Лариса Пядышева
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в мир камня»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать представление детей старшего дошкольного возраста о полезных ископаемых.
Задачи обучающие: познакомить детей с разнообразием камней, учить выявлять и называть их свойства: по форме, размеру, окраске, прочности, растворяемости, закрепить представление детей о том, что камни – компонент неживой природы.
Публикация «Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром „Путешествие в мир камня“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
Задачи развивающие: - развивать сенсорное ощущение: умение обследовать камни разными органами чувств; - познавательные способности – память, внимание, логическое мышление, речь, познавательную активность, интерес через процесс экспериментирования; - способствовать умению детей анализировать, обобщать, делать выводы.
Задачи воспитывающие: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к её богатству, интерес к камням, желание любоваться ими.
Интеграция образовательных областей: познание, (коммуникация, социализация, безопасность, чтение художественной литературы, труд, здоровье, музыка).
Словарная работа: полезные ископаемые, ювелир,
Предварительная работа: рассматривание камней, иллюстраций, просмотр презентации, беседа о камнях и их применение в жизнедеятельности человека, чтение отрывка сказки П. П. Бажова «Малахитовая шкатулка», рассматривание иллюстраций к сказкам, проведение экспериментов.
Материалы и оборудование: у воспитателя - 3 стола: 1-полезные ископаемые, горные породы, 2- изделия их металла (алюминия, железа, меди, 3- шкатулки с драгоценностями. Лимон, схема свойств камней, запись музыки. На каждого ребенка: лупа, камни : торф, уголь, гранит, известняк, мел, известь, 2 баночки с песком, трубочки, 2 стакана с водой, влажные салфетки.
Ход деятельности:
Звучит приглушенная музыка гости и Х. М. Г. в зале, заходят дети.
(Х. М. Г.) – Здравствуйте дети, меня зовут Хозяйка медной горы. Я пришла к вам в гости, давайте по приветствуем друг друга:
Придумано кем-то просто и мудро
При встречи здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам,
«Доброе утро!»- улыбчивым лицам.
А сейчас улыбнитесь друг другу,
Подарите свои улыбки гостям.
А в гости я к вам пришла не с пустыми руками, а с гостинцами. Посмотрите, какой волшебный сундучок, а внутри, что-то лежит. Вы, хотели бы узнать, что там?
Дети:
Х. М. Г. :- Сейчас вы по очереди будете опускать руки в сундучок и попробуйте определить предмет на ощупь, но уговор пока не называть, что внутри. Хорошо.
Дети по очереди ощупывают предмет. После Х. М. Г. обращается к некоторым детям …. «Как вы думаете, что внутри волшебного сундучка?», «Как вы об этом догадались?»
Вывод: внутри сундучка лежат камни, они неровные, твердые.
После того как дети скажут, что это камни, Х. М. Г. открывает сундучок. Посмотрите сколько здесь разных камней. А вы знаете как все эти камни называются одним словом.
Дети - Полезные ископаемые (фронтальная работа).
Х. М. Г. – Сегодня мы с вами поговорим о полезных ископаемых, узнаем где и как их добывают и чем они полезны. Научимся составлять рассказы про камни, узнав то-то новое мы с вами будем вывешивать карточку. Я вас всех приглашаю пройти со мной (к столу 1 камни, горные породы).
Планета Земля существует миллиарды лет. Природа за это время создала огромное разнообразие сокровищ в своих недрах. Одни сокровища лежат на поверхности Земли, другие скрыты под землей на несколько километров. Одни полезные ископаемые образуются сейчас, другие образовались много миллионов лет назад.
В далеком – далеком прошлом деревья были высотой 100 - 200м., были огромные животные и насекомые. Со временем эти гигантские растения погибали, отмирали, перегнивали, а из остатков растений образовывался ТОРФ.
Опыт № 1 «Определение формы»
Х. М. Г. – Возьмите, пожалуйста лупы, рассмотрите камешек под цифрой 1 - это торф. Расскажите какого цвета, мягкий или твердый.
Х. М. Г. - Торф применяется как топливо и удобрение. Сейчас попробуйте, отломить (отщипнуть). Получилось, торф-рыхлый камень. Повтори - Ваня, Вероника, повторите все вместе: «Торф-рыхлый камень». Посмотрите внимательно на камешки и скажите какой они формы?
Вывод: Мы с вами узнали, что торф темно-бурого цвета, применяется как топливо и удобрение, торф - рыхлый, многоугольной формы.
Мы с вами вывешиваем карточку, которая будет обозначать форму камней :
Опыт № 2 «Твердый- мягкий»
Отгадайте загадку:
Х. М. Г. -Он чёрный, блестящий, людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло, от него в домах светло,
Помогает плавить стали, делать краски и эмали.
- Как вы думаете, о каком камне говориться в загадке?
Дети: Каменный уголь.
Х. М. Г. Правильно, это каменный уголь. Растения жившие на Земле много миллионов лет назад оставили нам залежи вот этого камня. Возьмите камешек под цифрой 2, рассмотрите его.
Таня, Вероника – как называется этот камень - (индивидуальная работа).
А где человек применяет каменный уголь?
Дети: топят печи, камины.
Х. М. Г – Из загадки мы еще узнали, что уголь используют для получения краски и пластмассы. Где добывают уголь?
Дети: Уголь добывают в шахтах.
Х. М. Г - Как называется профессия людей, которые его добывает?
Дети: - Шахтеры.
Х. М. Г. – Возьмите камень в руку и крепко-крепко сожмите, его в руке. Поменял камень форму?
Дети: - Нет
Х. М. Г. – Что это обозначает?
Дети: - Камень твердый.
Вывод: каменный уголь добывают шахтёры, он черного цвета с блеском, используется для обогрева помещений, для получения краски и пластмассы, он твердый.
Вывешиваем карточку: твердый - мягкий (кирпич- подушка).
Опыт № 3 «»Определение цвета»
Х. М. Г - Возьмите камешки под цифрой 3, это ГРАНИТ. Он рождается в глубинах Земли при t – 650-750 С., лупы, рассмотрите камень и расскажите какай он?
Дети: -Твердый, розовый, с темными точками, шершавый, острые углы.
Х. М. Г Паша, Вика - как называется камень, который у тебя в руках. Лера – какой он?
Х. М. Г. - Кто мне скажет, где он используется?
Дети: - Строительство памятников, набережных, лестниц.
Вывод: гранит твердый, разного цвета.
Вывешиваем на мольберте карточку: обозначающий цвет – карандаши.
Опыт № 4 «Тяжелый –легкий»
Х. М. Г. – Отгадайте загадку: Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже,
Он в стекле расплавлен даже.
Дети: - Песок
Х. М. Г- Возьмите камешек №3, как он называется. Правильно, гранит. Под действием температуры, воды, ветра гранит разрушается, образуется ПЕСОК и ГЛИНА. Расскажите какой песок, где он используется в жизнедеятельности человека?
Дети: ….
Х. М. Г. –У вас на столах стоит 2 банки с песком, обе закрыты крышками. Сквозь отверстие в крышках опущена трубочки. Рассмотрите их, скажите чем они отличаются?
Дети: В первой банке песок – сухой, во второй – мокрый.
Х. М. Г. - Опустить трубку на бок банки и подуйте в банку, где сухой песок. Наблюдаем, что происходит?
Дети: песок рассыпается в разные стороны под воздействием воздуха, затем оседает.
Х. М. Г. А теперь попробуйте подуть в трубочку, где мокрый песок. Что видите? Почему песок не рассыпается? Сейчас, возьмите обе баночки в руки, представьте, что руки весы. Определите в какой баночке песок легкий, в какой тяжелый.
Вывод: песок сыпучая горная порода, состоит из мелких зернышек, крупинок, круглой формы, используется для игр детей в песочнице, на стройке, для изготовления кирпича, стекла. Еще мы знаем, что сухой песок легкий, рассыпчатый, а сырой тяжелый, вязкий.
Х. М. Г. – Молодцы. Прикрепляем карточку, которая обозначает : тяжелый – легкий.
Х. М. Г. - А еще интересные камни образуются в море. Давайте совершим туда путешествие.
Физкультминутка: Мои руки – это волны, ветер гонит их вперед
Мои руки –крылья чаек, небо их к себе зовет
Мои руки – рыбки в море, плавают туда-сюда
Мои руки – это крабы, разбежались кто куда.
Спустимся на дно морское, там кораллы словно ветки.
Там ракушки обитают, жемчуг свой оберегают.
Х. М. Г. Давайте узнаем, какие камни образуются в воде. Посмотрите на камень под цифрой 4, этот светло - серый камень называется ИЗВЕСТНЯК. Он образовывается из останков крошечных и крупных морских животных и их обломков. Возьмите лупы, рассмотрите его. Известняк используется при строительстве, изготовление скульптур. При обработке известняка получают известь, она у вас под цифрой 5. Рассмотрите и скажите, где применяется известь?
Дети: - при побелке стен в помещение, стволов деревьев.
Х. М. Г. Молодцы. Отгадайте пожалуйста еще одну загадку: Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.
Дети: Мел.
Х. М. Г. - Из известняка делают МЕЛ. Где же применяется мел?
Дети:
Опыт № 5 «Растворяется - не растворяется»
Х. М. Г. – Как вы думаете мел и известь, растворяется в воде или нет.
Дети:
Х. М. Г. Давайте снова с вами проведем эксперимент с известью и мелом. Опустим камешки в воду и посмотрим, что произойдет.
Вывод: Известняк шипит, появляются пузырьки, пар, стакан горячий – он растворился. Мел – нет.
Х. М. Г. –Сейчас я открою вам один секрет, мел очень боится лимонного сока, посмотрите, что с ним произойдет. Мел шипит, будто злится - ему не нравится лимонный сок.
Вывод: известь – растворилась в воде, мел в воде не растворился.
Х. М. Г. - Молодцы. Вывешиваем карточку, которая обозначает, растворяются камни или не растворяются»
Опыт № 6 «Живое - не живое»
Х. М. Г. Ребята, посмотрите внимательно и скажите, камни живые или не живые?
Вывод: камни не живые. Вывешиваем карточку обозначающие : живое – не живое
Х. М. Г. А сейчас пойдемте со мной. На столе № 2, лежат предметы из железа, алюминия. Посмотрите и скажите, вам знакомы эти предметы?
Дети:
Х. М. Г. – Действительно, этими предметами мы пользуемся каждый день, а из чего же они сделаны?
Дети: - Из железа
Х. М. Г. – Железную руду добывают тоже под землей, везут на завод и плавят при очень высокой t в доменных печах и получаю металлы алюминий, железо. Находят все полезные ископаемые геологи, (проводится индивидуальная и фронтальная работа с новым словом). Назовите, какие еще предметы, изготавливают из железа?
А сейчас я хочу пригласить вас посмотреть на мои драгоценности. Я очень люблю и охраняю свои богатства. Дети под тихую музыку проходят к столу № 3 и рассматривают украшения.
Х. М. Г. Я вижу у Вики и Вероники - сережки, у Саши цепочку, у ваших близких людей тоже есть украшения. Они тоже сделаны из металла. Из какого металла сделаны украшения?
Дети: - золото, серебро.
Х. М. Г. Золото, серебро – полезные ископаемые, это мягкие металлы, поэтому из них можно сделать такие красивые и маленькие вещи. Их изготовили ювелиры. Повтори Таня, Паша, (индивидуальная работа).
Х. М. Г. - В недрах нашей Земли много полезных ископаемых, но мы с вами знаем, что они образуются в течение долгого времени. Залежи когда-нибудь закончатся, поэтому добывать их надо разумно, осторожно и беречь.
Звучит музыка, Х. М. Г. предлагает детям вернуться к мольберту, где вывешены карточки:
Физкультминутка:
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке
По тропинке побежим
До лужайке добежим
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки
Скок, немного отдохнем
И тихонечко пойдем.
Х. М. Г. - Ребята, мы с вами сегодня столько интересного узнали о разных камнях, как они называются?
Дети: - полезные ископаемые
Х. М. Г. – почему они так называются?
Дети: - они приносят пользу, из них можно строить дома, дороги,
Х. М. Г. При проведении опытов мы с вами вывешивали карточки, теперь с их помощью вы сможете составить рассказ о любом камне, который вам очень понравился.
Дети: Паша, Вероника, Динара - выбирают один из камешков, и рассказывают все о нем по схеме.
Х. М. Г. - Мне с вами было очень интересно, но пора мне в свои владения.
А подарить я вам хочу шкатулку, для вас там тоже сладкие драгоценности.