Голошубова Ирина
Формирование у воспитанников младшего дошкольного возраста основ духовно-нравственной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта: «Формирование у воспитанников младшего дошкольного возраста основ духовно – нравственной культуры посредством реализации проекта «Воспитание добротой».
Воспитатель первой квалификации категории
детского сада № 37 «Звездочка» - филиал АН ДОО «Алмазик»
Голошубова Ирина Ивановна.
Спешите делать добрые дела, чтоб не хватило времени на зло.
Актуальность.
Публикация «Формирование у воспитанников младшего дошкольного возраста основ духовно-нравственной культуры» размещена в разделах
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от семьи и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. С раннего детства ребенок приобщается к обычаям и традициям, принятым в обществе, к культуре своего народа, расширяет свой индивидуальный социальный опыт, что и задает растущей личности вектор развития.
На современном этапе идея единства духовного и нравственного воспитания приобрела актуальность, которая обусловлена, прежде всего, нравственным кризисом в современном обществе, связанным с фактическим отсутствием общенациональных идеалов, святынь и ценностей. Духовно-нравственное воспитание - процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, но это не уменьшает значимости нашей работы, как педагогов.
Первая школа растущей личности – семья. Она - целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться. Безусловно, приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье. Именно в семье складываются первые представления об окружающем мире, ответственности и долге, закладываются основы нравственности. В формировании нового человека исключительно велико значение нравственного воспитания и немало важная роль в этом принадлежит детскому саду, воспитателям. Главный момент в контексте «Семья – детский сад» - партнерские взаимоотношения в процессе образовательной деятельности.
Семья для ребенка – это еще и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, подражание взрослым. Двигаясь путем проб и ошибок, он овладевает элементарными нормами и ценностями, необходимыми для жизни в обществе, которыми он будет руководствоваться в своей дальнейшей жизни и чем раньше ребенок получит позитивный социальный опыт, тем он успешнее адаптируется к окружающей действительности.
Детская картина мира – это выражение системы многообразных отношений ребенка, совокупность его представлений, смыслов, раскрывающихся через отношения со сверстниками и взрослыми. В этой картине мира формируются нравственные представления о добре и зле, и вызывает тревогу тот факт, что, в современной мире материальные ценности доминируют над духовными, что не может не отражаться на детях, поэтому важна целенаправленная работа с дошкольниками по духовно – нравственному развитию и воспитанию.
Современных дошкольников отличает активность, общительность, тяга к познанию нового, инициативность. Инициатива всегда предполагает выход за определенные традицией рамки, но и вместе с тем органично вписывается в существующую систему норм и правил. Проектная деятельность позволяет ребенку видеть проблему, задумываться над ее решением и реализовывать свой замысел при участии взрослого в виде социально значимого результата.
Результатами исследования образа жизни воспитанников, опроса родителей (законных представителей) продиктована необходимость разработки и реализации проекта «Воспитание добротой». Проект долгосрочный, практико – ориентированный. Ориентирован на определенный социальный результат, затрагивающий интересы всех участников образовательных отношений.
Тип проекта: практико – ориентированный, долгосрочный, групповой.
Время реализации проекта: 2020-2021 учебный год.
Участники проекта: воспитатель Голошубова., воспитанники группы «Светлячок», родители (законные представители, музыкальный руководитель Щеглова А. В., инструктор по физической культуре Указова Н. В.
Цель проекта: формирование основ высоконравственной личности, определенных духовно – нравственных качеств, а именно: гуманность, доброта, уважение к жизни других людей, отзывчивость, взаимопомощь, сострадание, трудолюбие, коллективизм.
Задачи:
для воспитанников :
приобщать воспитанников младшего дошкольного возраста к ценностям физического и психического (душевного здоровья, к необходимости бережного отношения к нему;
формировать начальные представления о ценностях своего существования и существования других людей: уважение к себе, к своей семье, своему народу, своей малой родине; бережное отношение к природе;
воспитывать чувство уважения у дошкольников к культуре и традициям своего народа;
для педагогов:
установить доверительные партнерские отношения с семьями воспитанников;
повышать педагогическую и психологическую компетентность родителей в вопросах духовно –нравственного воспитания;
обеспечить психологическое благополучие и здоровье воспитанников;
развивать способности у воспитанников видеть проблему, находить способы ее решения;
для родителей (законных представителей, социальных партнеров:
ориентировать родителей (законных представителей) на возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада;
сформировать у родителей (законных представителей) конструктивные партнерские взаимоотношения с ребенком, способность видеть малейшие достижения и вселять уверенность в его успехе;
способствовать развитию у воспитанников необходимых социальных навыков.
Ожидаемый результат при реализации проекта «Воспитание добротой».
