Окопная Елена
Развитие коммуникационных, творческих, лидерских навыков учащихся через ролевую модель наставничества
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Развитие коммуникационных, творческих, лидерских навыков, учащихся через ролевую модель наставничества формы «ученик-ученик».
Форма наставничества «ученик – ученик».
Данная форма подразумевает взаимодействие обучающихся одного объединения, где один обучающийся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого.
Публикация «Развитие коммуникационных, творческих, лидерских навыков учащихся через ролевую модель наставничества» размещена в разделах
- Наставничество. Работа наставника
- Сюжетно-ролевые игры
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2023
Цель реализации формы наставничества «ученик – ученик»: развитие коммуникационных, творческих, лидерских навыков, учащихся для совершенствования умений и навыков в изобразительной деятельности.
Основные задачи взаимодействия наставничества:
улучшать образовательно познавательные, творческие результаты;
развивать гибкие навыки и мета компетенции;
оказывать помощь в адаптации к новым условиям среды;
создавать комфортные условия и коммуникации внутри творческого объединения и образовательной организации;
формировать устойчивый интерес к творческой деятельности учащихся и сообщества благодарных выпускников объединения.
Семь основных этапов для осуществления формы наставничества «ученик- ученик».
1. Подготовка условий для реализации наставничества (диагностика учащихся).
2. Формирование базы наставляемых.
3. Формирование базы наставников.
4. Отбор и обучение наставников.
5. Формирование наставнических групп или пар.
6. Организация работы наставнических групп или пар.
7. Завершение наставничества.
Портрет участников
Наставник
Активный- обучающийся старшей ступени, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, креативным мышлением, демонстрирующий высокие образовательные результаты, призер краевых и всероссийских творческих конкурсов, принимающий активное участие в жизни творческого объединения (конкурсы, выставки, концерты, мастер-классы, общественная деятельность).
Пассивный - обучающийся дезориентированный или новичок, стоящий на более низкой по отношению к наставнику ступени, демонстрирующий низкий уровень творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей, не принимающий активного участия в жизни объединения, отстраненный от коллектива.
Вариации ролевых моделей внутри формы «ученик - ученик».
1. Взаимодействие «успевающий – неуспевающий», классический вариант поддержки для достижения лучших творческих результатов.
2. Взаимодействие «лидер – пассивный», психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков.
3. Взаимодействие «равный – равному», в процессе которого происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый - креативным; взаимная поддержка, совместная работа над творческим проектом (например, создание картины).
Формы организации наставничества.
Групповые и индивидуальные теоретические занятия.
Участие в конкурсах, творческих олимпиадах.
Просмотр видео мастер-классов.
Самостоятельные совместные тренировки по заданию педагога.
Групповые практические занятия.
Индивидуальные занятия с отдельными наставляемыми.
Задачи взаимодействия наставника с наставляемым.
обучать навыкам и умениям в творческой (изобразительной) деятельности;
воспитывать положительные качества личности;
воспитывать психологическую устойчивость;
развивать интеллектуальные, коммуникативные и лидерские способности;
формировать культуру поведения и креативного мышления у наставляемых;
оказывать помощь в реализации творческих проектов.
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные, творческие и образовательные процессы организации, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус организации, лояльность учащихся и будущих благодарных выпускников объединения.
Обучающиеся - наставляемые младшего и среднего возраста получат необходимый стимул к культурному, интеллектуальному, творческому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.
Область применения
1. Взаимодействие наставника и наставляемого ведется во время занятий и в свободное от занятий время.
2. Возможна организация совместных культурных мероприятий - подготовка и участие в творческих конкурсах и олимпиадах, способствующие развитию чувства сопричастности, интеграции в сообщество (особенно важно для задач адаптации).
3. Проектная деятельность, мастер-класс по обмену опытом, организация совместной выставки (создание клуба по интересам, волонтерство, совместная подготовка к различным мероприятиям и концертам ЦТ.
Мастер-класс под девизом: «Делай со мной, делай как я, делай лучше меня!»
Волонтерство
Новички получают консультативную помощь от более опытного учащегося.
Во время занятия дети могут обратиться с вопросом к волонтеру и получат помощь и совет.
Организация совместной выставки с лидерами наставниками (создание клуба по интересам).
Наставники с удовольствием делятся опытом своей работы с младшими учащимися.
Дают ценные советы по способам изображения мелких деталей в картине.
Проектная деятельность
Обсуждение проекта и создание презентации.
Результат.
Усиление учебной мотивации.
Успешная адаптация к коллективу ребят в том числе и новичков-учащихся.
Укрепление межличностных отношений в творческом объединении и организации.
Повышение компетенций всех участников взаимодействия в творческом направлении.