Папки-передвижки

Формирование у воспитанников младшего дошкольного возраста основ духовно-нравственной культуры

Голошубова Ирина
Формирование у воспитанников младшего дошкольного возраста основ духовно-нравственной культуры
▼ Скачать + Заказать документы

Тема проекта: «Формирование у воспитанников младшего дошкольного возраста основ духовно – нравственной культуры посредством реализации проекта «Воспитание добротой».

Воспитатель первой квалификации категории

детского сада № 37 «Звездочка» - филиал АН ДОО «Алмазик»

Голошубова Ирина Ивановна.

Спешите делать добрые дела, чтоб не хватило времени на зло.

Актуальность.

Публикация «Формирование у воспитанников младшего дошкольного возраста основ духовно-нравственной культуры» размещена в разделах

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от семьи и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. С раннего детства ребенок приобщается к обычаям и традициям, принятым в обществе, к культуре своего народа, расширяет свой индивидуальный социальный опыт, что и задает растущей личности вектор развития.

На современном этапе идея единства духовного и нравственного воспитания приобрела актуальность, которая обусловлена, прежде всего, нравственным кризисом в современном обществе, связанным с фактическим отсутствием общенациональных идеалов, святынь и ценностей. Духовно-нравственное воспитание - процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, но это не уменьшает значимости нашей работы, как педагогов.

Первая школа растущей личности – семья. Она - целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться. Безусловно, приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье. Именно в семье складываются первые представления об окружающем мире, ответственности и долге, закладываются основы нравственности. В формировании нового человека исключительно велико значение нравственного воспитания и немало важная роль в этом принадлежит детскому саду, воспитателям. Главный момент в контексте «Семья – детский сад» - партнерские взаимоотношения в процессе образовательной деятельности.

Семья для ребенка – это еще и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, подражание взрослым. Двигаясь путем проб и ошибок, он овладевает элементарными нормами и ценностями, необходимыми для жизни в обществе, которыми он будет руководствоваться в своей дальнейшей жизни и чем раньше ребенок получит позитивный социальный опыт, тем он успешнее адаптируется к окружающей действительности.

Детская картина мира – это выражение системы многообразных отношений ребенка, совокупность его представлений, смыслов, раскрывающихся через отношения со сверстниками и взрослыми. В этой картине мира формируются нравственные представления о добре и зле, и вызывает тревогу тот факт, что, в современной мире материальные ценности доминируют над духовными, что не может не отражаться на детях, поэтому важна целенаправленная работа с дошкольниками по духовно – нравственному развитию и воспитанию.

Современных дошкольников отличает активность, общительность, тяга к познанию нового, инициативность. Инициатива всегда предполагает выход за определенные традицией рамки, но и вместе с тем органично вписывается в существующую систему норм и правил. Проектная деятельность позволяет ребенку видеть проблему, задумываться над ее решением и реализовывать свой замысел при участии взрослого в виде социально значимого результата.

Результатами исследования образа жизни воспитанников, опроса родителей (законных представителей) продиктована необходимость разработки и реализации проекта «Воспитание добротой». Проект долгосрочный, практико – ориентированный. Ориентирован на определенный социальный результат, затрагивающий интересы всех участников образовательных отношений.

Тип проекта: практико – ориентированный, долгосрочный, групповой.

Время реализации проекта: 2020-2021 учебный год.

Участники проекта: воспитатель Голошубова., воспитанники группы «Светлячок», родители (законные представители, музыкальный руководитель Щеглова А. В., инструктор по физической культуре Указова Н. В.

Цель проекта: формирование основ высоконравственной личности, определенных духовно – нравственных качеств, а именно: гуманность, доброта, уважение к жизни других людей, отзывчивость, взаимопомощь, сострадание, трудолюбие, коллективизм.

Задачи:

для воспитанников :

приобщать воспитанников младшего дошкольного возраста к ценностям физического и психического (душевного здоровья, к необходимости бережного отношения к нему;

формировать начальные представления о ценностях своего существования и существования других людей: уважение к себе, к своей семье, своему народу, своей малой родине; бережное отношение к природе;

воспитывать чувство уважения у дошкольников к культуре и традициям своего народа;

для педагогов:

установить доверительные партнерские отношения с семьями воспитанников;

повышать педагогическую и психологическую компетентность родителей в вопросах духовно –нравственного воспитания;

обеспечить психологическое благополучие и здоровье воспитанников;

развивать способности у воспитанников видеть проблему, находить способы ее решения;

для родителей (законных представителей, социальных партнеров:

ориентировать родителей (законных представителей) на возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада;

сформировать у родителей (законных представителей) конструктивные партнерские взаимоотношения с ребенком, способность видеть малейшие достижения и вселять уверенность в его успехе;

способствовать развитию у воспитанников необходимых социальных навыков.

Ожидаемый результат при реализации проекта «Воспитание добротой».

