Анжела Гишварова
Проект «Деревья нашего города» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : экологический, творческо-исследовательский, взросло-детский.
Участники проекта : дети, родители, педагог
Возраст детей: старшая группа
Сроки реализации проект : краткосрочный
Краткое содержание проекта
Экологический проект «Деревья нашего города» предназначен для за-нятий с детьми старшей группы.
Публикация «Проект „Деревья нашего города“ в старшей группе» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Проекты
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
В содержании проекта представлена деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой.
Экологический проект «Деревья нашего города» развивает интерес к представителям растительного мира: деревьям; усвоению детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; гармонично формируют разные виды отношений детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).
В различных видах детской деятельности (изобразительной, игровой, умственной, художественно-продуктивной) отражаются знания, полученные опытным путем, развивается воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
В ходе реализации проекта большое внимание уделяется развитию исследовательской деятельности дошкольников, развитию инициативы, реализации регионального компонента, формированию экологически грамотного и безопасного для природы и здоровья человека поведения.
Реализация проекта способствует развитию кругозора детей, воспитанию любви, уважения к природе, умению обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности, бережного отношения к деревьям растущих не только на территории детского сада, но и за его пределами, изучению взаимодействие дерева с окружающим миром, выявлению пользы и вреда флоры и фауны экосистемы, исследованию функциональных особенностей систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года.
Актуальность
Идея создания проекта «Деревья нашего города» возникла не случайно, а в результате ежедневного общения с природой, её объектами, которые рас-положены на участке детского сада и на территории нашего города. Услышав однажды, рассуждения ребят о том, что «деревья хорошо спасают нас наши в летний зной». С тревогой в голосе дети говорили о том, что было бы, если бы не было деревьев на нашем участке, в городе. Было принято решение заняться проектно – исследовательской деятельностью с детьми, понимая, что именно так можно воспитывать экологическое сознание.
Период дошкольного детства – благодатная почва для формирования основ нравственного поведения, культурных эталонов в обществе, любви к родине.
Сегодня ребенок с любовью относится к деревьям, которые он видит ежедневно, а завтра эту любовь он перенесет на всю природу в целом.
Творческая работа объединила всех: дошкольников, родителей, педаго-гов.
Идея проекта : помочь ребенку сформировать основы активной жиз-ненной позиции; осознать экологическую ценность дерева – как часть приро-ды в ее единстве с человеком; воспитывать умение сопереживать всему жи-вому, что в дальнейшем трансформируется в сочувствие.
Цель.
Создание условий для развития кругозора и познавательно – исследо-вательской деятельности дошкольников в природе. Расширять представления детей о деревьях родного города, их жизнедеятельности, значении для всего живого по средствам познавательно-исследовательской деятельности, связной речи, мышления и творческих способностей.
Задачи.
1. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир; искать ответы на вопросы, высказывать до-гадки и предложения, эстетические суждения;
2. Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы;
3. Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязях в природе.
4. Изучать взаимодействия дерева с окружающим миром, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед. Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времени года.
5. Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за растениями участка детского сада.
6. Воспитывать основы экологического сознания, гуманно – ценностного отношения к природе через понимание ценности природы.
7. Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышле-ние, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобра-зительной, умственной, игровой). Изучать влияния деятельности чело-века на жизнь дерева.
8. Разработать ряд дидактических пособий для обогащения представлений детей о природе родного края.
Формы и методы работы
С детьми – познавательно – игровые ситуации, целевые прогулки, наблюдения, беседы, опытно – экспериментальная деятельность, ознакомле-ние с художественной и научно – познавательной литературой;
С родителями – создание «Экологической школы», с целью вовлечения их в образовательный процесс дошкольного учреждения и популяризации семейного опыта по развитию кругозора у дошкольников, проведение откры-тых показов и совместных мероприятий (выставки, трудовые десанты и т. д.)
Принципы реализации проекта
При выстраивании проектной деятельности использовались принципы:
Принцип гуманизма – предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, ви-деть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к природе, к малой Родине;
Принцип дифференциации – заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе проектно – иссле-довательской деятельности с учетом возраста, накопленного им опыта эмо-циональной и познавательной сферы.
Объект исследований.
В качестве объекта исследований нами было выделено дерево, что обу-словлено рядом причин:
Деревья окружают нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Часто воспринимают их, как неживые объекты.
