Гузелия Гафиятуллина
Комплексное занятие «Путешествие в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Виды детской деятельности:игровая,продуктивная,коммуникативная познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цели:закреплять знания детей о сезонных изменениях в жизни обитателей леса;
- закрепить правила поведения на природе;
- развивать интерес к миру природы;
- обогащать словарный запас, развивать связную речь детей;
- учить сравнивать, анализировать, создавать простейшие причинно-следственные связи;
- закрепить свойства снега (снег при повышении температуры тает).
Публикация «Комплексное занятие „Путешествие в зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
Материалы и оборудования:следы животных (лисы, волка, птиц,шапка волка,пенёчки (стулья,картинка с изображением зайца,макеты деревьев, на которых сидят зимующие птицы.
Ход занятия.
Воспитатель заводит детей в группу. Дети стоят. Воспитатель обращает внимание детей на гостей и просить поздороваться с ними на двух языках.
В. : Ребята, давайте поиграем в игру «Когда это бывает?»
(Ответы детей).
В. :
Листва с деревьев опадает,
Медведь в берлоге засыпает.
Всё чаще дождик поливает.
Ежонок норку утепляет.
Скажи, когда это бывает?
В:
Снежок земельку укрывает.
Вода на реках замерзает.
В твоей руке снежинка тает.
Снегирь мне за окном кивает.
Зайчишка свой наряд меняет.
На санках брат тебя катает.
Скажи, когда это бывает?
В. :
К нам с юга птицы прилетают
В лесу подснежник расцветает.
Сосулька капает и тает.
Картошку дедушка сажает.
Скажи, когда это бывает?
В:
Крестьянин сена запасает.
В саду малина поспевает.
Купаться речка приглашает.
Над полем бабочка летает.
Скажи, когда это бывает?
В. : Молодцы! Какое сейчас время года? (зима). Я приглашаю вас всех в зимний лес. А что такое лес? (Лес – это где много деревьев, кустарников, где живут насекомые, дикие животные.). А на чём можно добраться в лес? (Ответы детей – машина, автобус). А если лес находиться близко? Правильно, в лес можно добраться и пешком. Тогда давайте оденемся теплее, ведь на улице мороз (дети имитируют, что надевают штаны, куртки, валенки, шапки, варежки). Готовы? Отправляемся.
Заяц, заяц, длинноухий,
Покажи ты в лес дорогу.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой.
Вот тогда придешь ты в лес.
Ребята, посмотрите, какая кругом красота: деревья стоят в снежном убранстве, кустарники, как волшебные гномы, принакрылись снежными шапками, а какая в лесу тишина… закройте глазки и подышите лесным ароматом. (дети закрывают глаза).
В. : Но прежде чем войти в лес, давайте вспомним как нужно вести себя в лесу?
Дети: Нельзя рубить деревья, так как они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Нельзя шуметь: можно напугать диких животных. Нельзя разводить костёр в лесу, потому что на месте пепелища ещё пять лет не будет расти трава, нельзя ломать деревья, ведь там живёт белка.
В. : Ребята, посмотрите, как много следов на снегу. А чей это след?
(Воспитатель показывает лисий след.)
Дети: Лисий.
В. : Правильно. Посмотрите, тут стоят пенёчки. Почистите их от снега и садитесь. Кто же нам расскажет про лису, про её повадки?
Ребё нок: Лиса – дикое животное, она очень хитрая, у неё пушистый хвост. Залезает в любую нору в лесу и там живёт. Лиса слышит писк мышей под снегом, разрывает снег и ловит их.
В: Ваня, скажи мне, лиса какая? (проводится дидактическая игра «Какая, какой, какие?»).
Ответ ребё нка: Лиса - пушистая, хитрая, быстрая, ловкая, умная.
Давайте построим цепочку семейства лисы: папа – лис, мама – лисица, детёныш – лисёнок, а много – лисята. В каких русских народных сказках мы встречаемся с лисой?
Дети: В сказках «Лиса и волк», «Заюшкина избушка», «Лиса и журавль», «Лисичка со скалочкой», «Кот, петух и лиса», «Лиса и козёл».
В. : Ребята, а это чей след?
Дети: Птиц.
В. : Каких групп птиц вы знаете?
Дети: Перелётные и зимующие птицы.
В. : А что для птичек зимой страшнее: холод или голод?
Дети: Голод, так как им нечего ест.
В. : Как мы можем помочь птицам? (подкармливать семечками, зёрнышками, пшеном, хлебными крошками).
В. : Кто знает стихотворение про птиц?
(Ребёнок читает стихотворение «Покормите птичку…».
К нам из леса слетаются птички.
Ты в кормушки им корм положи, –
Прилетят к вам не только синички –
Свиристели, щеглы и чижи.
В. : Спасибо Тимур. А теперь мы с вами поиграем в игру «Перелетные -зимующие». Если я называю птицу перелётную - вы летаете, а если зимующую - вы приседаете. Птицы: снегирь, воробей, синица, ворона, голубь, дятлы (зимующие птицы); ласточка, грач, скворец, журавль, кукушка (перелётные птицы). Молодцы.
В. : Посмотрите-ка, я вижу чьи-то ушки. Давайте посмотрим, кто же там прячется от нас (Обращаю внимание на зайца изображенного на картинке).
Дети: Это заяц.
В. : Верно. Иди заяц к нам, не бойся. Что мы знаем про нашего пугливого друга?
Ребё нок: Заяц живёт в лесу. Летом у него шкурка серая, а кончик хвоста белая. Зимой у зайца вместо серой шкурки вырастает белая, только кончики ушей да нос чёрные. Врагов у зайцев много: лиса, волк, рысь, филин, орёл. Заяц не трус, а хитрый. Он любит путать следы. Зайцы грызут кору деревьев, кочерыжки, морковку.
В. : А наш друг какой? (Дид. игра «Какой, какая, какие).
А это чей след? Может быть, вам отгадать поможет моя загадка? (Загадка загадывается в том случаи, если дети не смогут узнать след.)
На овчарку он похож,
Что ни зуб, то острый нож.
Он бежит, оскалив зуб,
На овцу готов напасть.
(Волк.)
(Воспитатель предлагает кому- то из детей рассказать про волка, про его повадки. Ребёнку, который будет рассказывать про волка одевает шапку.)
Ребёнок. Волк к зиме не меняет шубу. По лесу бродит голодный и злой. Зимой волки живут стаями. Они охотятся за больными и мелкими животными: зайцами, белками, мышами. И за это их называют «санитарами леса».
В. : Настя, волк какой? (Дидактическая игра «Какой, какая, какие).
В. : Верно. Молодцы. Посмотрите, мы и не заметили, как пошёл снег. Давайте вытянем руки и поймаем снежинки. Снежинка какая? (белая, холодная, красивая, узорчатая). Пока мы рассматривали снежинку она куда-то пропала. Что с ней случилось? (она растаяла). А почему? (ладошка тёплая, а снег холодный. Она тает от тепла). Правильно.
Вот и подходит к концу наше путешествие по лесу. Пора возвращаться в детский сад. Вставайте парой – «малай – кыз» и пойдём обратно. (Дети идут «шагают».)
Вот мы и вернулись в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей.) В следующий раз мы пойдём в лес весной и посмотрим, что же там изменилось.