Лучший педагог года

Круглый стол «Развивающая предметно-пространственная среда: актуальный опыт ДОУ и возможности модернизации»

Татьяна Скрягина
Круглый стол «Развивающая предметно-пространственная среда: актуальный опыт ДОУ и возможности модернизации»
▼ Скачать + Заказать документы

Мероприятие методического уровня

Тема: «Развивающая предметно-пространственная среда : актуальный опыт МАДОУ и возможности модернизации»

Основные цели:

актуализировать основные положения ФГОС ДО в части требований к развивающей предметно-пространственной среде (далее – РППС);

• обсудить актуальное состояние РППС в детском саду и определить «точки роста»;

предоставить педагогам возможность высказать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу;

Публикация «Круглый стол „Развивающая предметно-пространственная среда: актуальный опыт ДОУ и возможности модернизации“» размещена в разделах

• обсудить конкретные практические возможности модернизации и оптимизации РППС.

Участники: педагоги МАДОУ – детского сада общеразвивающего вида № 165 (г. Екатеринбург)

Форма проведения: круглый стол

Оборудование: проектор, экран, бумажные шляпы шести цветов

Краткая аннотация к работе:

Представленное методическое мероприятие проводилось в форме «круглого стола» с использованием методики «Шесть шляп мышления» Э. де Боно. В процессе работы круглого стола обсуждались следующие вопросы: конкретные факты, касающиеся организации РППС в детском саду; слабые и сильные стороны существующей РППС; позитивные изменения, которые произойдут, если будет воплощена идея модернизации среды; возможные варианты оптимизации среды.

Предварительная работа :

- Семинар «ФГОС ДО: требования к предметно-пространственной среде».

- Творческая лаборатория «Детский сад: пространство творчества».

- Анализ педагогами РППС групп.

- Игра-имитация в реальной среде группы : разыгрывание различных педагогических ситуаций в реальном пространстве группы (педагоги выступали в роли и детей, и воспитателя). На основе личностного и эмоционального опыта педагогов, полученного в игре, выстраивалось обсуждение в рамках данного мероприятия.

Ход мероприятия:

1. Мотивация к деятельности

Уважаемые участники, сегодняшний круглый стол посвящен теме развивающей предметно-пространственной среды. Сегодня мы обсуждаем возможности предметно-пространственной среды влиять на организацию детской деятельности; а также говорим о путях модернизации и оптимизации среды в соответствии с современными условиями и требованиями.

Напоминание участникам о правилах обсуждения по методике «Шесть шляп» (Э. де Боно) – слайд 2.

Данную тему мы обсуждали с вами на уровне пространства детского сада, говорили о дизайне, стилистике, цветовом оформлении; также все педагоги провели анализ среды на рабочих местах (с результатами мы обязательно познакомимся); кроме того, у нас с вами был интересный опыт непосредственного погружения в среду, который ляжет в основу нашего сегодняшнего разговора.

В условиях реальной группы мы действовали с позиции ребенка и воспитателя, чтобы лучше понять возможности организации деятельности в существующей среде.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

Итак, предлагаю надеть белую шляпу и обсудить известные нам факты по обсуждаемой проблеме. – слайд 3 (текст на слайдах, где описывается значение шляп не озвучивается, он нужен участникам в качестве ориентира)

• Перечислите требования и принципы организации РППС, изложенные в ФГОС ДО.

Участники берут белую шляпу и вспоминают основные положения.

Давайте проверим, насколько полно нам удалось осветить данный вопрос. – слайд 4

Ведущий надевает белую шляпу.

Позвольте представить вам результаты анализа РППС, проведенного педагогами в своих группах. – слайды 5-7

Давайте вернемся к опыту нашей игры-имитации.

• По какому принципу вы выбирали поле для своей деятельности, когда играли роль ребенка?

• Было ли вам интересно действовать с игрушками и материалами, которые находились в группе?

