Мухаррам Мирзоева
Народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал, что «. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Народная сказка, фантазия – это ключик с помощью, которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…». И это действительно актуально сегодня.
Народная сказка является одним из самых доступных средств нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Проживая народную сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, на примере сказки хорошо развивается нравственная сфера личности ребенка. При помощи народной сказки ребенку легче приобрести эмоционально нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность. От совместной работы с родителями зависит дальнейшее формирование личности ребенка.
Публикация «Народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Рассматривая приемы формирования восприятия сказки, отметим что, сказка ценна своим непосредственным воздействием на ребенка, где мораль естественно вытекает из действий и поступков героев.
Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность.
Цель: – изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: - Подобрать литературу для работы по теме самообразования.
• Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
• Воспитывать чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и другие духовно-нравственных качества.
• Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
• Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, давать оценку поведению своему и других.
Педагогические действия:
Изучение литературы, создание алгоритма работы по теме самообразования, познавательные (НОД, проведение бесед, игр, чтение, рассказ, сказкотерапия, театрализация, дидактические настольные игры, рисование иллюстрации к сказке, выставки детских работ, и тд.
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по
формированию нравственных качеств
Сентябрь: 1 «Неделя добра» ( цель: воспитание в детях нравственных чувств).. Составление списка добрых дел «Мои добрые дела».
2. Беседа: «Нравится ли вам сказки? Почему? Какие сказки мы знаем?
Октябрь: 1. Чтение и обсуждение сказки «Царевна - лягушка» обр. М. Булатова
2. Проведение диагностики.
3. Беседа; «Мир не без добрых людей».
Ноябрь: 1. Подборка дидактических игр по нравственному воспитанию.
2. Чтение и обсуждение сказки «Сынко- Филипко», пересказ Е. Поленовой.
3. Беседа «Что такое хорошо, что такое плохо?»
Декабрь: 1. Чтение и обсуждение сказки " Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
2. Беседа: «Доброта важнее всего» ( цель: формирование таких качеств как послушание – непослушание, дружба, милосердие, смелость)
Январь: 1. Беседа, инсценировка «Волшебство добрых слов» ( цель: формировать культуру поведения, нравственные качества : отзывчивость, доброжелательность; умении дарить окружающим доброту слова и дела).
2. Чтение, сказки «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова;
3. Рассказывание сказки по ролям.
Февраль: 1. Чтение русской народной сказки «Сивка Бурка» обр. М. Булатова
( цель: формировать вежливое отношение к окружающим; развивать способность оценивать свое отношение к другим людям).
2. Беседа и обсуждение по сказке
3. Сказка : «Снегурочка» (по народным сюжетам);
Март: 1. Чтение русской народной сказки «Садко» (запись П. Рыбникова);- Беседа и обсуждение по сказке
2. Пальчиковый театр «Кот петух и лиса»
4. Рассматривание сюжетные картинки по нравственному воспитанию.
Апрель: 1.«Семь Симеонов — семь работников», обр. И. Карнауховой; -
2. Выставка детских рисунков «Мой любимый герой» ( цель: учить выражать эмоциональные чувства через рисунок).
3. Дидактическая игра «Отгадай сказку по картинке»
Май: 1. Театрализованное представление сказки «Волк и семеро козлята».
«Добрая сказка» ( цель: формирование доброты и отзывчивости у дошкольников).
2. «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского;
3. Проведение итоговой диагностики. Метод «Беседа»
Цель: предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах
Взаимодействие с родителями:
1. Консультация для родителей: «Чтение и рассказывание детям русских народных сказок».
2. Наполнение книжного центра: «Подари детям книжку»
3. Консультация для родителей: «Беседа с детьми о нравственных качествах»
4. Выставка: Совместное рисование с детьми героев русских народных сказок
5. Консультация: «Роль сказки в нравственном воспитании детей»
6. Анкетирование: «Воспитание добром»
Литература
1. Венгер, Л. О чем рассказывает сказка [Текст] / Л. Венгер // Дошкольное воспитание. – 1994.
2. Калунина, Е. Воспитание сказкой [Текст] / Е. Калунина // Ребенок в детском саду. – 2002
3. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой : для работы с детьми дошкольного возраста – М. : Издательство Аст, 2000. - 464 с.
4. Интернет-ресурсы.