Никоненко Ирина
Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы.
Публикация «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
К моменту поступления в школу ребёнок обычно демонстрирует базисный уровень развития общения:
– потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
– владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;
– приемлемое (т. е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное)отношение к процессу сотрудничества;
– ориентация на партнёра по общению;
– умение слушать собеседника.
Взаимообмен мнениями, взаимопонимание, сотрудничество позволяют наполнить жизнь ребёнка интересными делами, переживаниями в совместной деятельности, выражают его чувства и отношение к миру в соответствии с культурными традициями и ценностями общества, дают возможность приобрести социальный опыт.
Коммуникативная деятельность у детей дошкольного возраста будет происходить более эффективно, если предпочтение в процессе поиска новых средств и методов организации образовательного процесса отдаётся, во-первых, интегральным, многофункциональным по своему характеру средствам и методам; во-вторых, тем, которые способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересных детям, активизирующих их взаимопонимание, взаимодействие, сотрудничество. Таким средством активизации коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста является игра.
Особенно важным данное средство оказывается в работе с детьми, которые отличаются скованностью, медлительностью, психологической закрытостью, обнаруживают неразвёрнутые формы вербального общения. Эффективность игры обусловлена тем, что каждый ребёнок проявляется в ней наиболее естественным образом, обнаруживая как признаки нарушений в развитии, так и потенциал своих позитивных качеств. В игровых упражнениях и играх успешно отрабатываются следующие навыки:
1) пользование предметами быта (телефоном, компьютером и т. д.);
2) пользование объектами инфраструктуры (покупка в магазине, сообщение сведений о себе родным или работникам экстренных служб и т. д.);
3) обеспечение безопасности (поведение в разных ситуациях);
4) общение со сверстниками, взрослыми;
5) общение с родителями (когда требуется договориться с ними, в том числе в случае отрицательного ответа).
Отсюда можно сделать вывод, что в играх происходит освоение человеческих отношений, социальных форм поведения, ценностей своей культуры, традиций, необходимых для продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, развитие позитивного самосознания.
Цель: развитие социальных умений и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Учить детей преодолевать застенчивость, умение раскрепощаться.
2. Развивать язык жестов, мимики, пантомимики.
3. Распознавать разные эмоциональные состояния других людей.
4. Развивать навыки совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, формировать способность выражать словами свои чувства.
6. Объединить усилия педагогов и родителей для развития коммуникативных навыков детей.
Тематическое планирование по самообразованию на 2018-2019 гг.
Содержание деятельности
Знакомство и изучение практических методов развития коммуникативных навыков в дошкольном обучении и воспитании (методические пособия, наработки педагогов дошкольного образования).
Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразовании.
Сроки - Октябрь-декабрь 2018 г.
Изготовление картотеки игр для развития коммуникативных навыков
Сроки - Ноябрь – январь 2018- 2019 гг.
Диагностика в старшей группе уровня коммуникативного развития воспитанников
Сроки -Январь 2019 г.
Консультации для родителей «Развитие общения и коммуникативных навыков»
Сроки -Февраль 2019 г.
Консультация для родителей на тему: «Как можно развивать коммуникативные навыки»
Сроки - Март 2019 г.
Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа в старшей группе
Дидактические игры и упражнения
«Слово – не воробей».
«Кто быстрее произнесёт скороговорки?»,
«Доскажи слово»,
«Продолжи предложение»
«Моя семья».
Сроки -Февраль-май 2019 г.
Контрольная диагностика в подготовительной группе
Сроки - Май 2019 г.
Тематическое планирование по самообразованию на 2019-2020 гг.
Содержание деятельности
Первичная диагностика в подготовительных группах
Сроки - сентябрь 2019 г.
Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа в подготовительной группе
Сроки - Октябрь-декабрь 2019 г.
Консультация для родителей по теме: «Игра как развитие общения и коммуникативных навыков»
Сроки - Ноябрь 2019 г.
Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа с подготовительной и старшей группами
Дидактические игры и упражнения
«Реклама»
«Сочиняем сказку».
«Встреча солнца».
«Найди своего друга».
Сроки - январь 2020 г.
Памятка: «Развитие речи вашего ребёнка»
Сроки - Март 2020 г.
Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа с подготовительной группами
Дидактические игры и упражнения: «Лучшая модель». «Отгадай, кто герой».
«Кто прав?».
«Что чувствуете?».
«Что умеет делать».
«Только хорошее».
Сроки - Февраль-апрель 2020 г.
Итоговая диагностика в подготовительной группе
Сроки - Май 2020 г.
МЕТОДИКА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ
УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ
(М. И. Лисина)
Данная методика исследует три формы общения: ситуативно-деловую, внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную.
Цель методики: определение ведущей формы общения ребенка со взрослыми.
Материал: игрушки, книги.
Процедура обследования: педагог приводит ребенка в комнату, где на столе разложены игрушки и книги, и спрашивает, что бы он хотел — поиграть с игрушками (1 ситуация, почитать книжку (2 ситуация) или поговорить (3 ситуация). Затем педагог организует ту деятельность, которую ребенок предпочел. После этого ребенку предлагается на выбор один из двух оставшихся видов деятельности. Если ребенок затрудняется ответить, педагог предлагает ему последовательно все три вида деятельности (поиграть, почитать, поговорить). Каждая ситуация длится не более 15 минут.
В случае если ребенок постоянно выбирает одну и ту же ситуацию, не проявляя интереса к другим видам, взрослый после самостоятельного выбора ребенка мягко, но настойчиво предлагает ему отдать предпочтение оставшимся двум ситуациям общения.
Во время обследования педагог заполняет протокол обследования, в котором фиксируются шесть показателей поведения детей:
порядок выбора ситуаций;
основной объект внимания в первые минуты опыта; характер активности по отношению к объекту внимания;
уровень комфортности во время эксперимента;
анализ речевых высказываний;
желательная для ребенка продолжительность деятельности.
Типы общения выделяют по предпочтению одной из трех ситуаций:
1 ситуация (совместная игра) — ситуативно-деловое общение;
2 ситуация (чтение книг) — внеситуативно-познавательное общение;
3 ситуация (беседа) — внеситуативно-личностное общение,
Обработка результатов
Показатели действий детей оцениваются в баллах. Особое внимание уделяется тематике и содержанию речевых высказываний. Наибольшее количество баллов выставляется за внеситуативные, социально-значимые, оценочные высказывания, свидетельствующие о способности ребенка к внеситуативно-личностному общению со взрослыми.
Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель.
МЕТОДИКА «ЛЕСЕНКА» (В. Г. Щур)
Данная методика применяется с целью выявления особенностей самооценки ребенка, а также его представлений об отношении к нему других людей, степени осознанности этого отношения.
Материал: рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек, картонная фигурка мальчика или девочки, которую необходимо расположить посередине лестницы.
Проведение теста: ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек.
Инструкция (взрослый): Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше ставят хороших детей, чем выше, тем, значит, дети лучше, а на самой верхней ступеньке — самые хорошие дети. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывает, еще ниже — детей еще хуже, а на самой нижней ступеньке — самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Папа? Воспитательница?
Анализ результатов
Прежде всего обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дошкольники ставят себя на ступеньку «очень хорошие» или даже «самые хорошие» дети. В любом случае, это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних говорит не об адекватной самооценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности.
Об отношении взрослых к ребенку и их требованиях говорят ответы детей на вопрос, куда их поставят папа, мама, воспитательница. Чем ниже ступенька – тем выше балл, самая верхняя - +1балл
МЕТОДИКА «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»
Данная проективная методика может использоваться в виде игры как специалистами, так и родителями. В ходе совместного эмоционального обсуждения с ребенком ситуации его дня рождения можно выявить особенности взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Родители с помощью данного теста могут увидеть, как воспринимает свою семью ребенок, и лучше понять его.
Начать нужно с беседы о дне рождения. Взрослый спрашивает, кого ребенок хочет пригласить на день рождения, какие подарки он хотел бы получить. Потом вместе с ребенком рисует символичные атрибуты дня рождения — стол со стульями, за которым будут сидеть гости, именинный торт. В процессе совместного рисования взрослый задает ребенку вопросы. Если стулья окажутся разной величины, то вы сможете проанализировать выбор ребенком собственного места: претензии на лидерство (крупный стул) или неуверенность (маленький стул).