• Какие эмоции, связанные с окружающим пространством, вы испытывали, находясь в роли ребенка? в роли воспитателя?

• Что из материалов, центров, групп вызывало наибольший интерес? На какие зоны / материалы вообще не обращали внимание?

• На основе игрового опыта считаете ли нужным вести работу по изменению среды в своей группе?

Вы можете выразить ваше отношение, не объясняя его и не анализируя причин.

Педагоги берут красную шляпу и рассказывают о своих чувствах и эмоциях, которые они испытывали во время игры.

А теперь предлагаю вновь надеть белую шляпу и поговорить о конкретных фактах:

• Что может делать ребенок в игровом уголке «Парикмахерская» (перечислите конкретные действия детей и как часто они их осуществляют);

• Перечислите возможные конкретные действия в уголке исследований; как ребенок может догадаться, что он может / должен делать?

• Расскажите о правилах использования музыкального уголка, для каких целей он служит в группе; как решается вопрос комфорта других детей (шум, громкость).

3. Выявление причины затруднения

Ну что же, пришел черед черной шляпы – слайд 9

• Какие объективно слабые стороны можно выделить в традиционной среде нашего детского сада?

Слабые стороны, названные педагогами:

- наличие формальных «мертвых» уголков, которые занимают место и не служат организации какой-либо деятельности (музыкальный, двигательный, театральный, парикмахерская);

- излишек материалов в отдельных зонах (настольные игры, паззлы);

- не всегда учитываются гендерные особенности: мальчикам нужно большое горизонтальное пространство, девочкам – уютное вертикальное (объективно – в некоторых группах этому уделяется внимание);

- нет уголков уединения, у детей нет возможности побыть в одиночестве, когда это необходимо;

- уголок ИЗО содержит материалы, но нет средств активизации детского творчества, нет возможностей поделиться своим творчеством – нет места для импровизированных выставок;

- уголки «Кухня», «Магазин», «Больница» стационарны, занимают много места, дают мало возможностей для вариаций;

- мало возможностей для самостоятельной познавательной деятельности (в основном присутствуют дидактические игры, в младших группах очень мало материалов для сенсорного развития);

- среда групп не мобильна; практически ни в одной группе за год не менялась организация пространства.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Конечно, не всегда приятно говорить о слабостях и затруднениях, но это важно для дальнейшего движения вперед. Итак, на очереди желтая шляпа – шляпа оптимизма. слайд 10

• Какой позитивный опыт организации пространства есть у нас? Можно поделиться собственным опытом или похвалить коллег.

Ответы педагогов:

- мини-музеи, собранные совместно с родителями;

- выставки, коллажи, стенгазеты, сделанные детьми;

- создание коллективных макетов;

- уютные зоны отдыха, совмещенные с уголком природы или уголком чтения;

- тематическая организация пространства (прослеживание темы в оформлении группы, в играх, книгах, игрушках);

- эстетика оформления групп;

- соблюдение норм безопасности.

• К каким позитивным переменам приведет изменение привычной РППС?

Итак, давайте посмотрим, к каким выводам мы пришли – слайд 11

5. Включение в систему знаний

• Давайте вспомним себя в роли детей и пофантазируем, как можно улучшить, разнообразить, сделать более комфортной и интересной среду в группах?

Педагоги надевают зеленую шляпу – слайд 12. Работаем по методу «мозгового штурма» - генерируем идеи, подробно не обсуждаем.

Результат обсуждения:

- использовать мягкие модули для создания различных вариантов пространства для сюжетно-ролевых игр (строить дом, магазин и т. д. – каждый раз разные);

- использовать подвижные складные перегородки и ширмы;

- сделать пространство с конкретными упражнениями-заданиями (аналогия с Монтессори-материалом);

- поставить в группе или спальне небольшую складную палатку (уголок уединения);

- трансформировать театральный уголок (и парикмахерскую) в уголок ряжения; театральные атрибуты (и если сильно хочется, музыкальные инструменты) разместить рядом в пластиковом контейнере;

- продумать презентацию материалов;

- превратить уголок ИЗО в центр искусства (или творчества, продумать возможность размещения в нем детских работ, выполненных самостоятельно;

- сделать картотеки для организации самостоятельной деятельности детей (опыты, математические задания, ламинированные карты).

