Прошкина Виктория Львовна
Развитие коммуникативных навыков педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум Тема: «Развитие коммуникативных навыков педагогов ДОУ»
Добрый день, уважаемые педагоги! Тема моего сообщения : «Коммуникативная компетентность педагога. Эффективное общение»
Вводная часть:
Публикация «Развитие коммуникативных навыков педагогов ДОУ» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Вступление: Общение – это обмен сведениями с помощью языка или жестов, коммуникационное взаимодействие людей, когда происходит обмен разного рода информацией. Предлагаю вашему вниманию прослушать историю. Воспитателю необходимо постоянно совершенствовать свои коммуникативно-речевые умения. Специфика педагогического общения состоит в том, что оно выступает как средство решения педагогических задач, как способ организации педагогов и детей, как социально- психологическое обеспечение коррекционно-воспитательного процесса.
Профессиональное общение педагога – это система сложных коммуникативных взаимодействий, направленных на эффективное решение педагогических задач, реализуемых с помощью различных коммуникативных средств, действующих в рамках существующих норм педагогической этики.
Педагог должен уметь анализировать речевую ситуацию и прогнозировать речевое поведение общения с учетом норм речевого этикета, использовать средства невербального общения в речевой ситуации для достижения положительного результата, корректировать собственно речевое поведение в зависимости от ситуации общения, проводить самоанализ речевой деятельности.
Всем участникам предлагается подойти к стенду и “оценить свое умение общаться”. Для этого к листочкам с обозначенными коммуникативными способностями : “способность управлять своим поведением в разных, в том числе конфликтных ситуациях”, “способность преподнести свои положительные качества”, “способность принять другого человека таким, какой он есть”, “способность публично выступать” каждый участник прикрепляет 1–2 фишки или рисует смайлик. Это будет означать, что данные способности в педагоге хорошо развиты.
Предлагаю подвести результаты.
(Участники отметили специальным знаком только те способности (не больше 2-х, которые на их взгляд очень хорошо развиты. Подсчитывается количество фишек, выбирается наиболее развитая способность).
Данные экспресс - диагностики показывают, что наиболее развита “способность (продолжить фразу)”. А также наибольшую трудность вызывает “способность (продолжить фразу)”, только … (количество фишек) отметили ее высокий уровень развития. Таким образом, можно обозначить актуальность данного семинара-практикума в связи с тем, что какой бы общительный человек не был, всегда есть - чему еще поучиться.
Условия оптимизации педагогического общения.
1. Искренний интерес к человеку, умение преодолеть свой эгоцентризм в общении с ним. Особо талантливых в общении людей отличает повышенное внимание и тонкая наблюдательность, превосходная память на все, касающееся другого человека.
2. Умение слушать других как конкретное проявление интереса к людям. Признаком интересного собеседника является умение не столько говорить, сколько умение слушать. Простые житейские наблюдения показывают, что многие люди больше испытывают потребность говорить, нежели слушать. К сожалению, имеется явный дефицит благодарных слушателей, и если вам удастся стать хорошим слушателем, симпатии людей потянутся к вам, поскольку им нравятся те, с кем они могут удовлетворить свои потребности, а сильная потребность выговориться есть у многих.
3. Обращение к человеку (ребенку, коллеге, родителям своих воспитанников) по имени. Помните, что имя человека – самый важный для него звук на любом языке. Человека больше интересует его имя, чем любые другие имена во всем мире, вместе взятые. Запомнив это имя, и непринужденно употребляя его, вы делаете такому человеку тонкий комплимент.
4. Доброжелательность в отношении к людям. Если хотите, чтобы люди к вам хорошо относились, старайтесь доброжелательно относиться к ним, поскольку в сфере общения неумолимо работает закон взаимного отклика.
5. Улыбайтесь в общении с людьми. Очень много для взаимных симпатий дает улыбка. Она греет и создает аванс положительного отношения.
6. Удовлетворение потребности человека в общении. Для завоевания симпатии людей полезно уметь удовлетворять их потребности. Потребностей у любого человека много, и их надо изучать, проявлять интерес к интересам другого человека. Самый верный путь к сердцу человека – это беседа с ним о том, что он ценит превыше всего. Поэтому надо говорить о том, что интересует вашего собеседника. Умение дать почувствовать людям их значительность, уважение к их мнению исключительно важно для завоевания авторитета в педагогическом общении.
Учимся говорить о проблемах.
Закончите предложения:
Самым важным в работе с детьми младшей/средней/старшей/подготовительной группы я считаю…
Самый проблемный ребенок в группе…
Наиболее успешно в группе проходят занятия…
Мне кажется, что детям не нравится…
Я бы хотела поговорить с родителями о…
Я бы хотела, чтобы в группе поработал… (психолог, логопед, психоневролог, специалист по лечебной физкультуре).
Я готова помочь коллегам… (в проведении праздников, родительских собраний, подготовке к открытым урокам).
Самостоятельная работа
(На доске вывешивается фраза ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ. Участники делятся своим восприятием данного понятия, высказывая свое мнение, записывая на листочках, в течение 2 минут, листочки прикрепляются на доску, получается СБОРНОЕ понятие). Понятие эффективного общения – это правильная, точная, логичная, богатая, чистая, выразительная, уместная речь. Правильность речи – это ее соответствие современной литературной норме. Точность речи – это «правильность в действии», то есть в речевой деятельности, использование в текстах языковых средств в полном соответствии с их значением.
игра “Солнышко”
Цель: Вызвать у участников положительные эмоции.
Ход: Всем участникам раздаются чистые листы. Они рисуют во весь лист солнышко с количеством лучиков, равных количеству участников, исключая себя. В центре солнышка пишут свое имя. Затем по кругу передают друг другу листы, вписывают пожелания, комплименты над лучиками. Листы, пройдя круг, возвращаются к своему хозяину.