Кутерёва Ирина
Родительское собрание «Приобщение к народному искусству через разнообразные формы взаимодействия»
▼ Скачать + Заказать документы
Составила воспитатель высшей категории : Кутерева Ирина Евгеньевна
АНО ДО «Планета детства «Лада», детский сад №182 «Золотой ключик», г. Тольятти
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Организуя работу с родителями по приобщению к народному искусству, мы опираемся на партнерство педагогов и родителей, единое понимание целей и задач, не только на взаимопонимание, уважение и доверие со стороны родителей, но и помощь. Содержание работы с родителями по приобщению к народному искусству реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей роль и значение народного декоративного искусства в воспитании детей. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.
Публикация «Родительское собрание „Приобщение к народному искусству через разнообразные формы взаимодействия“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
• родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи («Приобщение ребенка к истокам народной культуры»)
•
мини-собрания одна из эффективных, нетрадиционных форм работы с родителями. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции.
•
творческие (художественные) гостиные - это модель взаимодействия родитель-ребенок-педагог. На этих встречах дети и родители вместе играют, поют, танцуют, создают индивидуальные и коллективные работы из разных материалов, с использованием традиционных и нетрадиционных техник. В основе лежит принцип взаимодействия ребенка с родителями при участии специалистов («Путешествие в Городец»)
•
конференции – где в занимательной форме педагоги, профильные специалисты и родители моделируют ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в определенной области, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами («Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей»)
•
беседа - наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, может возникать стихийно по инициативе и родителей и педа-гога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи.
•
консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет. Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. («Влияние дпи на развитие творческих способностей детей»)
•
• советы специалиста
• индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей
•
мастер-классы («Мастера скорей за дело, украшай посуду смело»)
•
круглый стол, в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов («Русские народные промыслы»)
•
вечера для родителей («Знакомьтесь: русская матрешка»)
•
кружки («Художники-умельцы»)
•
школа для родителей, где используются разнообразные методы и приемы обогащения воспитательного опыта родителей («Народные поделки»)
•
консультативный клуб («Вернисаж»)
•
клубы по интересам («Ненаглядная краса России»)
•
дни открытых дверей дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию («В гостях у мастеров») КВН по народным промыслам («Сувенир из России»)
• турниры знатоков («Знатоки ДПИ»)
• устный журнал («Чудо филимоновских свистулек») состоит из 3-6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин. Каждая страница – это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием (просмотром) записей, выставками рисунков, поделок, книг
викторины («Угадай и расскажи»)
праздники («Праздник в царстве Дымково»)
• фольклорные посиделки («Весенняя ярмарка»)
• тренинги Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.
• выпуск газеты («Городецкие узоры – сколько радости для глаз!»; стен - газеты «Русские глиняные игрушки»)
• конкурсы (плакатов, коллажей) («Золотые травы Хохломы»)
• семейные художественные студии - это своего рода художественные мастерские, объединяющие семьи воспитанников для занятий творчеством в сопровождении педагога. Например, встречи с мастерами декоративно-прикладного искусства
• совместные вернисажи («Расцветай Гжель васильковая»)
• выставки семейных коллекций («В гостях у народных мастеров»)
• экспонаты своими руками («Умелые руки не знают скуки»)
• создание мини музеев и экспозиций («Нежно - голубое чудо»)
• экскурсии (музеи, художественные салоны, выставочные центры, в «русскую горенку» детского сада)
• виртуальные экскурсии («Дымковская сказочная страна»)
• проектная деятельность («Разнообразие промыслов России»)
• семейная ассамблея (форма досуга, объединяющая семьи воспитанников и педагогов учреждений образования, культуры и искусства с целью знакомства друг с другом, погружения в разнообразную совместную деятельность)
• семейный календарь (оформляя его, педагоги и родители в полной мере могут проявить свои художественно-оформительские способности о музеях города и об организуемых выставках)
• перспективы выходного дня (сообщается адрес музея, что можно увидеть, на что обратить внимание)
• прием «путеводного листа» - предлагаем родителям посетить в Интернете, например Эрмитаж
• аукционы - проходят в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме («Ярмарка»)
Наглядно-информационные (просветительские, аналитические)
• информационные стенды (корзины, письма) («Приобщение к истокам русской народной культуры»)
• папки-передвижки формируются по тематическому принципу: («Каргопольские легенды»)
• выставки в детском саду и за его пределами («Радуга дымковских узоров»)
• фотовыставки, в том числе и когда родители (по нашей просьбе) делают фотографии во время посещения интересных мест, выставок, музеев и предоставляют фото в нашу копилку
• памятки, буклеты изготовленные на одном листе, сложенном параллельными сгибами в несколько страниц так, что текст читался без разрезки, раскрываясь, как ширма; брошюры, листовки, бюллетени
Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях
• создание медиатеки («Народные промыслы нашего края»)
• интернет журналы
• переписка по электронной почте
• приобретение книг, открыток – верный способ приобщения к народному искусству и понимание его
• создание книг («Ярмарка народных промыслов»)
опросы, срезы, анкетирование, тестирование по вопросам художественного развития детей
Перечисленные формы используются в зависимости от направления по вовлечению родителей в художественно-образовательное пространство
1. повышение компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с народными промыслами (индивидуальные беседы, консультации, всеобучи, семинары при Родительском университете);
2. пропаганда народного искусства (информационный блок на изобразительной страничке, возможность пользования фонотекой «Художественный киоск»);
3. вовлечение в изобразительно-образовательный процесс (открытые занятия, участие в них);
4. совместная изобразительно-досуговая деятельность (написание сценариев, участие в подготовке и проведении праздников, исполнение ролей).
Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников, безусловно, дает положительные результаты: изменяется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие становятся активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Использование педагогами в своей работе названных форм взаимодействия с семьей позволяет успешно реализовать основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Сегодняшний педагог это творческий, заинтересованный, который не боится современных инновационных технологий, задумывающийся над тем, как построить свою работу в соответствии с новыми ФГТ, будет применять множество разнообразных форм работы, которые можно использовать в изобразительной деятельности с дошкольниками. Главное во всех этих видах работы – любовь к детям и настрой на творческое развитие личности в игре через интеграцию по всем направлениям образовательной деятельности.