Если информации будет недостаточно, можно повторить игру: предложить нарисовать еще один стол — для взрослых (если за предыдущим располагались исключительно дети) или для детей (если предыдущий предназначался только взрослым). А может быть стол в целом для людей, если за предыдущим столом располагались только игрушки, предметы, животные.
Взрослый может задавать лишь уточняющие вопросы.
Инструкция
— Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Ты можешь пригласить всех, кого захочешь. Что бы ты мечтал (а) получить в подарок?Давай нарисуем с тобой большой праздничный стол и, обязательно, именинный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. И, конечно же, нам понадобятся стулья для тебя и гостей. Выбери место, где ты сядешь (рисуется стул, либо обозначается заготовленным из картона маленьким кружочком). Давай твой стул отметим звездочкой или снежинкой?
Имена людей, названия игрушек, животных записываются около символа стула (кружка, а номер выбора — внутри.
После четвертого выбора можно время от времени предлагать повторяющийся вопрос: «Ты будешь еще кого-то сажать или нет?»
Далее взрослый уточняет: не забыл ли ребенок кого-то пригласить, всем ли хватило места и т. д. Если ребенок «забыл» пригласить кого-то, взрослый может спросить: «А теперь ты его пригласишь?»
Некоторые дети демонстрируют желание дорисовывать «стульчики», иногда даже заполняют ими второй ряд.
Анализ результатов
1. Потребность в общении:
а) используются все места за столом или добавляются
новые — ребенок желает общаться в широком кругу;
б) приглашается ограниченное количество гостей, за
столом много свободных мест — желание общаться
только с близкими людьми, в ограниченном кругу;
в) выбираются в качестве «гостей» игрушки, предметы, животные — свидетельство несформированной потребности в общении.
2. Эмоциональные предпочтения в общении: взрослые люди располагаются рядом с ребенком — близкие, доверительные, приятные отношения.
Дидактические игры.
Подвижная дидактическая игра «НЕ».
Формирование понятия «отрицание».
– Встаньте НЕ мальчики.
– Поднимите руки НЕ девочки.
– НЕ сидите! (Дети встают, ложатся, прыгают, бегают.)
– Сядьте на корточки НЕ слонята.
– Ребята, я знаю одного мальчика, которому всё время говорили: «НЕ делай то, НЕ делай это», и он запутался, что же ему НАДО делать. Давайте поможем ему! Я буду читать стихотворение Ю. Вронского, а вы будете объяснять и показывать жестами, что НАДО делать:
Завести велели мне новые привычки:
Никогда девчонок НЕ
Дёргать за косички!
(Дети перечисляют действия: играть, дружить с девчонками, пожать руку, погладить.)
Никогда с братишкой НЕ
Драться за обедом!
(Надо спокойно сидеть и кушать.)
На уроках больше НЕ
Говорить с соседом.
(Слушать учителя, писать в тетрадях, читать книгу.)
– Молодцы, ребята, помогли мальчику!
Дидактическая игра «Угадай цвет».
Ведущий предлагает детям определить, какой цвет он загадал, если такого же цвета небо, василёк, колокольчик, вода в море. (Синий.)
Аналогично разгадываются другие цвета.
Далее дети делятся на группы: каждая получает карточку с определённым цветом и называет как можно больше предметов «своего» цвета. За правильный пример группе засчитывается очко. Победит та группа детей, которая наберёт больше всего очков.
Дидактическая игра «Повтори-ка»
Один из играющих называет какой-либо овощ, допустим капусту. Следующийповторяет: «Капуста», и от себя прибавляет название другого овоща: «Лук». Третий повторяет: «Капуста – лук», и добавляет: «Огурец». И так каждый следующий игрок, перечислив все названные ранее овощи, прибавляет от себя ещё одно название. Если кто-нибудь не сумеет повторить названия всех овощей или перепутает их порядок (за этим следит ведущий, он выбывает из игры.
Дидактическая игра «Хорошо или плохо?»
Для этой игры желательно нечётное количество участников. Первый игрок говорит предложение, начинающееся со слова «хорошо», следующий за ним говорит предложение, начинающееся на слово «плохо».
Примеры:
– Хорошо, что сегодня солнечный день.
– Плохо, что нужно рано вставать.