6. Рефлексия деятельности

Синюю шляпу анализа (слайд 13) нам предстоит надеть, чтобы в следующий раз обсудить жизнеспособность и реальность предложенных вариантов, обдумать, что мы можем взять в качестве идей или ориентиров.

В завершении работы участники могут выбрать любую шляпу и выразить свое мнение о результатах совместной деятельности (в соответствии со значением цвета шляпы).

Комментарии к сценарию

Данное мероприятие проводилось в рамках реализации годовой задачи по развитию предметно-развивающей среды как компонента образовательной среды МАДОУ.

Был проведен анализ по методике «Зеркало» и выявлена следующая проблема: педагоги не могут внятно сформулировать планы по развитию пространственно-предметной среды в группах, в том числе имеют затруднения в комплектации групп игрушками и пособиями.

Стала очевидной необходимость разработать конкретные рекомендации по созданию РППС. С другой стороны, среда группы – неотъемлемая часть индивидуального методического стиля педагога, требующая понимания конкретной образовательной ситуации и учета специфики контингента воспитанников. Таким образом, необходимо соблюсти баланс между соблюдением современных требований (ФГОС ДО, конкретизацией этих требований, принятия и осознанного отношения к данным требованиям самих педагогов и созданием условий для проявления индивидуальности и творчества воспитателей.

Выбор формы мероприятия был обусловлен следующими особенностями ситуации:

- необходимо организовать общий обмен мнениями по вопросу РППС;

- среди участников нет (на данном этапе не выявлены) принципиального расхождения и кардинально противоположных мнений по данному вопросу.

«Круглый стол» не является синонимом понятий «дискуссия», «полемика», «диалог». «Круглый стол» - это форма организации обмена мнениями, которая в наибольшей степени способствовала реализации целей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ СЛАЙД 1 Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу предложить вам рассмотреть тему: «Предметно-пространственная развивающая среда в.

Предметно-пространственная развивающая средаПредметно-пространственная развивающая среда Одним из определяющих факторов воспитания детей является предметно-пространственная развивающая среда. Предметно-развивающая среда – это.

Предметно пространственная развивающая среда Предметно-пространственная развивающая среда. Центр "занимательная математика". Задачи центра "Занимательная математика". Целенаправленное.

Предметно-пространственная развивающая среда на территории ДОО В связи с введением нового Федерального государственного стандарта стал актуальным вопрос организации предметно- пространственной развивающей.

Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУПредметно-пространственная развивающая среда в ДОУ Организация предметно – развивающей среды в ДОУ выстраивается в соответствии с принципами программы «От рождения до школы» под редакцией.

Презентация «Пространственная предметно-развивающая среда» Пространственная предметно- развивающая среда в средней группе, созданная при совместном творчестве воспитателей и родителей. 1 Уголок «Дружбы».

Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда» Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В связи с этим Федеральный.

Развивающая предметно пространственная средаРазвивающая предметно пространственная среда Развивающая предметно – пространственная среда средней группы «Зайчата» Создавая развивающую предметно - пространственную среду для детей,.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДООРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОО Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО. Ожева Н. Н и Прилепко Е. А. Всоответствии с ФГОС ДО программа должна отражаться с учетом.

Самообразование «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ»Самообразование «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ» Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Круглый стол «Развивающая предметно-пространственная среда: актуальный опыт ДОУ и возможности модернизации»
Опубликовано: 20 августа 2019 в 20:34
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Круглый стол «Развивающая предметно-пространственная среда: актуальный опыт ДОУ и возможности модернизации»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД