Татьяна Борзых
Приемы адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
1слайд.
Приемы адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ.
2 слайд. Адаптация к детскому саду – нелегкое время, как для каждого ребенка, так и для родителей. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния. Меняется его активность и по отношению к предметному миру. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом.
Публикация «Приемы адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ» размещена в разделах
3 слайд. Анализируя свой педагогический опыт работы, я решила раскрыть наиболее волнующую меня тему - адаптации ребенка к детскому саду. И обозначила проблему следующим образом:
- какие существуют педагогические приемы для оптимизации успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ?
4 слайд. Адаптация – это процесс приспособления к новым условиям.
В процессе адаптации ребенка к детскому саду задействовано множество сложных механизмов привыкания, как на физиологическом, так и на психологически-социальном уровне.
5 слайд. Есть три типа адаптации : легкая, средняя и тяжелая.
Легко адаптирующиеся дети практически с самого начала чувствуют себя в саду как «рыба в воде», приходят в сад как на «праздник» и порой родители вечером с трудом их могут забрать домой, настолько комфортно они себя чувствуют.
При адаптации средней тяжести у детей наблюдаются значительные нарушения сна и аппетита, которые приходят в норму к концу месяца.
Наиболее опасна для здоровья малыша тяжелая степень адаптации кДОУ. Ребенок трудно привыкающий к детскому саду как правило подвержен длительным и тяжелым заболеваниям. Иммунная система малыша не справляется с инфекциями, и они начинают сменять одна другую. Он эмоционально истощен, капризничает.
6 слайд. Факторы, влияющие на адаптацию ребенка в ДОУ :
1) Низкий уровень социализации ребенка. Ребенку часто контактирующему со сверстниками и другими взрослыми гораздо легче будет привыкать, нежели тому, который круглые сутки находится, в основном дома под родительской опекой.
2) Недооценивание важности режима адаптации.
Часто, родители, вопреки всем нормам и рекомендациям педагогических работников оставляют ребенка сразу на целый день. Условно нормой можно считать постепенное увеличение времени пребывания начиная с двух часов, но единого рецепта нет, для каждого ребенка нужно подбирать свой режим, исходя из его возможностей.
3) Низкие навыки самообслуживания ребенка или полное их отсутствие. Вопреки мнению многих родителей к 2-3 годам ребенок способен многое уже делать самостоятельно, естественно речь не идет о завязывании шнурков и застегивании пуговиц на одежде. Но пользоваться ложкой, горшком ребенку вполне по силам.
4) Разница в режиме дня. Перед поступлением в детский сад нужно постепенно приближать режим дня дома к режиму ДОУ, это поможет избежать недосыпания и связанных с ним стрессов, нежелания утром идти в детский сад. Поэтому даже в выходные дни рекомендуется не менять режима.
5) Разница в питании. Детям, привыкшим к «баночному» питанию, не по душе придутся супы с запеканками. Отсюда могут возникнуть проблемы с пищеварением.
6) Отсутствие регулярного посещения сада. Не редко ребенка в сад водят «через день», то проспали, то лень и т. д. Ребенок который регулярно, посещающий ДОУ привыкает быстрее.
7 слайд. Советы и рекомендации для родителей.
Ребенка следует готовить к посещению ДОУ заранее. Ошибочно предполагать, что приведя в сад - его тут же всему научат. Подготовленные дети адаптируются легче и быстрее. Самыми частыми ошибками родителей во время адаптации детей в саду являются запугивание садом. Например, угроза за непослушание: «Если ты плохо себя будешь вести, отведу на выходные в садик». Все это заранее формирует у ребенка негативное отношение к саду.
8 слайд.
1) На предварительном родительском собрании рассказать родителям, как правильно подготовить ребенка к детскому саду, познакомить с режимом дня.
2) Перед приемом новой группы обязательно провести анкетирование родителей. Чем большей информацией воспитатель владеет, о том какие у ребенка привычки, особенности, предпочтения, какими навыками он владеет, каким темпераментом обладает; тем легче будет найти подход к нему. Ведь к каждому ребенку подход должен быть индивидуальным.
3) Так же нужно составить график посещения детей, чтобы не возникло ситуации, когда на 1 сентября придут 15 плачущих детей. Часто бывает, когда спокойный, играющий ребенок, услышав и увидев, как другой плачет, тоже начинает плакать.
4) Адаптация должна проходить в тесном взаимодействии родителей с воспитателями ДОУ, с тем, чтобы выработать определенную стратегию и линию поведения с ребенком, которой будут придерживаться все.
9 слайд. Считать ребенка адаптированным к детскому саду можно:
– если он успешно начинает осваивать необходимые навыки самообслуживания и правила поведения в ДОУ, коммуникативные навыки; – пребывание в детском саду для ребенка комфортно.
10 слайд. Формы и способы адаптации.
– элементы телесной терапии (объятия, поглаживания);
– исполнение колыбельных песен перед сном;
– релаксационные игры (песок, вода);
– музыкальные занятия и развитие движений;
– сказкотерапия.
11 слайд. Основными линиями развития детей раннего возраста являются :
- развитие предметной деятельности;
- развитие эмоционально-действенного общения с взрослыми.
12 слайд. Ведущая роль предметной деятельности в развитии малыша очевидна. Включение в предметную деятельность позволяет ребенку использовать в своей повседневной деятельности окружающие предметы в соответствии с их социальным назначением.
13 слайд. В раннем детстве происходит интенсивное развитие наглядно-действенного мышления и познавательной активности, формирование целенаправленности и настойчивости действий ребенка. Для развития действий используют конструктивные игры и игрушки.
14 слайд. Главная задача, которую решают воспитатели и родители – сделать детский сад для ребёнка желанными. Необходимо чтобы отрыв от дома, от близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми сверстниками не стали для ребёнка серьезной психологической травмой.
15 слайд. При общении с детьми раннего возраста речь взрослых должна быть предельно выразительной, эмоциональной и только наша увлеченность может заинтересовать ребенка.
16 слайд. Как же успешно организовать процесс адаптации
1) Важно отметить, что правильно организованная развивающая среда с точки зрения психолого-педагогических требований должна способствовать более быстрой адаптации ребенка, поддержанию эмоционального благополучия малыша и созданию условий для его развития.
В группе должны быть - Зона познавательной деятельности, зона художественно-эстетической деятельности, Констуктивно-игровая зона : все виды конструкторов, мягкие модули, дуги для подлезания, столы и стулья, коробки большие и маленькие, ящички, бросовый материал.
17 Слайд.
Для успешной организации процесса адаптации малышей педагогу необходимо хорошо знать особенности развития ребенка раннего возраста.
18 Слайд. Организация работы с родителями.
Цель этой работы: обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий.
Очень важно, чтобы родители в период адаптации относились к ребенку очень бережно и внимательно.