Марина Куликова
Тема: Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей через знакомство с предметным миром
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание интересной и содержательной, с позиций общих представлений об окружающем мире, системы знаний, направленных на всестороннее развитие ребенка, его интеллектуальных способностей и позитивных качеств личности.
Задачи:
1. Развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности.
2. Учить детей анализировать и выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия.
Публикация «Тема: Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей через знакомство с предметным миром» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Предметный мир. Конспекты занятий
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
3. Развивать умение действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом. Способствовать формированию умения определять алгоритм собственной деятельности.
4. Развитие творческой, исследовательской активности детей в процессе детского экспериментирования.
Предметный мир существенно влияет на формирующиеся потребности маленького человека, является своеобразной опорой в общении с другими детьми. Имея большой опыт педагогической работы, в этом я убеждаюсь постоянно. Мои воспитанники отличаются любознательностью, активностью, проявляют добрые чувства по отношению к игрушкам, предметам. По моему показу, а иногда и самостоятельно пользуются предметами-заместителями. Охотно вступают в общение со мной, с удовольствием играют в настольные игры с картинками, мо-заикой, кубиками. и пр. Каждое утро атакуют меня вопросами: «А какие раньше были скакалки?», «А почему они не прыгают как мячики?», «А какие предметы мо-гут также прыгать?». Увидев пылесос, детям стало интересно «Зачем пылесосу та-кой длинный нос?», «Почему он не болеет, ведь он так много съедает пыли?».
Поддерживая интересы детей и отвечая на многочисленные вопросы, я разра-ботала тему по познавательно-исследовательской деятельности, через знакомство с предметным миром. Для создания данной темы встала необходимость:
1. разработать план по данной теме
2. создать условия для совместной познавательно-исследовательской деятельности взрослых и детей, овладевая практическими способами взаимодействия с материалами, окружающей средой.
3. подготовить картотеку дидактических игр, игр-экспериментов по всем возрастным группам.
4. обогатить развивающую среду по данной теме, создать уголок экспериментирования.
5. расширить перспективы познавательно-исследовательской деятельности пу-тем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.
6. поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоя-тельности, оценочного и критического отношения к окружающему миру.
Исходя из вышеперечисленных задач, и определив основные направления развития деятельности, работу начала с игровых упражнений на сравнение предметов между собой, обследование свойств и качеств этих предметов.
Игровой персонаж дает возможность поставить ребенка в позицию субъекта познавательной деятельности, побуждать к ведению диалога, осознанию разумного способа поведения в предметном мире, ( например: у обезьянки оторвалась пуговка - ее нужно пришить; вместе с ней дети рассматривают и обсуждают содержимое «волшебной шкатулки», где лежат швейные инструменты)
С целью формирования познавательных эмоций, развития любознательности рекомендую особый тип игр-занятий. В основу их положены элементы эксперимен-тирования, подводящие ребенка к познанию объективных реалий окружающего ми-ра, воспитание познавательных интересов и добрых чувств.
Для знакомства с предметным миром я разработала дидактический материал для экспериментирования, моделирующий предметы посуды, одежды, мебели у ко-торых нет той или иной части, или которые сделаны из неподходящего материала (у чашки отбита ручка, а кастрюля сделана из бумаги и пр.). Дети эмоционально peaгируют на такие ситуации, активно объясняют их и помогают игровому персонажу, например, купить в магазине нужный ему предмет, либо изготовить своими руками.
Интегрируя игровую познавательную деятельность, создаю проблемные си-туации для знакомства младших дошкольников с материалами, например: мишка собрался в гости. Для украшения своего костюма просит детей изготовить для него красный бант. Из какого материала лучше всего выполнить Мишкину просьбу? Дети проводят сенсорное обследование материала и подбирают подходящий материал. Применяю дидактические игры: «Что лучше бумага или ткать?», «Сделай глину послушной!», «Что из дерева?». В процессе действий с материалом, позволяю обследовать его органолептическим способом: ощупать, погладить, сломать, порвать, согнуть, сжать, бросить - поднять. Дети решают творческую задачу: «Какой материал выбрать?»
Подводя детей к пониманию родовых понятий, предусматриваю разнообраз-ные задания: «Что в коробке?», «Куда что положить?», «Оденем куклу на прогул-ку», «Гости пришли». Например: игра «Куда что положить?». В коробке лежат одежда, обувь, посуда для кукол. Вынув предмет из коробки, ребенок называет его и говорит, куда надо поместить эту вещь (одежду повесить на «плечики»; обувь поставить на специальную полочку; посуду - на большой поднос, объясняет «Поставлю чашку на поднос, туда, где стоит посуда». Среди предметов беру 2-3, названий которых дети не знают.
Малыши испытывают определенные трудности в освоении цвета. Большинст-во путает зеленый, синий, не умеют правильно называть оттенки. Поэтому я регу-лярно провожу занятия: «В гостях у синего (красного, желтого.) короля»; игры, упражнения: «Найдите предметы такого же цвета как шарик», «Составьте башенки из одинаковых по цвету колец (кубов)», «На зеленый поднос положите вещи такого же цвета», «Подари Машеньке большие серые варежки» (рядом лежат большие бе-лые, желтые, красные и тд.) Игры - экспериментирования «Волшебные краски», «Цветные льдинки».
Особенности мышления детей среднего дошкольного возраста позволяют им освоить некоторые родовые понятия (игрушки, одежда, инструменты, мебель и пр.) в основе которых - существенный признак : назначение («Петрушка идет трудить-ся», «Игры - определения», «Петрушка в спортивной форме»).
Побуждаю находить связь между назначением предмета и его строением, на-значением и материалом; устанавливать причинно-следственную связь между предметом и его пользой (например, холодильник предохраняет продукты от порчи; кресло - более удобное для отдыха мебель, чем стул; зубная щетка и зубная паста предохраняют зубы).
В течение года мои дети продолжают учиться узнавать предметы из глины, бумаги, ткани, металла, резины, пластмассы, стекла, фарфора, рассказывают об их свойствах и качествах, аргументируют свои суждения. Ознакомление с материалом организую таким образом, чтобы каждый ребенок практическим путем (действуя с материалом) мог выявить его свойства и качества. Для детей среднего дошкольного возраста предлагаю более сложные экспериментальные действия, состоящие из нескольких игровых элементов. В серии «Игры-эксперименты» по ознакомлению с материалом использовала «Узнай все о воздушном шарике», «Дерево умеет плавать», «Незнайкин клад», «Удивительное стекло».