У воспитанников сформирована :
способность прислушиваться к своим переживаниям, управлять своим поведением, эмоциональным состоянием в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающим;
способность оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других людей;
способность доброжелательно и уважительно относится к своей семье и окружающим;
способность сострадать, сочувствовать, прийти на помощь;
способность проявлять самостоятельность, активность, инициативу.
Для педагогов:
реализация эмоционального, творческого потенциала воспитанников;
проявление инициативы у дошкольников к решению проблемы, способности проявлять ее в словах и в продуктах своей деятельности;
объединение всех участников образовательных отношений;
увеличение доли активного участия родителей (законных представителей) в проведении совместных мероприятий.
Для родителей (законных представителей) :
активное участие, оказание помощи в реализации проекта;
заинтересованность в решении проблемы;
обобщение опыта семейного воспитания;
способность видеть малейшие достижения в развитии ребенка и вселять уверенность в дальнейшем его успехе.
Основные принципы реализации проекта.
Принцип открытости и доверия – представление каждому родителю (законному представителю) возможности знать и видеть, как развиваются воспитанники в детском саду.
Принцип сотрудничества – взаимодействие всех членов образовательных отношений, общение «на равных», поиск инновационных форм и методов в образовательной деятельности.
Принцип наглядности и занимательности – предлагаемый материал яркий, занимательный, имеет элементы игры.
Принцип последовательности и систематичности - постепенная подача материала от простого к сложному.
Принцип доступности - учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, адаптированность материала.
Принцип интеграции – взаимодействие с различными видами деятельности.
Ресурсное обеспечение проекта:
Для педагогов:
Основная образовательная программа детского сада № 37 «Звездочка» - филиал АН ДОО «Алмазик»;
годовой план работы;
научно – методическая литература;
мультимедийный проектор;
экран;
компьютер;
музыкальный центр;
авторское пособие «Маркеры игрового пространства».
Для воспитанников :
Центр книги (художественная литература, произведения устного народного творчества, познавательная литература - энциклопедии по теме «Человек»; «Моя семья», «Мой дом», «Профессии», «Домашние животные», «Птицы»);
Центр творчества (материалы для продуктивной деятельности, строительный, бросовый материал,альбомы,плакаты, демонстрационные картины, иллюстрации декоративно – прикладного творчества, технологические карты);
Игровой центр (дидактические игры «Моя семья», «Что такое хорошо, что такое плохо», атрибуты для сюжетно – ролевой игры «Моя семья», «Салон красоты», «Хозяюшка», «Торговый центр», «Медицинский центр»; пиктограммы с изображением эмоций.
Центр театрализации (ширма, пальчиковый, перчаточный, настольный театр, теневой театр, маски, шапочки, музыкальные инструменты).
Видеотека. Фонотека. Картотека игр на развитие эмоциональной сферы, двигательной активности.
Маркеры игрового пространства: «Город. Деревня», «Ателье», «Зоопарк».
Для родителей (законных представителей) :
научно – методическая литература;
художественная литература;
познавательная литература.
Этапы работы над проектом «Воспитание добротой». Тема «Я и моя семья».
Этапы проекта Действия воспитанников Действия педагогов Действия родителей (законных представителей, социальных партнеров
1 этап - организационно-подготовительный
(сентябрь
2016 года).
Ситуативный разговор, беседа,чтение художественных произведений;
рассматривание иллюстраций.
Обсуждение вопросов, связанных с проведением мероприятий.
Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности в рамках реализации задач по духовно – нравственному воспитанию.
Разработка и создание этапов проекта, на основе анализа анкетирования.
Оформление информационных уголков для родителей. Беседы с целью привлечения к участию в проекте.
Анкетирование родителей (предложения по работе над проектом).
Составление перспективного плана взаимодействия по темам проекта.
Подготовка методических рекомендаций, консультаций.
Составление сценариев мероприятий.
Обсуждение общих вопросов на родительском собрании и в индивидуальных беседах, связанных с организацией мероприятий.
2 этап- практический
(октябрь 2016-
июль 2017 года).
Наблюдения, игровая деятельность, совместная деятельность, рассматривание иллюстраций, альбомов,
Создание условий для творческой деятельности воспитанников, благоприятного настроя на совместную работу. Участие в подготовке и проведении совместных мероприятиях, выставках творческих работ,фотовыставках, изготовление коллажей,
оформление фотоальбомов, изготовление атрибутов, реквизитов.
3 этап -
обобщающий, завершающий
(август 2017 года)
Презентация профессиональной деятельности через представление образовательного проекта. Презентация проекта.
Подведение итогов работы над проектом.
Определение перспектив.
Награждение родителей (законных представителей) и воспитанников – участников проекта.