– Хорошо, что мы завтра пойдём в кино.
– Плохо, что в речке купаться нельзя.
Дидактическая игра «Чтобы – нужно»
В этой игре прослеживается логическая цепочка. Последняя часть предложения – задание для следующего игрока.
Примеры:
– Чтобы съесть конфету, нужно вымыть руки.
– Чтобы вымыть руки, нужно открыть кран.
– Чтобы открыть кран, нужно быть сильным.
Дидактическая игра «Пять определений»
Участникам задается слово (имя существительное). Первый участник даёт ему первое определение, следующий другое и т. д. Участник, давший пятое определение, задаёт новое слово-задание.
Примеры:
Полотенце – бумажное – махровое – цветное– кухонное – банное.
Крокодил – огромный, страшный – зелёный – зубастый – злой.
Дидактическая игра «Слова-двойняшки»
Эту игру придумал Льюис Кэрролл, автор сказки «Алиса в Стране Чудес». Для игры в словадвойняшки выбирается любое слово (желательно от трёх до пяти звуков) и изменяется в нём только один звук. Должно получиться новое слово с точно таким же количеством звуков, что и у первого.
Примеры:
Роса – коса – кожа – ложа – лужа – луна …
Дидактическая игра «Что мы видим?»
Каждый участник игры называет одним словом то, что он видит (например, небо, дерево, рябину, листик и т. д.). Говорить надо быстро, повторяя слова, сказанные другими и добавляя своё новое слово. Кто не сможет сказать слово, выходит из игры.
Дидактическая игра «Что такое?»
Дети поочерёдно называют предмет и его свойство или признак (например: листик – зелёный, машина – красная, небо – синее и т. д.). Кто не сможет назвать свой пример, выходит из игры.
Дидактическая игра «Что умеет делать?»
Дети поочерёдно называют предмет и его действие (например: листик – летает, машина – едет и т. д.). Кто не сможет назвать свой пример, выходит из игры.
Дидактическая игра «Словесная дуэль»
Ведущий предлагает командам назвать по очереди: считалки, пословицы, поговорки на определённую тему. Побеждает команда, которая назовёт больше примеров.
Дидактическая игра «Что я знаю о тебе»
Передавая куклу по кругу, ребёнок, в руках у которого она оказалась, говорит следующие слова: «Я хочу рассказать о своём друге (или подруге)». И рассказывает приблизительно по следующей схеме: как зовут, как можно назвать ласково, какой он (какая она, как одет и во что, чем любит заниматься, почему он с ним (с ней) дружит.
Дидактическая игра «Расскажу вам о себе»
Проводится аналогично предыдущей, только с эстафетной палочкой. Ребёнок, у которого она оказалась в руке, рассказывает о себе по схеме предыдущей игры.
Дидактическая игра «Давайте говорить друг другу комплименты»
Игру можно проводить по схеме: ребёнок – ребёнок или ребёнок – родитель. Обращаясь друг к другу, участники игры поочередно говорят партнёру приятные слова, комплименты.
Дидактическая игра «Путаница»
Дети образуют круг и ходят вокруг ведущего, который стоит в центре и произносит текст, специально делая ошибки. Там, где она допущена, дети должны захлопать в ладоши. Где ошибки нет, дети должны затопать ногами. Тот, кто ошибается, выходит из игры. Для текста ведущего подойдёт любая «путаница». Например:
Птички певчие поют:
гав-гав-гав.
(Дети хлопают в ладоши.)
Колокольчики звенят:
жу-жу-жу.
(Дети хлопают в ладоши.)
Лает пёсик на дворе:
мяу-мяу-мяу.
(Дети хлопают в ладоши.)
Жук на дереве жужжит:
жу-жу-жу.
(Дети топают ногами.)
Утки серые кричат:
кря-кря-кря.
(Дети топают ногами.)
Козлик серенький кричит:
му-му-му.
(Дети хлопают в ладоши.)
А барашек у реки:
бе-бе-бе.
(Дети топают ногами.)
А корова на лугу:
чик-чирик, чик-чирик.
(Дети хлопают в ладоши.)
Эта игра может продолжаться как угодно долго, если ведущий будет менять звукоподражательные слова.
Дидактическая игра «Только хорошее»
Педагог с мячом в руках встаёт перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому бросает мяч. Ребёнок ловит его только тогда, когда педагог произносит слово, обозначающее какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность и проч.). В этом случае игрок делает шаг по направлению к педагогу. Если ребёнок случайно «поймает плохое качество»(жадность, злость, обидчивость и проч., он делает шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдёт до педагога. Этот ребёнок становится ведущим.
Дидактическая игра «Добрые волшебники»
Все дети становятся добрыми волшебникам: они должны подарить людям чтонибудь хорошее и нарисовать свой подарок на листочке – лепестке. Затем каждый ребёнок рассказывает, почему он делает именно этот подарок и что в результате изменится в мире. В конце игры все листочки лепестки соединяются в одну ромашку. Это подарок добрых волшебников всем людям.
Дидактическая игра «Покажи стихотворение»
Дети распределяются на небольшие группы. Каждой из них даётся, не слышно для других, стихотворение, содержание которого нужно изобразить с помощью пантомимы. Игроки договариваются, кто и как будет выступать. После этого каждая группа показывает свой номер. Остальные группы должны угадать стихотворение. За каждый верный ответ группа получает очко.
Для игры выбираются простые, хорошо знакомые детям стихотворения:«Мишка косолапый», «Зайка», «Самолёт», «Лошадка», «Мячик» («Наша Таня громко плачет», «Кошкин дом» (например, сцена тушения пожара, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит…» и т. д.
Памятка для родителей
«Развитие речи вашего ребёнка».
1. Учите детей узнавать и называть различные предметы и вещи, которые нас окружают; группировать их по признакам: игрушки, посуда, овощи, фрукты, и т. д.
2. Уделяйте внимание развитию речи детей, читайте сказки, стихи, потешки и загадки.
3. Учите детей отвечать на простейшие вопросы, рассказывать несложные рассказы и сказки.
4. Знакомьте детей с дикими и домашними животными и их детёнышами. Вызывайте у детей желание наблюдать и заботится о животном и растительном мире.
5. В играх вместе с детьми подбирайте к словам-существительным слова-прилагательные (мишка- большой, косолапый, неуклюжий; василёк- красивый, полевой и т. д.)
6. Учите детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (стул-стульчик, рука-ручка, ключ-ключик и т. д.)
7. Знакомьте с трудом взрослых. Рассказывайте детям о профессиях.
8. И самое важное! Следите за своей речью, не допускайте «сюсюканья» или нецензурных выражений. Помните, что дети как «губка» впитывают всё, что слышат от взрослых.
Литература
1. Хухлаева О. Н. «Лесенка радости». М. ,1998 г.
2. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. "Учим детей общению". Ярославль, 1996г.
3. Кряжева Н. Л. "Развитие эмоционального мира детей". Ярославль, 1996 г.
4. Гаврилушкина, О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада [Текст] / О. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. – 2003. — №2. – С. 12-16.
5. Дубинина, Л. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений [Текст] / Л. Дубинина. Изд. Книголюб, 2006. – 176 с.
6. Коблянская, Е. В. Психологические аспекты социальной компетентности. [Текст] /Е. В. Коблянская //Дис. … канд. психол. наук. СПб., 2005
7. Ледовских, Н. К. Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста как коммуникативный повод для педагога [Текст] / Н. К. Ледовских // Детский сад: теория и практика. – 2013. — №3. – С. 106-112
8. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. Изд. Питер, 2008. – 320 с.
9. Лыкова, И. А. Диалог с исскуством: смысловое значение на языке образов, знаков и символов культуры [Текст] / И. А. Лыкова // Детский сад: теория и практика. – 2013. — №3. – С. 90-105
10. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] / В. С. Мухина. – Изд. : Академия, 2009, — 640 с.
11. Поздеева, С. И. Открытое совместное действие педагога и ребенка как условие формирования коммуникативной компетентности детей [Текст] / С. И. Поздеева // Детский сад. – 2013. — №3, — С. 76-83
12. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005, с. 126
13. Судоплатова, Ю. А. Народная сказка как средство развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста [Текст] / Ю. А. Судоплатова, Д. Н. Дубинина // Детский сад: теория и практика. – 2013. — № 3. — С. 84-89