Татьяна Скрягина
Круглый стол «Развивающая предметно-пространственная среда: актуальный опыт ДОУ и возможности модернизации»
▼ Скачать + Заказать документы
Мероприятие методического уровня
Тема: «Развивающая предметно-пространственная среда : актуальный опыт МАДОУ и возможности модернизации»
Основные цели:
• актуализировать основные положения ФГОС ДО в части требований к развивающей предметно-пространственной среде (далее – РППС);
• обсудить актуальное состояние РППС в детском саду и определить «точки роста»;
• предоставить педагогам возможность высказать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу;
Публикация «Круглый стол „Развивающая предметно-пространственная среда: актуальный опыт ДОУ и возможности модернизации“» размещена в разделах
- Круглый стол для педагогов
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
• обсудить конкретные практические возможности модернизации и оптимизации РППС.
Участники: педагоги МАДОУ – детского сада общеразвивающего вида № 165 (г. Екатеринбург)
Форма проведения: круглый стол
Оборудование: проектор, экран, бумажные шляпы шести цветов
Краткая аннотация к работе:
Представленное методическое мероприятие проводилось в форме «круглого стола» с использованием методики «Шесть шляп мышления» Э. де Боно. В процессе работы круглого стола обсуждались следующие вопросы: конкретные факты, касающиеся организации РППС в детском саду; слабые и сильные стороны существующей РППС; позитивные изменения, которые произойдут, если будет воплощена идея модернизации среды; возможные варианты оптимизации среды.
Предварительная работа :
- Семинар «ФГОС ДО: требования к предметно-пространственной среде».
- Творческая лаборатория «Детский сад: пространство творчества».
- Анализ педагогами РППС групп.
- Игра-имитация в реальной среде группы : разыгрывание различных педагогических ситуаций в реальном пространстве группы (педагоги выступали в роли и детей, и воспитателя). На основе личностного и эмоционального опыта педагогов, полученного в игре, выстраивалось обсуждение в рамках данного мероприятия.
Ход мероприятия:
1. Мотивация к деятельности
Уважаемые участники, сегодняшний круглый стол посвящен теме развивающей предметно-пространственной среды. Сегодня мы обсуждаем возможности предметно-пространственной среды влиять на организацию детской деятельности; а также говорим о путях модернизации и оптимизации среды в соответствии с современными условиями и требованиями.
Напоминание участникам о правилах обсуждения по методике «Шесть шляп» (Э. де Боно) – слайд 2.
Данную тему мы обсуждали с вами на уровне пространства детского сада, говорили о дизайне, стилистике, цветовом оформлении; также все педагоги провели анализ среды на рабочих местах (с результатами мы обязательно познакомимся); кроме того, у нас с вами был интересный опыт непосредственного погружения в среду, который ляжет в основу нашего сегодняшнего разговора.
В условиях реальной группы мы действовали с позиции ребенка и воспитателя, чтобы лучше понять возможности организации деятельности в существующей среде.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
Итак, предлагаю надеть белую шляпу и обсудить известные нам факты по обсуждаемой проблеме. – слайд 3 (текст на слайдах, где описывается значение шляп не озвучивается, он нужен участникам в качестве ориентира)
• Перечислите требования и принципы организации РППС, изложенные в ФГОС ДО.
Участники берут белую шляпу и вспоминают основные положения.
Давайте проверим, насколько полно нам удалось осветить данный вопрос. – слайд 4
Ведущий надевает белую шляпу.
Позвольте представить вам результаты анализа РППС, проведенного педагогами в своих группах. – слайды 5-7
Давайте вернемся к опыту нашей игры-имитации.
• По какому принципу вы выбирали поле для своей деятельности, когда играли роль ребенка?
• Было ли вам интересно действовать с игрушками и материалами, которые находились в группе?
• Какие эмоции, связанные с окружающим пространством, вы испытывали, находясь в роли ребенка? в роли воспитателя?
• Что из материалов, центров, групп вызывало наибольший интерес? На какие зоны / материалы вообще не обращали внимание?
• На основе игрового опыта считаете ли нужным вести работу по изменению среды в своей группе?
Вы можете выразить ваше отношение, не объясняя его и не анализируя причин.
Педагоги берут красную шляпу и рассказывают о своих чувствах и эмоциях, которые они испытывали во время игры.
А теперь предлагаю вновь надеть белую шляпу и поговорить о конкретных фактах:
• Что может делать ребенок в игровом уголке «Парикмахерская» (перечислите конкретные действия детей и как часто они их осуществляют);
• Перечислите возможные конкретные действия в уголке исследований; как ребенок может догадаться, что он может / должен делать?
• Расскажите о правилах использования музыкального уголка, для каких целей он служит в группе; как решается вопрос комфорта других детей (шум, громкость).
3. Выявление причины затруднения
Ну что же, пришел черед черной шляпы – слайд 9
• Какие объективно слабые стороны можно выделить в традиционной среде нашего детского сада?
