Утинова Елена Григорьевна
Развитие фонематического восприятия и связной речи у дошкольников посредством нетрадиционных дидактических пособий
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка. Тема: «Развитие фонематического восприятия и связной речи у дошкольников посредством нетрадиционных дидактических пособий»
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь.
Публикация «Развитие фонематического восприятия и связной речи у дошкольников посредством нетрадиционных дидактических пособий» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2023
Способность человека воспринимать и различать звуки речи (фонемы, при помощи которых образуется слово, определяется термином фонематическое восприятие. В основе его лежит фонематический слух.
Фонематический слух, как тонкий систематизированный слух, обладает способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих оболочку слова.
Несовершенство фонематического слуха является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок не только плохо различает на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением.
А также не достаточно сформированное фонематическое восприятие мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем речи, тормозит развитие связной речи.
Работу по формированию фонематического восприятия у детей начинаем поэтапно со второй младшей группы.
I Этап. «Неречевые звуки»
На 1 этапе начинаем знакомство с понятием «звук» в игровой форме, учим детей различать на слух звуки, не относящиеся к речи – «неречевые звуки».
С помощью нетрадиционных игр и пособий, у детей формируем слуховое внимание и память, умение узнавать и различать звуки окружающего мира, мира предметов. Дети дифференцируют звуки разные по высоте (звонкие - тихие). Учатся вслушиваться и запоминать звуки на слух.
На данном этапе используем нетрадиционные игры и пособия :
«Неречевые звуки»
«Шумелки»
«Звонкий - глухой», «Громко-тихо»
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического восприятия.
II Этап. «Знакомство со словообразованием и речевыми звуками»
На 2 этапе начинаем знакомство со словообразованием и «речевыми звуками», с помощью игровых пособий учим вслушиваться в слова, произносить звуки изолировано из слов и протяжно. Находить слова с заданным звуком. Узнавать и называть речевые звуки по артикуляции. Определять мягкость и твердость звука в словах.
На данном этапе используем такие пособия и игры :
«Звуковые дорожки»
«Поймай звук»
Многие фонемы русского языка имеют очень тонкие артикуляционные различия. Только хорошо развитый фонематический слух даёт возможность ребёнку отличать одни звуки от других. В своей работе используем игры и пособия для формирования умения различать слова близкие по своему звуковому составу.
Умение вслушиваться в звучащие слова является основой овладения словообразованием.
«Подбери похожие по звучанию слова»
«Кубик» созвучные слова
«Звуковая пирамида»
3 этап – освоение навыков звукового анализа и синтеза слова
Сформированное фонематическое восприятие помогает ребенку овладеть предпосылками к обучению грамоте выполнению звукового анализа слова.
Звуковой анализ – Это высшая ступень фонематического восприятия.
А именно, умение раскладывать слышимое слово на последовательный ряд звуков. Слышать и определять место звука в слове, количество звуков и слогов в слове. Различать звонкие и глухие согласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки. Определять ударный гласный звук и т. д
Эффективной формой работы на данном этапе является использование нетрадиционных игровых пособий :
«Ребусы» (зашифрованные слова по первому звуку, по первому и последнему слогу)
«Звуковая пирамида»
«Золушка» игра с камешками Марлбс
«Расскажи про звук» дид. кубик.