аделя нуретдинова
Консультация «Развитие речи младшего дошкольного возраста»
Тема: «Развитие речи младшего дошкольного возраста»
Развитие речи – дело сложное. Целенаправленное развитие речи младших
дошкольников – одно из ведущих направлений педагогической деятельности,
Публикация «Консультация „Развитие речи младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
обеспечивающее своевременное психическое развитие детей.
Выбранная мной тема актуальна во все времена. Нужно, чтобы дети могли
общаться друг с другом, с взрослыми, могли правильно произносить слова,
грамотно строить предложения, высказывать свои мысли. А в настоящее
время, время «процветания» компьютеров, дети, увлекаясь ими, «замыкаются
в себе». Идет как – бы монолог «ребёнок – компьютер». В связи с этим я
поставила перед собой цель: научить детей говорить как можно больше,
целыми предложениями и правильно отвечать на вопросы.
Чтобы речь развивалась, этим надо заниматься с самого рождения ребёнка.
Темп овладения детьми речью не одинаков: одни начинают говорить рано,
другие, хорошо понимая речь взрослых, молчат.
Развитие речи ребёнка обусловлено определённой закономерностью.
Условия жизни и воспитания ребёнка могут благоприятствовать этому
развитию и, напротив, могут его тормозить. Ребёнок рождается с готовым
аппаратом речи, но не говорит.
Обусловлено это не только недоразвитием всей нервной системы и центра
речи, но и рядом других причин: 1) новорождённый не владеет навыком
пользования своим аппаратом речи, ему надо этот навык приобрести;) у него
нет содержания для речи : ему надо это содержание накопить; 3) ему не
знакомы словесные формы речи, он должен с ними познакомиться; 4) речь
связана с проявлениями мышления и обусловлена ими; 5) язык развивается в
условиях социального общения между людьми; между новорождённым и
окружающими его людьми социальные связи ещё не установились, их надо
установить.
Руководство развитием речи детей должно вестись в этих направлениях.
Надо содействовать тому, чтобы аппарат речи ребёнка совершенствовался и
развивался беспрепятственно, чтобы процесс овладения речью не тормозился.
Надо способствовать приобретению ребёнком содержания для его речи –
накоплению представлений, знаний, понятий, мыслей; надо предоставить
ребёнку наилучшие условия для овладения, по возможности, совершенными
формами структуры речи, надо установить и постепенно расширять
социальные связи детей.
Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в
детском саду.
Никакого сюсюканья, подделывание под лепет детей. Говорить с детьми
надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное –
говорить медленно, ясно, громко.
Главным стимулом развития речи, на мой взгляд, является создание
условий для проявления речевой активности: дети должны учиться
устанавливать контакты, добиваться своих целей, в том числе, путём общения
со сверстниками и взрослыми.
Факторы, влияющие
на развитие речи детей.
Один из важнейших факторов успешного овладения речью – общение
старших детей с младшими. При доброжелательных отношениях в коллективе
старшие дошкольники, подражая воспитателям, обучают малышей по
собственной инициативе.
«Смотри, это бегемот. А это крокодил плохой», - девочка показывает
картинки своей маленькой прилежной слушательнице. Та закрывает крокодила
ладошкой и что-то лопочет. «Не бойся, крокодил тебя не съест. Не дам!»- юная
учительница снимает её руку с картинки и решительно перелистывает
страницу книги.
При каждом удобном случае воспитатель поручает кому-то из старших
детей проверить, как справился с заданием младший. Такое поручение должно
носить характер просьбы, чтобы ребёнок почувствовал уважение к себе и
оценку его как компетентного человека, например: «Митя, если тебе не трудно
и ты сейчас свободен, проверь вместо меня, какие фрукты собрал Андрейка.
Если он что-то напутал, помоги ему исправить ошибки». Спустя, какое-тот
время можно сказать: «как дела? Спасибо тебе, Митя, за помощь!»
Другой фактор успешного овладения речью – чтение взрослым
стихотворений, народных песенок и потешек.
Детям ежедневно следует читать произведения художественной
литературы, новые и уже знакомые.
На прогулке дети под текст соответствующей потешки показывают, как
шагают большие ноги (то-о-о-п, то-о-о-п) и бегут маленькие ножки (топ-топ-
топ). Потешка «Ладушки, ладушки.» помогает воспитателю завязать с
малышами разговор о том, кто из них был в гостях у бабушки, как бабушка
встречала, чем угощала.
Приведу ещё ряд примеров. Воспитатель наблюдает за играющими детьми.
Затем беспокоится: «Ой, что-то я Мишу не вижу. Не украл ли его кто?» Дети
смеются, говорят, что Миша здесь. «Подойди ко мне, дружок,-обращается
воспитатель к мальчику. –Где же ты был?» Выслушав ответ, обнимает ребёнка,
декламирует: Лисий хвостик,
Бегал в гости.
Мосточком бежал,
Листочком дрожал.
Вернулся назад – и рад!
(Н. Пикулева. Лисий хвостик.)
Воспитатель отпускает от себя малыша, но остальные, уже поняв, что им
предложена игра, то прячутся от воспитателя. То подбегают, радуясь
возможности снова послушать стихотворение.
В следующий раз воспитатель берёт куклу, баюкает (возле него собираются
малыши, читает стихотворение В. Берестова «Большая кукла» :
Тихо. Тихо. Тишина.
Кукла бедная больна.
Спойте, что ей нравиться,
И она поправиться.
Дети поют песенки, используя и домашний репертуар.
Организация игр – сюрпризов, цель которых порадовать, позабавить,
удивить, - часть работы по созданию в группе развивающей речевой среды.
Многие игры помогут на достаточно длинное время занять одних детей, пока
воспитатель работает с другой группой.
Как я заметила, что для младших дошкольников эффективны занятия,
которые целиком или частично проходят в форме игры. Игровые приёмы
обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют
потребность ребёнка в самостоятельности - речевой или поведенческой
(движения, действия и т. п.)
Весьма существенным фактором является создание спокойной атмосферы в
группе. Терпимое, доброжелательное отношение воспитателя к детям,
искреннее уважение к личности каждого-залог формирования благоприятных
взаимоотношений между детьми. Ребёнку важно постоянно чувствовать, что
все его старания и усилия поддерживаются взрослыми, что им довольны, у
него всё получается. Поэтому успехи каждого на речевых занятиях (повторил
за взрослым слово, фразу, сказал что-то по своей инициативе) должны быть
замечены воспитателем.
Особенности развития речи детей
второй младшей группы.
На четвёртом году жизни особое внимание уделяется формированию
потребности высказываться самостоятельно.
Малыши говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а также
сопровождают речью игровые действия. Их сообщения и объяснения на треть
состоят из сложных предложений. Что позволяет совершенствовать
синтаксическую сторону речи детей.
Дети второй младшей группы начинают улавливать на слух и
воспроизводить некоторые интонации (радостные, назидательные,
вопросительные).
Хотя четвёртый год является периодом интенсивного усвоения звуков,
наряду с правильным их произношением в речи детей наблюдается пропуск,
замена, уподобление и смягчение звуков (произношение мягких звуков даётся
ребёнку легче, чем твёрдых).
Правильное произношение звуков у ребёнка легко нарушается при
утомлении, болезни, общении с плохо говорящими маленькими детьми.
Дети достаточно успешно осваивают так называемый бытовой словарь, что
помогает им общаться. Необходимо помогать детям, осваивать слова,
обозначающие части и детали предметов, их качества. Следует вводить в
словарь некоторые родовые понятия, иначе группировку предметов малыши
осуществляют, ориентируясь на случайные, а не на существующие признаки.
В этом возрасте наблюдается интенсивное освоение детьми предлогов,
союзов, вопросительных слов (основы для совершения синтаксиса).
Словарная работа тесно связана с работой по совершенствованию
грамматического строя речи (словообразование, словоизменение и т. д.).
Дети различают слова, ориентируясь на приставку, суффикс (пришёл –
ушёл – зашёл, чашка-чашечка). Малыши осваивают согласование глаголов
прошедшего времени единственного числа с существительными, правильные
формы родительного и винительного падежей множественного числа имён
существительных (сапог, варежек, лисят, притяжательных прилагательных
(заячий, лисий); начинают пользоваться прилагательными и наречиями в
сравнительной степени.
На четвёртом году жизни постепенно увеличивается число простых
распространенных предложений, появляются сложные предложения.
В этом возрасте дети задают вопросы, не связанные с их
непосредственным ответом. («Это кролик. А как его фамилия?» «Ночью
солнце превращается в луну?»)
Роль семьи и воспитателя
в развитии речи дошкольников.
Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в
которой воспитывается ребёнок,- уход, отношение окружающих взрослых, их
воспитательные воздействия, а также собственная активность ребёнка в
различных видах его деятельности.
Жизненная обстановка для развития ребёнка должна быть создана в
соответствии с его возрастом. Строгое выполнение дня способствует
хорошему физическому развитию и здоровью. Со здоровым ребёнком легче
установить общение, он активен и восприимчив, у него чаще и в большем
объёме проявляются речевые реакции. Правильное чередование сна, питания,
бодрствования позволяет планомерно проводить педагогическую работу, в
первую очередь по развитию речи.
В первые три года речь формируется в процессе жизнедеятельности детей:
В режимные моменты, в самостоятельной игре, на специально
организованных занятиях. Эти формы жизнедеятельности отличаются друг от
друга по типу взаимоотношений взрослого и малыша. Обучающая роль
взрослого наиболее чётко выражается в режимных моментах и на занятиях.
Важное значение для своевременного развития речи ребёнка имеет
отношение к нему взрослого. Внимательное, бережное, доброжелательное
отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и
разнообразных реакций. Без этого не возможно установить с ребёнком тесный
контакт и развивать его речь.
Воспитательные воздействия должны проводиться постоянно и
направляться на все стороны нервно-психического развития детей. Только при
всесторонним развитии у них будет своевременно формироваться речь.
В процессе воспитания и обучения необходимо развивать разнообразные
формы активности ребёнка в различных видах его деятельности. Активность
должна проявляться и в моменты восприятия речи.
Для детей младшей группы общение является основной формой
воспитательного воздействия. Общение – это такие взаимоотношения
взрослого с ребёнком, которые включают обращение взрослого к ребёнку и
ответ ребёнка на это обращение. В результате малыш не только пассивно
воспринимает воздействие взрослого, но и сам становится активно
действующим лицом. Формы и содержание общения меняются по мере
развития ребёнка : эмоциональное общение; общение на основе понимания им
интонаций голоса, мимики, жестов. Движений, действий, а затем и речи
взрослого, собственно речевое общение.
В работе с маленькими детьми особые требования предъявляют к речи
взрослого. Речь воспитателя является образцом для подражания, поэтому она и
должна быть образцовой во всех отношения: грамматически правильной,
интонационно выразительной, не громкой, небыстрой, чёткой и не
мгословной.
Цели и задачи:
Для того, чтобы обеспечить необходимый уровень речевого развития, я
ставлю следующие цели:
Во-первых, интенсивное развитие у ребёнка понимания речи на основе
расширения круга предметов и явлений его ближайшего окружения;
организация развивающей речевой среды (разговоры-диалоги по поводу
специально подобранных наглядных средств; рассказы воспитателя;
ежедневное чтение художественных текстов; пение небольших песенок, игры с
текстами и т. п.).
Во-вторых, целенаправленное развитие речи как средства общения с
помощью специально организованных диалогов разной степени сложности,
составляющих основу речевых занятий и построенных с опорой на наглядные
материалы (игрушки, предметы, картинки) и тексты художественных
произведений.
Из этих целей вытекают конкретные задачи:
1. Словарная работа – обогащение, уточнение и активизация словаря.
Исследователи указывают на наличие трёх уровней усвоения ребёнком
слов-названий предметов, действий, качеств, отношений:
· Может понимать слово, но не использовать его в речи;
· Узнаёт и показывает предметы (действие, качество и др.) лишь
в привычных для него в словосочетаниях (ножницы нужны,
чтобы «стричь ногти»);
· Понимает и правильно использует слова в любых, доступных
для него связях и отношениях.
К трём годам в словарном запасе ребёнка есть почти все части речи (имена
существительные, глаголы, наречия, имена прилагательные, числительные,
местоимения); служебные слова (союзы, предлоги, частицы, междометия.
2. Помощь ребёнку в овладении грамматической структурой речи :
правильное употребление падежных форм имён существительных (без
предлогов, с предлогами, различие единственного и множественного числа
имён существительных; правильное употребление глаголов в настоящем и
прошедшем времени.
3. Воспитание звуковой культуры речи.
У большинства детей 2-4 лет речь характеризуется недостаточно
отчётливым или неправильным произнесением многих звуков, заменой
сложных звуков более простыми, например, твёрдых свистящих – мягкими,
шипящих-свистящими или переднеязычными Т (Т, Д (Д) и т. п.