Дерево – прекрасный объект для наблюдений. На примере лиственных деревьев могут быть наглядно рассмотрены взаимосвязи растений с окружа-ющей средой.
С деревом ребенку проще общаться «на равных», чем с травянистыми растениями. Дерево легче представить своим другом.
Гипотеза: Воспитанники группы, узнав, как могут обыкновенные рас-тения ближайшего окружения помочь здоровью человека, будут бережнее к ним относиться.
Этапы реализации проекта.
I этап. Подготовительная работа.
• Подбирать материал, оборудование, художественную литературу, ил-люстрации.
• Продумать ход бесед, организации и проведения игр, наблюдений, экс-курсий, занятий.
• Диагностическое обследование.
• Знакомятся с литературой, участвуют в играх, наблюдениях.
• Чтение стихов, рассказов, загадок.
• Постановка проблемы (погружение в проблему).
Один из наиболее эффективных способов введения в тему связан с ис-пользованием модели «трёх вопросов».
Что мы знаем о деревьях? Что мы хотим узнать?
Как нам найти ответы на свои вопросы?
Дети ответили на вопросы:
Артур М.
- Дерево, нас спасает от жары, от холода и т. д.
Борис А.
- Деревья это дом для мел-ких животных, насекомых.
Сафина С.
- Деревья бывают разные – белоствольная береза, рас-кидистый клен и т. д.
Как питается дерево?
Почему кора дерева корич-невая?
Почему лист желтеет?
Какие деревья растут на юге, а какие на севере? На вопрос как найти ответ дети делились своими идея-ми и предложениями.
Артем Ю. предложил спро-сить у мамы, папы, дедуш-ки, бабушки
Самвел К. спросить у вос-питателя.
Сафина С. спросить у сест-ры или брата.
Артемий Ш. спросить у друзей.
Макар С-Я. предположил, что можно узнать в книгах, в энциклопедиях.
Даниил Ю. приложила по-смотреть познавательные мультфильмы.
Миша Т. посещение биб-лиотеки и спросить у тех, кто работает в музее
Формировать проблему: «Знаете ли вы, что если не охранять, не беречь всё живое, то деревьев будет меньше, воздух будет загрязнён, труднее будет дышать, наше здоровье не будет крепким. Чтобы этого не случилось, давайте будем оберегать деревья, понаблюдаем за их ростом, попробуем стать за-щитниками нашей природы».
II этап. Основной этап.
• Проводить совместную работу с детьми - это наблюдения за жиз-нью деревьев, проведение исследований (корни, ветки, почки, листья, цветение, семена, почва, свет).
• Сочетать деятельность с рисованием, аппликацией, оригами, играми.
• Участвовать в трудовой деятельности: вскопать деревья, обрезка дере-вьев, уборка листвы.
• Формировать элементарные навыки туризма, закрепляют правила по-ведения в природе во время экскурсий.
• Играть в различные игры, разучивать стихи, загадки, лепить, рисовать, конструировать.
• Участвовать в экскурсиях, беседах, уходе за деревьями, сборе семян, листьев для изготовления гербария.
III этап. Заключительный этап.
• Провести анализ и обобщение результатов работы.
• Закрепить знания детей о деревьях нашего города.
• Провести диагностическое обследование.
• Разработать рекомендации воспитателям.
• Изготовление поделки для выставки из природного материала «Осенние фантазии».
• Составляют гербарий листьев, создание книги «Деревья нашего горо-да».
• Оформление плаката в защиту деревьев.
• Изготовление альбомов: «Деревья нашего участка», «Деревья нашего города», «Деревья нашего края».
• Создание презентации «Наши деревья».
• КВН «Знатоки деревьев».
• Книжка – самоделка сказок, загадок, рассказов о деревьях «Царство де-ревьев».
Ожидаемые результаты:
• Повышение уровня экологической грамотности детей;
• Формирование осознанной потребности в общении с природой;
• Создание экологически – развивающей среды на участке детского сада;
• Создание художественно – эстетической среды;
• Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках, их значении в природе и жизни человека;
• Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности;
• Умение работать в команде, выслушивать разные мнения;
• С помощью взрослых находить, оценивать и представлять информацию;
• Получают первоначальные навыки планирования этапов выполнения исследовательских и творческих работ;
• С помощью взрослых научатся устанавливать причинно- следственные связи между предметами и явлениями;
• Умение наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе делать выводы
• Способствовать более активному участию родителей в жизни детского сада.