Перспективный план проекта «Воспитание добротой». Тема «Я и моя семья»
Этапы Формы работы с воспитанниками, педагогами, родителями (законными представителями, социальными партнерами Период
Опрос родителей: «Нравственное воспитание в семье»; Беседы с родителями: «Обычаи и традиции семьи»; Консультация для родителей «Содержание психолого - педагогической работы с воспитанниками от 3 до 4 лет»; Сентябрь
Этапы Формы работы с воспитанниками, педагогами и родителями (законными представителями, социальными партнерами Срок реализации
1 : «Обычаи и традиции семьи», «Вместе с папой, вместе с мамой», «Семья-Детский сад-единое пространство», «Семейный огород»
Работа с родителями: Круглый стол «Семья-что это?», Просмотр презентаций-игр: «Что такое хорошо, что такое плохо?»
Консультации социальных работников:
Музыкальный руководитель: «
Физкультурный инструктор : «Здоровьесберегающие технологии». Сентябрь
2 Совместная деятельность: «Мастерим кормушки»,«День добрых дел», «Изготовление подарков для пап и дедушек»,
«Поздравления всех мам бабушек с детьми». Выставка совместных творческих работ детей и родителей (рисунки, газеты, плакаты). Конкурс плакатов и рисунков к знаменательным датам.
Экологический праздник для детей: «Осенняя карусель» (на улице)
Спортивные развлечения для детей: «Сильным, ловким вырастай»
День добрых дел: «Подарки именинникам», «Соберем друзей»
Музыкальные развлечения: «Едет с поля урожай», «От улыбки станет всем светлей», «День рождения», «Рождественские посиделки», «Весенний калейдоскоп», «Русские народные частушки», «Якутский народный хоровод», «Якутский Новый год – Ыысыах», «Песенный марафон», Мультпарад
Подготовка и изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм «Семья», «Больница», «Шоферы», «Строители». «Почта», «Пожарные», «Милиционеры», «Супермаркет», «Салон красоты»
Беседы с воспитанниками : «Здесь я живу», «Животные и их семья».Беседы с воспитанниками о прошедших выходных, праздниках. Конкурс стихов: «Наши воины-герои».
Беседы для родителей: «Глава семьи – это папа и мой дед», «Семья есть у всех»,«Как вы представляете свою семью…»
Создание альбомов для детей:«Моя семья», «Мой любимый питомец», «Я папин помощник», «Я мамин (а) помощница»
Изготовление игровых макетов и подборатрибутов к ним: «Дом. Город», «Зоопарк». «Ателье», «Путешествие всей семьей вокруг света».
Участие родителей в детских утренниках.
Мастерская с мамой: «Новогодняя гирлянда», Творческая работа мам рукодельниц: «Солнечное настроение (создание солнышка и тучек из ткани).
Круглый стол: «Много идей для наших семей», «Палитра идей для наших семей!»
Мастер класс для родителей: «Пальчиковые игры», «Су Джока», «Волшебное тесто».
Анкета – опросник к «Круглому столу»
Мастерская с папой: «Делаем скворечники» (для д/с участка).
Буклет «Высказывания детей о своей семье».
Фестиваль семейного творчества «Славы прадедов достойны!»
Награждение родителей, детей, педагогов-участников проекта.
Просмотр презентации и видеороликов.
Октябрь-май
3 Совместная деятельность – Дни добрых дел:
Беседы с родителями о подготовке и проведении
совместных экскурсий, развлечений: «Делай добро!»
Природоохранная акция «Будет чисто во дворе (на участке детского сада!», «Озеленение участка», «Благоустройство участка».
Экологическийпраздникна улице: «Земля - матушка именинница», «Туристической тропой».
Фестиваль семейного творчества: изготовление творческих работ, коллажей, поделок.
Награждение родителей, детей, педагогов – участников проекта.
Выставка совместных работ детей и родителей.
Просмотр презентации и видеорядов.
8. Подготовка методических рекомендаций для педагогов ДОУ.
Выставки совместных работ детей и родителей. Июнь-июль
Выводы:
Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Формирование личности ребенка происходит под воздействием объективных условий жизни, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры.
Культурное наследие, уклад жизни в семье, творческий, личностный рост и профессионализм педагогов, позволяющий не допускать применения стандартных, шаблонных действий, традиционных форм и методов, способствует возрождению утраченных духовно - нравственных ценностей и подготовить воспитанников к взрослой жизни.
С помощью данного проекта мы объединяем воспитанников, родителей (законных представителей, педагогов детского сада в одну большую и дружную семью. То, с каким качеством приходит ребенок во взрослую жизнь, как умеет жить в коллективе, показать себя, слушать и слышать других, сопереживать, искренне радоваться не только своим успехам, но и успехам окружающих, зависит его мотивация, интерес к жизни. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в будущем и окажет положительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения ребенка.