У воспитанников сформирована :

способность прислушиваться к своим переживаниям, управлять своим поведением, эмоциональным состоянием в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающим;

способность оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других людей;

способность доброжелательно и уважительно относится к своей семье и окружающим;

способность сострадать, сочувствовать, прийти на помощь;

способность проявлять самостоятельность, активность, инициативу.

Для педагогов:

реализация эмоционального, творческого потенциала воспитанников;

проявление инициативы у дошкольников к решению проблемы, способности проявлять ее в словах и в продуктах своей деятельности;

объединение всех участников образовательных отношений;

увеличение доли активного участия родителей (законных представителей) в проведении совместных мероприятий.

Для родителей (законных представителей) :

активное участие, оказание помощи в реализации проекта;

заинтересованность в решении проблемы;

обобщение опыта семейного воспитания;

способность видеть малейшие достижения в развитии ребенка и вселять уверенность в дальнейшем его успехе.

Основные принципы реализации проекта.

Принцип открытости и доверия – представление каждому родителю (законному представителю) возможности знать и видеть, как развиваются воспитанники в детском саду.

Принцип сотрудничества – взаимодействие всех членов образовательных отношений, общение «на равных», поиск инновационных форм и методов в образовательной деятельности.

Принцип наглядности и занимательности – предлагаемый материал яркий, занимательный, имеет элементы игры.

Принцип последовательности и систематичности - постепенная подача материала от простого к сложному.

Принцип доступности - учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, адаптированность материала.

Принцип интеграции – взаимодействие с различными видами деятельности.

Ресурсное обеспечение проекта:

Для педагогов:

Основная образовательная программа детского сада № 37 «Звездочка» - филиал АН ДОО «Алмазик»;

годовой план работы;

научно – методическая литература;

мультимедийный проектор;

экран;

компьютер;

музыкальный центр;

авторское пособие «Маркеры игрового пространства».

Для воспитанников :

Центр книги (художественная литература, произведения устного народного творчества, познавательная литература - энциклопедии по теме «Человек»; «Моя семья», «Мой дом», «Профессии», «Домашние животные», «Птицы»);

Центр творчества (материалы для продуктивной деятельности, строительный, бросовый материал,альбомы,плакаты, демонстрационные картины, иллюстрации декоративно – прикладного творчества, технологические карты);

Игровой центр (дидактические игры «Моя семья», «Что такое хорошо, что такое плохо», атрибуты для сюжетно – ролевой игры «Моя семья», «Салон красоты», «Хозяюшка», «Торговый центр», «Медицинский центр»; пиктограммы с изображением эмоций.

Центр театрализации (ширма, пальчиковый, перчаточный, настольный театр, теневой театр, маски, шапочки, музыкальные инструменты).

Видеотека. Фонотека. Картотека игр на развитие эмоциональной сферы, двигательной активности.

Маркеры игрового пространства: «Город. Деревня», «Ателье», «Зоопарк».

Для родителей (законных представителей) :

научно – методическая литература;

художественная литература;

познавательная литература.

Этапы работы над проектом «Воспитание добротой». Тема «Я и моя семья».

Этапы проекта Действия воспитанников Действия педагогов Действия родителей (законных представителей, социальных партнеров

1 этап - организационно-подготовительный

(сентябрь

2016 года).

Ситуативный разговор, беседа,чтение художественных произведений;

рассматривание иллюстраций.

Обсуждение вопросов, связанных с проведением мероприятий.

Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности в рамках реализации задач по духовно – нравственному воспитанию.

Разработка и создание этапов проекта, на основе анализа анкетирования.

Оформление информационных уголков для родителей. Беседы с целью привлечения к участию в проекте.

Анкетирование родителей (предложения по работе над проектом).

Составление перспективного плана взаимодействия по темам проекта.

Подготовка методических рекомендаций, консультаций.

Составление сценариев мероприятий.

Обсуждение общих вопросов на родительском собрании и в индивидуальных беседах, связанных с организацией мероприятий.

2 этап- практический

(октябрь 2016-

июль 2017 года).

Наблюдения, игровая деятельность, совместная деятельность, рассматривание иллюстраций, альбомов,

Создание условий для творческой деятельности воспитанников, благоприятного настроя на совместную работу. Участие в подготовке и проведении совместных мероприятиях, выставках творческих работ,фотовыставках, изготовление коллажей,

оформление фотоальбомов, изготовление атрибутов, реквизитов.

3 этап -

обобщающий, завершающий

(август 2017 года)

Презентация профессиональной деятельности через представление образовательного проекта. Презентация проекта.

Подведение итогов работы над проектом.

Определение перспектив.

Награждение родителей (законных представителей) и воспитанников – участников проекта.

Перспективный план проекта «Воспитание добротой». Тема «Я и моя семья»

Этапы Формы работы с воспитанниками, педагогами, родителями (законными представителями, социальными партнерами Период

Опрос родителей: «Нравственное воспитание в семье»; Беседы с родителями: «Обычаи и традиции семьи»; Консультация для родителей «Содержание психолого - педагогической работы с воспитанниками от 3 до 4 лет»; Сентябрь

Этапы Формы работы с воспитанниками, педагогами и родителями (законными представителями, социальными партнерами Срок реализации

1 : «Обычаи и традиции семьи», «Вместе с папой, вместе с мамой», «Семья-Детский сад-единое пространство», «Семейный огород»

Работа с родителями: Круглый стол «Семья-что это?», Просмотр презентаций-игр: «Что такое хорошо, что такое плохо?»

Консультации социальных работников:

Музыкальный руководитель: «

Физкультурный инструктор : «Здоровьесберегающие технологии». Сентябрь

2 Совместная деятельность: «Мастерим кормушки»,«День добрых дел», «Изготовление подарков для пап и дедушек»,

«Поздравления всех мам бабушек с детьми». Выставка совместных творческих работ детей и родителей (рисунки, газеты, плакаты). Конкурс плакатов и рисунков к знаменательным датам.

Экологический праздник для детей: «Осенняя карусель» (на улице)

Спортивные развлечения для детей: «Сильным, ловким вырастай»

День добрых дел: «Подарки именинникам», «Соберем друзей»

Музыкальные развлечения: «Едет с поля урожай», «От улыбки станет всем светлей», «День рождения», «Рождественские посиделки», «Весенний калейдоскоп», «Русские народные частушки», «Якутский народный хоровод», «Якутский Новый год – Ыысыах», «Песенный марафон», Мультпарад

Подготовка и изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм «Семья», «Больница», «Шоферы», «Строители». «Почта», «Пожарные», «Милиционеры», «Супермаркет», «Салон красоты»

Беседы с воспитанниками : «Здесь я живу», «Животные и их семья».Беседы с воспитанниками о прошедших выходных, праздниках. Конкурс стихов: «Наши воины-герои».

Беседы для родителей: «Глава семьи – это папа и мой дед», «Семья есть у всех»,«Как вы представляете свою семью…»

Создание альбомов для детей:«Моя семья», «Мой любимый питомец», «Я папин помощник», «Я мамин (а) помощница»

Изготовление игровых макетов и подборатрибутов к ним: «Дом. Город», «Зоопарк». «Ателье», «Путешествие всей семьей вокруг света».

Участие родителей в детских утренниках.

Мастерская с мамой: «Новогодняя гирлянда», Творческая работа мам рукодельниц: «Солнечное настроение (создание солнышка и тучек из ткани).

Круглый стол: «Много идей для наших семей», «Палитра идей для наших семей!»

Мастер класс для родителей: «Пальчиковые игры», «Су Джока», «Волшебное тесто».

Анкета – опросник к «Круглому столу»

Мастерская с папой: «Делаем скворечники» (для д/с участка).

Буклет «Высказывания детей о своей семье».

Фестиваль семейного творчества «Славы прадедов достойны!»

Награждение родителей, детей, педагогов-участников проекта.

Просмотр презентации и видеороликов.

Октябрь-май

3 Совместная деятельность – Дни добрых дел:

Беседы с родителями о подготовке и проведении

совместных экскурсий, развлечений: «Делай добро!»

Природоохранная акция «Будет чисто во дворе (на участке детского сада!», «Озеленение участка», «Благоустройство участка».

Экологическийпраздникна улице: «Земля - матушка именинница», «Туристической тропой».

Фестиваль семейного творчества: изготовление творческих работ, коллажей, поделок.

Награждение родителей, детей, педагогов – участников проекта.

Выставка совместных работ детей и родителей.

Просмотр презентации и видеорядов.

8. Подготовка методических рекомендаций для педагогов ДОУ.

Выставки совместных работ детей и родителей. Июнь-июль

Выводы:

Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Формирование личности ребенка происходит под воздействием объективных условий жизни, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры.

Культурное наследие, уклад жизни в семье, творческий, личностный рост и профессионализм педагогов, позволяющий не допускать применения стандартных, шаблонных действий, традиционных форм и методов, способствует возрождению утраченных духовно - нравственных ценностей и подготовить воспитанников к взрослой жизни.

С помощью данного проекта мы объединяем воспитанников, родителей (законных представителей, педагогов детского сада в одну большую и дружную семью. То, с каким качеством приходит ребенок во взрослую жизнь, как умеет жить в коллективе, показать себя, слушать и слышать других, сопереживать, искренне радоваться не только своим успехам, но и успехам окружающих, зависит его мотивация, интерес к жизни. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в будущем и окажет положительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения ребенка.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста»Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста» Проект: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (2 – 3 года) Паспорт проекта:Тип проекта: групповой, долгосрочный. По содержанию:.

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ»Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у воспитанников младшего дошкольного возраста основ духовно-нравственной культуры
Опубликовано: 16 октября 2023 в 05:25
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у воспитанников младшего дошкольного возраста основ духовно-нравственной культуры» (включая файлы) размещена пользователем Голошубова Ирина (УИ 3115053) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД