Папки-передвижки

Развитие творческой речевой активности у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы

Ирина Хажиева
Развитие творческой речевой активности у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

«Чтение – это окошко, через которое дети

видят и познают мир и самих себя»

Дошкольный возраст представляет собой самый ответственный период в жизни человека, так как на это время приходится формирование наиболее фундаментальных способностей, которые определяют особенности онтогенеза. Поток информации, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни, всё это приводит к увеличению объёма знаний. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования к системе образования в целом. Сегодня в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования.

Публикация «Развитие творческой речевой активности у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы» размещена в разделах

Вхождение ребёнка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, а также вне его общения активного взаимодействия с окружающим миром, т. е. вне коммуникации. Одним из непременных условий успешности воспитанников является развитие речи и коммуникативных навыков. Речь является одним из основных показателей развития ребёнка. Ребёнок, обладающий хорошей, связной речью – залог его развития и успешности.

Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития. От особенностей развития речи зависит становление многих мыслительных процессов, определяющих личностные характеристики ребёнка. Обучая ребёнка родной речи, взрослый способствует развитию его интеллекта и эмоций, готовит условия для успешного обучения в школе. Нормальное речевое развитие позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем мире.

Наиболее перспективным в этом отношении является использование игры, так как она занимает ведущее место в реализации программы дошкольного образования как способ освоения ребёнком социальных ролей, средство развития качеств ребёнка, его творческих способностей и чтение художественной литературы. Чтение художественной литературы и игра – являются благоприятной средой для развития творческой речевой активности воспитанников.

Процесс общения скнигой является определяющим в интеллектуальном и личностном становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передачи опыта, накопленного человечеством. Силу воздействия чтения на человеческую душу люди осознали ещё в древности. В античном мире библиотеки называли аптеками для души. Великий математик Пифагор, был так же известен как прекрасный целитель, для лечения людей наряду с целебными травами использовал специально подобранные музыкальные и литературные произведения.

Многие взрослые недооценивают роль чтения книг в жизни своего ребёнка. С помощью книги ребёнок открывает мир во всех его взаимосвязях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. И действительно, чтение книг рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Чтение способствует у детей формирование социальных представлений и ценностных ориентаций, формируются коммуникативные умения: развитие способностей слушать, слышать, проявлять инициативу, излагать своё мнение и мысли. Развиваются познавательно – речевые процессы : восприятие, внимание, память, воображение, речь.

Из всего сказанного можно сделать вывод: всё это является ориентиром для того, чтобы обеспечить развитие личности, мотивации вразличных видах деятельности и увидеть результат их полноценного, гармоничного речевого развития, которое включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанровдетской литературы. А для этого необходимо как можно раньше приобщить ребёнка к книге, привить культуру общения с ней и культуру восприятия прочитанного для полной реализации личностных качеств ребёнка.

На сегодняшний день – образная, богатая и связная синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи дошкольников существует много сложностей и поэтому проблема развития речи дошкольников остаётся актуальной на сегодняшний день. Кому не известно, что дети с плохо развитой связной речью становятся неуспешными и в дальнейшем – неуспевающими. Одним из эффективных средств развития творческой речевой активности и совершенствования речевых качеств детей дошкольного возраста является художественная литература.

Можно выдвинуть гипотезу: если систематически, планомерно и целенаправленно использовать разнообразные жанры художественной литературы в процессе познавательно – речевого развития, то уровень повышения творческой речевой активности будет осуществляться эффективнее.

Обобщив выше сказанное, была определенна тема: «Развитие творческой речевой активности детей старшего возраста посредством художественной литературы».

В своей педагогической деятельности я поставила цель: создание благоприятных условий для развития творческой речевой активности детей посредством художественной литературы.

В связи с поставленной целью определяется ряд задач:

- изучить и проанализировать педагогическую и методическую литературу;

- создать условия для коммуникативного, социально – личностного и речевого развития воспитанников;

- подобрать игры для речевого развития с использованием художественной литературы, разработать комплекс «Пальчиковый игротренинг» и пальчиковой гимнастики, упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей старшего дошкольного возраста;

- проанализировать уровень освоения детьми старшего возраста содержания образовательной области «Речевое развитие»;

- повысить заинтересованность родителей к проблеме речевого развития через игру и художественную литературу.

Объект: развитие творческой речевой активности воспитанников как процесс усвоения содержания образовательной области «Речевое развитие».

Предмет: художественная литература как средство развития речевой активности у детей старшего дошкольного возраста, с использованием технологии – проектная деятельность.

Содержание деятельности.

Аналитическая деятельность:

- изучение и анализ уровня освоения детьми старшего дошкольного возраста содержания образовательной области «Речевое развитие»;

- изучение и анализ условий, созданных для освоения детьми старшего дошкольного возраста содержания образовательной области «Речевое развитие»;

- выявление затруднений в педагогической деятельности;

- определение направлений совершенствования деятельности по созданию условий для ознакомления с детской литературой и книжной культурой с целью освоения детьми содержания образовательной области «Речевое развитие».

Проектировочная деятельность:

- разработка проекта для детей старшего возраста «Книгу первую мою, берегу я и люблю»;

- разработка комплекса «Пальчиковыйигротренинг»;

- подбор игр для речевого развития с использованием художественной литературы;

- разработка содержания бесед и консультаций.

Информационная деятельность:

- проведение консультаций, индивидуальных и групповых бесед с педагогами и родителями;

- размещение информации по теме в родительских уголках, папок – передвижек, выступление на родительских собрания.

Практическая деятельность :

- проведение мониторинга достижения детьми планируемых результатов с целью выявления основных показателей готовности к усвоению программного содержания и степень его освоения;

- создание предметно – развивающей среды, способствующей качественному освоению содержания образовательной области «Речевое

развитие».

Предполагаемые результаты деятельности.

В результате систематического использования игр и разнообразных жанров детской литературы в процессе речевого развития у детей старшего дошкольного возраста :

- проявится устойчивый интерес к процессу чтения, к чтению с продолжением, тематическому многообразию произведений, биографиям авторов, историям создания произведений;

- сформируются читательские и слушательские предпочтения;

- научится использовать в своей речи средства интонационной выразительности, передачи в речи причины эмоционального состояния;

- разовьются способности устно проиллюстрировать отрывок из текста, додумать эпизод, сочинить небольшое стихотворение, сказку, рассказ, интерпретировать образцы социального поведения персонажей литературных произведений, разворачивать игровые сюжеты по мотивам произведений;

- пользуется прямой и косвенной речью при пересказе литературных текстов, в ходе общения использует повествовательный и описательный рассказ;

- сформируются навыки владения связной устной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

- у детей сформируются ценности о чтении как источнике новых знаний о себе, других людях, человеческих качествах, проявляющихся в разных обстоятельствах.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Роль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возрастаРоль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной.

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Проект по развитию речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр «Пять братьев»Проект по развитию речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр «Пять братьев» Проблема развития речи детей – одна из основных задач детского образовательного учреждения, так как речь – это главное орудие человеческого.

Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр»Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр» Вид проекта – творчески, познавательный. Участники проекта — воспитатель, дети младшей группы, родители. Продолжительность — среднесрочный.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказокРазвитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста через сказки. Воспитатель старшей группы МАДОУ №11 Чистякова Любовь.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста Успех в современном обществе, в первую очередь приходит к тому, кто хорошо говорит. Речь не является врожденной способностью человека, она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческой речевой активности у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы
Опубликовано: 25 октября 2023 в 19:22
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческой речевой активности у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Хажиева (УИ 645078) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД