Ольга Ивлиева
Развлечение «На мордовских посиделках»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познавательное развитие.
Задачи:
Образовательные:Формировать у детей устойчивый интерес к быту мордовского народа, к культуре.
Развивающие :Развивать эмоционально-чувственную сферу детей, образное мышление, творческое воображение, выразительность речи.
Воспитательные:Воспитывать интерес в духе уважения к своему народу, его языку, быту, традициям, культуре.
Интегрируемые образовательные области:
ОО «Речевое развитие»
Темочки:
Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, умения более точно характеризовать ситуацию, фразовых и связанных высказываний.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Формирование дружеских взаимоотношений между детьми; привычки сообща трудиться, заниматься, умение самостоятельно находить.
ОО «Физическое развитие»
Совершенствование физических качеств в разнообразных формах двигательной деятельности (подвижные игры, физ. минутки). Формирование правильной осанки, умения осознанно выполнять движения. Развитие самостоятельности, творчества; формирование выразительности и грациозности движений.
Словарная работа:
Развитие артикуляционного аппарата посредством произнесения кровать – коник, люлька – нюрям, печь, ткацкий станок, прялка.
Предварительная работа:
1. Прослушивание песни «Мой Саранск, ты город старинный» Р. Асаинова,
мордовской народной песни «Луганяса келуня».
2. Чтение стихов мордовских писателей.
3. Разучивание мордовского танца.
4. Рассматривание альбома «Достопримечательности г. Саранска».
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: иллюстрации картин Ф. В. Сычкова, иллюстрации работ С. Ф. Нефедова (Эрьзя, музыкальные инструменты, сделанные руками тавлинских мастеров, макет березы.
Оборудование: проектор, экран, слайды, магнитола.
Форма проведения: групповая форма организации деятельности детей.
Методические приемы:
Словесные: рассказ, чтение стихов, рассказывание сказки.
Наглядные: рассматривание предметов, картин, игра на музыкальных инструментах.
Игровые: дидактическая игра, подвижная игра.
Мотив детской деятельности: проблемно-игровой.
Ход развлечения:
Кудава (Хозяйка дома)
День наш долог. Насчитаю 40 елок,
То на лавке посижу, то в окошко погляжу.
Сорока стрекочет - гостей пророчит
(входят дети)
Дети. Шумбрат, Кудава!
Кудава. Шумбратада, шабат! (Здравствуйте, дети)
А чьи вы гости будете? Из каких краев?
1 ребенок
Земля моя, Мордовия родная,
Здесь родились мы, здесь живем
Твои богатства прославляя
О красоте мордовской мы поем!
2 ребенок
Здесь в Мордовии поля без края,
До небес богатые леса,
Здесь растем мы и прославляем
Мы тебя мордовская земля!
Кудава (Xозяйка). Просим, просим к нам в избу. Так вы из мордовского
села. В тесноте, да не в обиде. Давайте улыбнемся и передадим, друг
другу заряд бодрости, хорошее настроение, а чтобы нам было весело, будем пританцовывать, да приплясывать. Помогут нам в этом «Левженские
наигрыши».
Дети танцуют (по кругу вместе с хозяйкой)
Кудава (Хозяйка). Будьте как дома, присаживайтесь. Милости просим. Приглашаю вас на наши посиделки, посвященные нашему родному краю Мордовия. Приглашаю в путешествие в сказку. Послушаем быль –
бывальщину про Песельника - искусника. В тридевятом царстве,
в тридевятом государстве, что зовется Мордовия, жил - был Песельник.
Уехал он в стольный город Саранск жить - поживать. Хорошо живется
в городе, да только скучно стало Песельнику без песен мордовских. Уехал Песельник из Саранска. Пошел по белу свету песни искать. Идет по дороге,
среди полей мордовских, среди лесов дремучих, а на опушке леса стоит береза.
Кассь вирняса, ки трваса
Акша панар келуня.
Лопанянза мековасу
Либордсть, кода мелавнят.
(Белая береза, выросла в лесу.
Шелестят листочки у нее на ветру,
как крылья у бабочки).
Песельник. Эй, веселый народ, становись вокруг березки в хоровод.
(Хороводная песня «Луганяса келуня»).
Кудава. Это мордовская песня веселая задорная, так и хочется под нее плясать итанцевать (дети садятся).
Много сел и деревень прошел Песельник. Много песен спел и других
слушал. Вот подходит он к одной мордовской деревне, а там свадьба.
