темы с раздела: «ФЭМП у детей 3-4 лет с помощью математической сказки». Для формирования элементарных математических представлений у детей 3-4 лет целесообразно использовать на занятиях игровые ситуации, сказки, детские стихи: «Теремок», «Три медведя», «Колобок»… Стихи детских поэтов: С. Михалков «Котята», С. Маршак «Веселый счёт». Февраль
6 Продолжить изучение темы с раздела: «Изучение математики с детьми во время прогулки». Дополнить раздаточный материал для математической картотеки. Март З. А. МихайловаМ. Н. Полякова
7 Продолжить изучение темы с раздела: «Развитие логического мышления с помощью ФЭМП у детей 3-4 лет». Пополнить картотеку новыми дидактическими играми: «Помоги колобку найти дорогу до домика», «Соедини точки», «Цветные вкладыши», «Кто быстрее». Апрель А. А. Столяр
8 Закончить изучение темы раздела: «ФЭМП в семье». Изготовить папку-передвижку для родителей:
«Изучаем математику с детьми дома». Май
Форма самообразования : индивидуальная.
Действия и мероприятия в процессе работы над темой:
• Изучение литературы по теме
• Посещение ОД у воспитателей
• Посещение педсоветов, семинаров
• Самооценка и самоанализ ОД в своей группе
• Обобщение результатов на заседании методического объединения
Форма работы : перспективный план; подобрать игры; беседы; конспекты.
Форма отчёта : - участие детей в различных конкурсах;
- картотека по ФЭМП;
- дидактический и раздаточный материал;
- консультация для родителей «Формирование элементарных
представлений в семье».
- папка-передвижка для родителей:
«Изучаем математику с детьми дома».
- статья «Формирование элементарных математических
представлений у детей 3-4 лет в семье»;
- отчёт по теме самообразования на педагогическом совете.
Перспективы на 2024-2025 учебный год:
1. Продолжить работу по теме: «Формирование элементарных математических представлений» (согласно возрастной группе);