План реализации проекта
№
п/п Мероприятия с детьми Мероприятия с ро-дителями Ответ-ственный Сроки
Организационный
1. Сбор литературы о деревьях : сти-хи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки Подбор иллюстраций, открыток, фотогра-фий о деревьях Крас-нодарского края и Ейского района. Воспитатель группы, ро-дители с 16.10
по 3.11
2. Изготовление и приобретение не-обходимого оборудования
3. Родителя и дети по желанию вы-бирают дерево, о котором они бу-дут собирать информацию, рисо-вать, засушивать листок для герба-рия Родители
4. Прогулки по экологической тропе детского сада Воспитатель группы
5. Прогулки по осеннему городу, в парк, сквер Родители
6. Разучивание с детьми стихов, за-гадок, песен о деревьях. Воспитатель группы
Продуктивный
1. Рассматривание иллюстрации «Мудрое дерево» и чтение А. Ло-патина «Мудрость дерева». Задачи. Формировать представление об уникальности дерева : рассмотреть ствол, переплетение веток, корней. Воспитывать бережное отношение, уважение и любовь к деревьям.
Опытно-экспериментальная дея-тельность: «Условия, необходимые для жизни дерева»
Компьютерная презентация «Рост и развитие дерева» Консультация:
«Играя, познаем природу»
Воспитатель
группы 16.10
2. • Решение проблемной ситуации «Что было бы, если бы не было де-ревьев»
• П/и «К названному дереву беги», «Листопад»
Рекомендации
«Правила поведения в природе» Воспитатель
группы 17.10
3. Беседа и просмотр компьютерной презентации «Царство деревьев»
Предложить для рассматривания альбом «Деревья Краснодарского края». Задачи. Расширять представ-ления детей о деревьях родного края, их жизнедеятельности, значе-нии для всего живого. Воспитывать любовь к природе родного края.
Трудовая деятельность: «Сбор опавшей листвы» Воспитатель
группы 18.10
4. • Беседа и рассматривание видео альбома «Деревья нашего города»
• Д/ игры: «Узнай дерево по опи-санию», «Лесник»
Наблюдение: деревья в октябре. Задачи: Учить детей узнавать дере-вья по описанию, рассказывать об изменениях, которые произошли с ними осенью. Оформление коллажа «Такие разные дере-вья» Воспитатель
группы, ро-дители 19.10
5. • Рисование разных видов деревьев (береза, клен, тополь, рябина и т. д.)
• Д/ игры: «Подбери листок к дере-ву», «Какое дерево лишнее и поче-му» Воспитатель
группы 20.10
6. Экскурсии по экологической тро-пе.
Рассматривание иллюстраций с изображением деревьев в разное время года. Рассматривание картин: И. Левитан «Березовая роща», «Зо-лотая осень», «Зимой в лесу», «Март»; А. Саврасов «Грачи приле-тели»; «И. Остроухов «Первая зе-лень» и др. Оформление альбома с рисунками и расска-зами детей
«Наши деревья» Воспитатель
группы 23.10
7. • Д/ игры: «Найди, что опишу», «С какого дерева листок»
Опытно-экспериментальная дея-тельность: Изучаем листья: «Сколь-ко на дереве листьев?»; «Исследуй листья»; «Почему листья желтеют и падают?» Воспитатель
группы 24.10
8. • Трудовая деятельность: «Сбор листьев для гербария»
• Сюжетно-ролевая игра «Прогулка по парку» Воспитатель группы 25.10
9. Сочинение сказок, загадок, рас-сказов о деревьях.
• Лепка деревьев способом «пласти-линография и барельеф». «Путеше-ствие в осенний парк». Задачи. Со-вершенствовать умения детей рабо-тать в нетрадиционной изобрази-тельной технике – пластилиногра-фия (рисование пластилином, ис-пользовать его свойства при рас-плющивании, сплющивании созда-вая изображение в полуобъёме, размазывании). Учить детей рабо-тать в коллективе. Выпуск листовок: «Берегите лес»
Воспитатель
группы 26.10
10. • Настольно-печатная игра «Стань другом природы»
Чтение худ. лит-ры А. Лопати-на «Липкины дары». Задачи. Объяс-нить детям, что деревья имеют це-лебные свойства. Воспитатель
группы, ро-дители 27.10
11. Опытно-экспериментальная дея-тельность: Изучаем кору дерева : «Чем покрыт ствол?»; «Что такое кора, для чего она служит, какая она»; «Чем пахнет кора, (ствол) в разное время года?».