Инсценировка. Девочка – мордовочка идет по кругу с женихом под
мордовские ритмы, а хозяйка ведет рассказ).
Кудава. Вот идет невеста, да какая красивая, бусы на ней в десять рядов,
платье на ней с вышивкой мордовской. И жених подстатьей. Рубаха атласная,
сапоги блестящие. Веселится свадьба, шумит свадьба, отплясывает.
Танец мордовский
Кудава. Веселая была свадьба. Стал Песельник перед гостями речь держать.
Песельник.
Ах, вы девицы, вы добры молодцы, Мастерицы, да рукодельницы, певуньи, да
затейники.
Не хотите ли вы со мной поиграть в мордовскую игру «В горшки?».
Где хозяин, где горшки?
Мордовская игра «В горшки»
Песельник. Побывал я, ребята, в одном эрзянском селе, а там такие умельцы живут. Они вырезают из дерева такие красивые игрушки, сейчас я вам их подарю. Среди них есть и музыкальные инструменты, на которых можно играть.
Игра на музыкальных инструментах.
Песельник. Ну, мне пора. До свидания.
Кудава. Пошел Песельник дальше. Наша сказка закончилась, но история о родномкрае не заканчивается.
(экскурсия в «светелку», рассказ хозяйки)
На посиделках не только пели, плясали и играли, но и рукодельничали: ткали, вышивали, вязали. Я приглашаю вас всех в свою «светелку» и покажу предметы, которыми я пользуюсь.
Это ткацкий станок. На нем ткали ткань и шили вот такие рубашки - панар (показ)
Прялка. Позолоченная прялочка, я тяну, а нитка тянется.
Я тяну, а нитка тянется.
Мне работа очень нравится.
Из полученной нитки вязали теплые носки.
Люлька - нюрям. Укладывали младенца. Женщина - мордовочка укачивала его и пела мордовскую колыбельную песню :
Баю – баю, иднязе.
Лясень сетьме веднязе
Удок, касат оцюста
Тума лаца тазаста.
Это печка - петнагод. В мордовских семьях детей было очень много, и все дети спали на печке. Мама вставала очень рано, затопляла печь и варила в печке щи, кашу, горох, пекла мордовские пышные блины. И я напекла вам блины. Угощу вас после посиделок.
Кудава. Наш разговор будет неполным, если мы не вспомним о наших замечательных талантливых людей. Среди них художник Федот Васильевич Сычков. Много замечательных картин написал. На его полотнах замечательные народные праздники, гулянья. Герои его картин – мордовские и русские крестьяне. Особенно любил изображать детвору.
Вопрос к ученикам школы. Назовите его картины.
Кудава. Мордовский народ гордится своим великим сыном - замечательным скульптором Степаном Дмитриевичем Нефедовым. Нам известен как скульптор Степан Эрьзя.
Вопрос к ученикам. Какие работы вы знаете?
Работы Ф. В. Сычкова и Степана Эрьзя хранятся в музее изобразительных искусств.
Кудава. Мы живем в Мордовии. На каком языке разговаривают мордва? (на мордовском языке).
Словесная игра. Сейчас посоревнуемся, кто больше знает
мордовских слов :заяц (нумол, волк (врьгаз, медведь (офта, огурец (куяр, девочка (стирня, мальчик (цераня, яблоко (марь, картошка (модамарь, встали (стяда, птица (нармонь, сели (озада, хлеб (кши, ложка (куцю, здравствуйте (шумбрат, мяч (топа) и т. д.
(хозяйка обращается к гостям).
Кудава. А вы откуда будете, гости дорогие?
1ученик. Из мордовского села.
Мы приехали сюда.
К вам пришли мы не одни –
песни, пляски принесли.
2ученик. Мы с мордовской песней дружим,
по-мордовски говорим.
Хорошо живем, не тужим,
песню спеть для вас хотим.
Мордовия! Зову тебя я милой
И стороною самой дорогой.
Ведь ты меня вспоила и вскормила
И мне земли ненадобно другой.
Песня «Ты мой город Саранск».
Слово предоставляется учительнице средней общеобразовательной школы №34 Вере Федоровне.
Кудава. Вот и закончился наш праздник. До свиданья, гости званые, желанные. Приходите к нам почаще. Уледа, шумбрат! Будьте здоровы!
Литература
1. Хрестоматия к программе «Валдоня» (раздел «Музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии».)
2. О. В. Дыбина «Что было до.»
3. Хрестоматия к программе «Валдоня». «Колыбельная песня».