Ольга Чернова
Проект «Волшебный воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта.
Руководители проекта : Воспитатель Чернова Ольга Владимировна, МБДОУ детский сад №32, г. Кинешма, Ивановская область
Участники проекта : Дети, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.
Возраст воспитанников обучающихся: проект рассчитан для детей старшей группы.
Особенности проекта :
По характеру создаваемого продукта: информационно- исследовательский;
По количеству создателей: коллективный;
По количеству детей вовлеченных в проект : групповой;
Публикация «Проект „Волшебный воздух“» размещена в разделах
По продолжительности: долгосрочный; (5 месяцев)
По профилю знаний: межпредметный проект.
Образовательные области: Социально-коммуникативное, познавательное, речевая, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Цель проекта : С помощью экспериментов (опытов) выявить уровень сформированности представлений о воздухе у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами практическому экспериментированию с ним.
Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами,
принимать и ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
Расширять представления о значимости воздуха в жизни человека. Развивать экологическое сознание.
Ресурсы проекта :
- Информационный материал по теме проекта (интернет);
- Методическая литература;
- Детская, научно- популярная и художественная литература;
- Фотографии, иллюстрации;
- Музыкальное сопровождение;
- Инвентарь и оборудование для эксперимента;
- Художественные средства для продуктивной деятельности.
Планируемые результаты:
После завершения проекта дошкольники смогут :
Проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно со взрослыми);
Осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно со взрослыми);
Собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную
точку зрения (самостоятельно и совместно со взрослыми);
Проявлять элементарные навыки рациональное природопользования.
Краткое содержание проекта : Предлагаемый проект проводится в рамках экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Может быть реализован с детьми 5-6 лет. В результате самостоятельных элементарных опытов и исследований, направленных на изучение воздуха, его назначении в жизни человека, у детей формируются естественно научные представления об объектах неживой природы.
В ходе работы над проектом дети также ответят на вопросы: «Как организовать
эффективный поиск информации? Что для этого можно использовать?»
Этапы работы над проектом :
- Погружение в проект.
- Создание творческой группы для решения проблемы.
- Изучение методической литературы.
- Подбор информации по теме.
- Организация специальной предметно - развивающей среды.
- Обсуждение плана действий, роли участников в прохождении проекта.
Взаимодействие с родителями
«Сундучок почемучек».
Цель: Выявить круг вопросов интересующих детей и родителей в предстоящей теме проекта.
Творческое задание «Сочини сказку про воздух».
Домашняя мастерская:
«Разные виды вертушек»;
«Изготовление воздушного змея»;
«Изготовление хитрой змейки».
Наблюдения дома:
Предложить ребятам вместе с родителями найти в своей квартире предметы, внутри
которых есть воздух ( пример: колеса велосипеда, матрацы для плавания на воде, мячи).
Воздушные пузыри можно обнаружить в тазике с бельем во время стирки. Появляются они в раковине от удара сильной струи воды, накапливаются в воде для полива растений, которая отстаивается в банках, бутылках. Следы воздуха есть даже в пористом шоколаде.
Образовательная деятельность, организованная в ходе специально организованной деятельности и режимных моментах
Художественно - этическое развитие
Рисование:
- «Вы по небу прокатите нас облака»;
- «Ветер парус раздувает и кораблик подгоняет»;
- Безветренная и ветреная погода.
- Осенний лист (рисование с помощью трубочек, путем выдувания краски)
Конструирование из бумаги:
- Изготовление вертушки;
- «Султанчики»;
- «Парашутик»;
- «Изготовление веера»
Аппликация:
- «Разноцветные шары для веселой детворы»
Музыка
Пение:
- «Кораблик» - Л. Яхнин;
- «Тучка» - сл. А. Гулевской, муз. А. Варламова;
Упражнения:
- «Птички летают» - муз. Банникова.
- «Дудочка» - муз. Т. Ломова.
- «Вертушки» - украинская народная мелодия обр. Я. Степного.
- «Ветерок и ветер» - муз. Л. Бетховена.
Пьеса – «Воздушный шарик» - муз. Ж. Металлиди.
Танец с осенними листочками – муз. и сл. Гомоновой.
Образовательная деятельность, организованная в ходе специально организованной деятельности и режимных моментах
Социализациально-коммуникативное развитие
Игры и игровые ситуации:
- «Мыльный пузырь»;
- «У кого больше пузырей»;
- «Чей кораблик дальше уплывет»;
- «Живой карандаш»;
- «Воздушный футбол».
Сюжетно - ролевые игры:
- «Путешествие на воздушном шаре»;
- «Самолеты»;
Дидактические игры:
- «Кто по воздуху летает»;
- «Летающие семена»;
- «Какой ветер»;
- «Теплый и холодный воздух».
Безопасность
Беседы:
- «Для чего мы проветриваем помещение»
- «Зачем нужна марлевая повязка больному»;
- «Лесной и городской воздух»;
- «Как дышать в морозный день»;
- «Как одеваться в ветреную погоду».
Труд
Поручения:
- Уход за деревьями и кустарниками на участке (окапывание, подрезание веток)
- Хозяйственно - бытовой труд в группе (протирание пыли с игровых шкафов, стирка кукольного белья)
- Труд в уголке природы (протирание пыли с листьев растений, рыхление почвы, полив)
Образовательная деятельность, организованная в ходе специально организованной деятельности и режимных моментах
Познавательное развитие
Опытно -исследовательская деятельность:
-«Воздух существует»;
-«Свойства воздуха»;
- «Поймай воздух»;
- «Воздух движется»;
- «Мы дышим воздухом»;
- «Какой воздух легче»;
- «Сколько воздуха легче»;
- «Сопротивление воздуха»;
- «Воздух держит воду»;
- «Реактивный шарик»;
- «Воздух давит на воду»;
- «Можно ли сжать воздух»;
- «Веселые пузырьки»;
- «Воздух не имеет запаха»;
- «Воздух не имеет цвета»;
- «Воздух не имеет вкуса.
Речевое развитие
Непосредственная образовательная деятельность:
- «Воздух повсюду»;
- «Воздух работает»,
- «Как увидеть воздух»;
- «Здравствуй ветер»;
- «Что такое воздух»;
- «Чистый и загрязненный воздух».
Наблюдения и беседы:
- «За воздухом в аквариум»;
- «Пригласим ветер в гости»;
-«За облаками».
Чтение художественной литературы
Стихи:
- С. Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри»;
- А. Богдарин «Ветер ветерок»;
- А. Богдарин «Метель»;
- С. Островский «Продавец воздуха»; Сказки:
- «Пузырь, соломинка и лапоть»;
- К. Драчев «Сказка о том, как поспорили воздух, земля и вода»;
- Н. Носов «Как Незнайка придумал воздушный шар»
- Рассказ: Н. И. Сладков «Воздушный замок»
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе специально организованных и режимных моментов
Физическое развитие
Подвижные игры:
«Воздушный шар»; «Земля, огонь, вода, воздух»; «Флюгер и ветер»; «Северный и южный ветер».
Упражнения с элементами дыхательной гимнастики:
«Насосик»; «Надуваем шарик»;
Динамические паузы:
«Ветер дует нам в лицо»; «Как ветер растениям помогает».
Здоровье
Беседы:
«Чистый воздух – залог здоровья»; «Что мы сажаем – сажая леса»; «Для чего нужна дыхательная гимнастика»
Игровые ситуации:
«Будь аккуратен, забудь про лень – убирайся в комнате каждый день»
Чтение:
Т. Шорыгина «Воздух»; Е. Силенок «О здоровье»; А. Данилина «Зарядка»
Значение прогулок на свежем воздухе.
Физическое воспитание представляет собой часть общего воспитания, которая
направлена на укрепление здоровья и гармоническое развитие организма. Основными
средствами такого воспитания являются не только занятия физическими упражнениями, но и закаливание, и гигиена быта. Одним из важнейших факторов, оказывающих благотворное влияние на укрепление здоровья и улучшение физического развития организма ребёнка, является пребывание на свежем воздухе. Это актуально для детей любого возраста, но для младших школьников, недавно сменивших размеренную детсадовскую жизнь на суровые школьные будни, актуально вдвойне.
Почему же прогулки так важны? Дело в том, что основная часть жизни современного
человека проходит под крышей, в помещениях. Такую жизнь естественной не назовёшь.
Дети, в отличие от своих утомлённых жизнью родителей, ещё не утратили природных
корней, которые настойчиво «тянут» их на прогулку. Неосознанно дети стремятся вступить во взаимодействие с природой, выйти из дома, являющегося и накопителем пыли, и источником разнообразных бактерий, аллергенов, факторов бытовой химии. Именно на прогулке дети подвергаются столь необходимому для их формирующегося организма воздействию ультрафиолетовых лучей, вырабатывающих в коже витамин D. Кроме того, открытое пространство улицы способствует резкому повышению двигательной активности детей. Что же происходит при этом в организме ребёнка? Прежде всего, происходит очистка лёгких от накопившейся в них бытовой пыли, улучшается работа слизистых оболочек носоглотки. Повышение расхода энергии, идущей на поддержание температуры тела и активное движение, стимулирует такие жизненно важные системы организма, как сердечно – сосудистая и иммунная.
Итак, понятно, что пребывание на свежем воздухе полезно без ограничений по времени.
Однако, нужно совмещать прогулки в жизни ребё нка с другими важными занятиями:
обучением, сном, принятием пищи. Тут важно родителям найти «золотую середину» и
помнить, что для счастья ребёнка здоровье всё-таки важнее, чем уровень знаний. Но
важно помнить, что полноценное физическое воспитание, а значит и развитие ребёнка
невозможно без регулярного пребывания на земле без асфальта, без неба вместо
потолка над головой, без ветра, воды и травы. Поэтому стоит всё же выйти погулять!