Трудовая деятельность: «Окапы-вание деревьев и кустарников» Консультация по те-ме: «Роль семьи в экологическом воспи-тании ребенка»
Воспитатель
группы 30.10
12. Аппликация. «Чудо-дерево». За-дачи. Познакомить детей с засуши-ванием листвы деревьев, изменени-ем ее свойств, возможностью ис-пользования сухой листвы как ма-териала для аппликации. Воспиты-вать желание работать сообща. Родители 31.10
13. Чтение. И. Токмакова «Ива», «Сосны».
Воспитатель
Группы 1.11
14. Оформление гербария деревьев в детском саду.
2.11
15. Выпуск плаката в защиту деревьев. КВН «Знатоки дере-вьев» (дети, родите-ли) 3.11
Заключительный этап
1. Оформление альбома детских работ
«Деревья в детском саду»
Создание презентации «Наши дере-вья» Воспитатель
Группы, ро-дители 31.10
2. Изготовление альбомов: «Деревья нашего участка», «Деревья нашего города», «Деревья нашего края» Воспитатель
Группы, ро-дители 1.11
3. Оформление плаката в защиту де-ревьев Воспитатель
группы, ро-дители 2.11
4. Проведение КВНа «Знатоки деревь-ев» (дети, родители) Воспитатель
группы, дети 3.11
Заключение
Теоретическая основа экологического воспитания основывается на ре-шении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.
Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспита-ние, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет детям усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ребенка.
Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологиче-ского поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убежде-ниями этого человека. Эти представления развиваются у детей старшего до-школьного возраста в ходе ознакомления с окружающим миром. Знакомясь с казалось бы с детства привычной обстановкой, дети научаются выявлять вза-имосвязи между живыми существами, природной средой, замечать то влия-ние, которое может оказать их слабая детская рука на животный и раститель-ный мир. Уяснение правил и норм поведения в природе, бережное, нрав-ственное отношение к окружающему поможет сохранить нашу планету для потомков.
Список литературы:
1. Аникина В. М. «Русские пословицы и поговорки» - М. : Художественная литература, 1988.
2. Бондаренко Т. М, «Экологические занятия с детьми 6 – 7 лет: Практи-ческое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002. – 159с.
3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7лет. / Т. М. Бон-даренко. – Воронеж: Учитель, 2007. 159 с.
4. Виноградова Н. В Умственное воспитание детей в процессе ознаком-ления с природой
5. Воронкевич О. А Добро пожаловать в экологию! СПб «Детство-Пресс», 2008
6. Горщенко Е. «Природа и люди» - М. : Просвещение, 1976.
7. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию [Текст] / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М. :. Вако, 2008. – 240 с.
8. Грехова Л. И В союзе с природой. «ЦГЛ» «Сервис школа» Москва, 2002
9. Дрязгунова В. А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольни-ков с растениями» : Пособие для воспитателя дет. Сада. – М. : Просве-щение, 1981. – 80с., ил.
10. Елкина Н. В, Мариничева О. В Учим детей наблюдать и рассказывать» Ярославль «Академия Развития», 1997
11. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» : Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2003.
12. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
13. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и млад-шего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. - М. : Аркти, 2004. – 320 с.
14. Николаева С. Н. «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 112с.
15. Организация деятельности детей на прогулке. Т. Г Кобзева, И. А. Хо-лодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011.- 329 с.
16. Петров В. В. «Растительный мир нашей родины». – М. : Просвещение, 1991.
17. Программа «От рождения до школы» под редакцией Мю: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 336С
18. Рыжова Н. А. Проект «Наше дерево». Москва, 1997
19. Саморукова П. Г Как знакомить дошкольников с природой М. Просве-щение, 1983
20. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность де-тей среднего и старшего дошкольного возраста» : Методическое посо-бие. – СПБ. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
21. Шорыгина Т. А. «Деревья. Какие они?» Книга для воспитателей, гу-вернеров и родителей. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 96с.