Шершнева Ольга
Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста
Математика – это особый мир, мир чисел, количества, геометрических представлений, мир величины, цвета и формы. Как же открыть детям этот необыкновенный, волшебный мир, чтобы они свободно могли в нём ориентироваться. Задача для педагога трудная, но очень интересная.
Чтобы правильно организовать деятельность детей по данному направлению, надо хорошо знать их возрастные психологические особенности. В данном возрасте сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов – внимания, памяти, мышления, а также потребность в эмоциональном комфорте. Поэтому в младшем дошкольном возрасте образовательную деятельность лучше всего строить через игру. Ведь игра имеет важнейшее значение, она является ведущим видом деятельности. В игре удаётся привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых очень трудно сосредоточить внимание
Публикация «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
Цель способствовать познавательному развитию детей, формировать элементарные математические представления.
Задачи : расширять кругозор на базе ближайшего окружения; развивать у детей умение устанавливать простейшие взаимосвязи, самостоятельно делать вывод.
образовательные: обогащать представления детей о свойствах предметов (форма, цвет, величина); учить устанавливать связь между словом и свойством предмета; развивать наглядно-образное мышление, знакомить с преобразованиями предметов (в том числе пластилиновых шариков, которые можно расплющивать или раскатывать в колбаски; переливать из одних сосудов в другие подкрашенную воду и наблюдать при этом изменение уровня жидкости в зависимости от формы и размера сосуда, и т. д.); формировать навыки продуктивной (конструктивной) деятельности, на ее основе соотносить с такими свойствами, как высота, ширина и длинна, применяя для этого адекватные словесные обозначения; учить конструировать по образцу, предлагаемому взрослым; учить сравнивать по количеству, используя обобщённые понятия; учить изменять количество через ситуацию добавления, убавления; обучать счёту в пределах пяти.
Среда детей 2 младшей группы более стабильная, включает пособия на развитие мелкой моторики, 2-3 вида мозаики, наборы разрезных картинок (4-6 частей, пирамидки, матрёшки, вкладыши (на закрепление операции сериации) и дидактически игры на основные задачи развития детей 4-го года жизни.
Дидактические игры могут решать как единичную задачу, так и быть полифункциональными: решать несколько дидактических задач. Например, в дидактической игре «Весёлый мяч», решаются конкретные задачи на ориентировку от себя: подними мяч вверх, опусти мяч вниз и т. п.
В дидактической игре «Нарисую я картину», решаются задачи на ориентировку в пространстве и закрепление основных цветов: желтое солнце на небе вверху, красный цветок на полянке внизу, синие тучки на небе вверху, около красного цветка вырос желтый одуванчик и т. д.
Интересны детям для закрепления пространственных представлений дидактические игры, созданные по мотивам знакомых русских народных сказок, например «Репка», «Теремок», «Рукавичка» и др. Вспоминая сказку, выкладывая её на магнитной доске, дети вспоминают пространственные отношения персонажей: дедка стоит впереди, за дедкой бабка, бабка стоит сзади дедки и т. п.
С целью ознакомления детей с геометрическими формами созданы дидактические игры : «Геометрическая полянка», «Подбери заплатку», где дети накладывают тождественную геометрическую фигуру на образец ( здесь можно использовать дифференцированный подход: дети с высоким уровнем развития определяют фигуру по 2-3 признакам – цвет,