Слабые стороны, названные педагогами:
- наличие формальных «мертвых» уголков, которые занимают место и не служат организации какой-либо деятельности (музыкальный, двигательный, театральный, парикмахерская);
- излишек материалов в отдельных зонах (настольные игры, паззлы);
- не всегда учитываются гендерные особенности: мальчикам нужно большое горизонтальное пространство, девочкам – уютное вертикальное (объективно – в некоторых группах этому уделяется внимание);
- нет уголков уединения, у детей нет возможности побыть в одиночестве, когда это необходимо;
- уголок ИЗО содержит материалы, но нет средств активизации детского творчества, нет возможностей поделиться своим творчеством – нет места для импровизированных выставок;
- уголки «Кухня», «Магазин», «Больница» стационарны, занимают много места, дают мало возможностей для вариаций;
- мало возможностей для самостоятельной познавательной деятельности (в основном присутствуют дидактические игры, в младших группах очень мало материалов для сенсорного развития);
- среда групп не мобильна; практически ни в одной группе за год не менялась организация пространства.
4. Построение проекта выхода из затруднения
Конечно, не всегда приятно говорить о слабостях и затруднениях, но это важно для дальнейшего движения вперед. Итак, на очереди желтая шляпа – шляпа оптимизма. слайд 10
• Какой позитивный опыт организации пространства есть у нас? Можно поделиться собственным опытом или похвалить коллег.
Ответы педагогов:
- мини-музеи, собранные совместно с родителями;
- выставки, коллажи, стенгазеты, сделанные детьми;
- создание коллективных макетов;
- уютные зоны отдыха, совмещенные с уголком природы или уголком чтения;
- тематическая организация пространства (прослеживание темы в оформлении группы, в играх, книгах, игрушках);
- эстетика оформления групп;
- соблюдение норм безопасности.
• К каким позитивным переменам приведет изменение привычной РППС?
Итак, давайте посмотрим, к каким выводам мы пришли – слайд 11
5. Включение в систему знаний
• Давайте вспомним себя в роли детей и пофантазируем, как можно улучшить, разнообразить, сделать более комфортной и интересной среду в группах?
Педагоги надевают зеленую шляпу – слайд 12. Работаем по методу «мозгового штурма» - генерируем идеи, подробно не обсуждаем.
Результат обсуждения:
- использовать мягкие модули для создания различных вариантов пространства для сюжетно-ролевых игр (строить дом, магазин и т. д. – каждый раз разные);
- использовать подвижные складные перегородки и ширмы;
- сделать пространство с конкретными упражнениями-заданиями (аналогия с Монтессори-материалом);
- поставить в группе или спальне небольшую складную палатку (уголок уединения);
- трансформировать театральный уголок (и парикмахерскую) в уголок ряжения; театральные атрибуты (и если сильно хочется, музыкальные инструменты) разместить рядом в пластиковом контейнере;
- продумать презентацию материалов;
- превратить уголок ИЗО в центр искусства (или творчества, продумать возможность размещения в нем детских работ, выполненных самостоятельно;
- сделать картотеки для организации самостоятельной деятельности детей (опыты, математические задания, ламинированные карты).
6. Рефлексия деятельности
Синюю шляпу анализа (слайд 13) нам предстоит надеть, чтобы в следующий раз обсудить жизнеспособность и реальность предложенных вариантов, обдумать, что мы можем взять в качестве идей или ориентиров.
В завершении работы участники могут выбрать любую шляпу и выразить свое мнение о результатах совместной деятельности (в соответствии со значением цвета шляпы).
Комментарии к сценарию
Данное мероприятие проводилось в рамках реализации годовой задачи по развитию предметно-развивающей среды как компонента образовательной среды МАДОУ.
Был проведен анализ по методике «Зеркало» и выявлена следующая проблема: педагоги не могут внятно сформулировать планы по развитию пространственно-предметной среды в группах, в том числе имеют затруднения в комплектации групп игрушками и пособиями.
Стала очевидной необходимость разработать конкретные рекомендации по созданию РППС. С другой стороны, среда группы – неотъемлемая часть индивидуального методического стиля педагога, требующая понимания конкретной образовательной ситуации и учета специфики контингента воспитанников. Таким образом, необходимо соблюсти баланс между соблюдением современных требований (ФГОС ДО, конкретизацией этих требований, принятия и осознанного отношения к данным требованиям самих педагогов и созданием условий для проявления индивидуальности и творчества воспитателей.
Выбор формы мероприятия был обусловлен следующими особенностями ситуации:
- необходимо организовать общий обмен мнениями по вопросу РППС;
- среди участников нет (на данном этапе не выявлены) принципиального расхождения и кардинально противоположных мнений по данному вопросу.
«Круглый стол» не является синонимом понятий «дискуссия», «полемика», «диалог». «Круглый стол» - это форма организации обмена мнениями, которая в наибольшей степени способствовала реализации целей.