Олеся Левченко
Конспект занятия по речевому развитию «Предложно-падежные конструкции у старших дошкольников с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- соотносить определенную падежную конструкцию с предлогом;
- соотносить предлог с нужной падежной конструкцией;
- подбирать пропущенный предлог и изменять падежные окончания и составлять
Высказывания по заданной модели.
- обогащение и активизация словарного запаса;
- формирование логического мышления;
- развитие мелкой и общей моторики, дыхания, слухового внимания, воображения.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Предложно-падежные конструкции у старших дошкольников с ОНР“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: схемы предлогов «по, сквозь, через, к» на каждого ребенка; карта путешествия, тропинка( 6 треугольников, р-р 25 на 25, лес: ели, березы(2, клен,3 елки из бумаги-картона, высота – 80 см, прищепки – 24 шт., автобус, лодка, овраг из строительного материала (кубы, река, поле (голубая ткань, желтая ткань,облака, туча, самолет из картона.
Используемая литература: Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. Преодоление речевых нарушений у дошкольников.
В. К. Воробьева. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.
Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.
Ход занятия.
Оргмомент. - Сегодня мы с вами отправимся в путешествие.
- Покажите, как тяжелы ваши рюкзаки. Сбросьте рюкзак. Вам стало легче.
Сообщение темы занятия.
Логопед (Л.)- Мы туристы. Мы пойдем в туристический поход по карте. На нашем пути встретятся много препятствий, которые нам придется преодолеть.
- Из города будем выезжать на чем?
Ответы детей: машина, велосипед, автобус и т. д.
- На чем мы действительно сегодня поедем вы узнаете, отгадав загадку:
«Что за чудо – едет дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины
И питается бензином.»
Дети:- Автобус.
Л. - Значит мы с вами поедем (отправимся) (на чем)
Л. - На автобусе.
Л. - Где останавливается автобус?
Д. - На остановке.
Л. - Куда сейчас пойдем?
Д. - На остановку.
Л. - Подошли куда?
Д. - К остановке.
Л. - А вот и автобус. Что мы сейчас сделаем, Никита?
Н. - Мы войдем в автобус.
Л. - Сядьте на места. Представьте, что мы едем в автобусе. А, чтобы не скучно было, давайте споем:
- Мы едем, едем, едем
В далекие края.
Веселые соседи,
Веселые друзья.
Л. - Приехали. А что мы сейчас сделаем?
Д. - Выйдем из автобуса.
Л. - Куда нам идти покажет карта. Как вы думаете, где мы сейчас находимся? Покажите.
А это что?
Д. - Овраг, поле, лес, река.
Л. - Стрелка указывает, в каком направлении мы пойдем. От остановки дорожка идет куда?
(по карте)
Д. - К оврагу.
Л. - Куда идем?
Д. - К оврагу. Пошли.
Л. - Подошли к оврагу, овраг глубокий. Как нам перейти? Посмотрите на модель подсказку
(на овраге -) Что она обозначает, что говорит? Как мы пройдем овраг?
Д. - Через овраг (ответы детей).Мы пройдем через овраг.
Л. –Прошли овраг. Смотрим (в карту, куда нужно идти.
--Никита, дальше куда пойдем? (на карте стрелка)
Никита – К полю.
Л. - Куда мы пойдем, Вера?
В. - Мы пойдем к полю (полные ответы детей)
Подошли к полю.
Л. - Сейчас мы пойдем (где) (по полю)
- Проверим по модельке, правильно ли мы идем (на поле моделька «по»)
- Даша, идешь где? (по полю).
- Никита, по чему идешь? (по полю).
Беседа.
Л. - Поле какое?
Д. - Широкое, красивое, просторное, большое.
Л. - Что растет на поле?
Д. - Кукуруза, рожь, пшеница, поле (какое)
Д. - Пшеничное.
Л. - ---рожь – ржаное,---гречиха – гречишное и т. д.
Гул самолета (запись).
Л. - Слышите. Как вы думаете, что это?
Д. - Гул самолета, мотор ревет.
Л. - Посмотрите вверх, что это? Что делает?
Д. - Самолет. Самолет летит.
Л. - Посмотрите на подсказку и скажите. Самолет летит где (модель)
Д. - По небу.
Л. - А как летит – высоко – низко?
Д. - Высоко. Самолет летит высоко.
Л. - Внизу что?
Д. - Облака.
Л. - Какие облака?
Д. - Большие, пушистые, белые, легкие.
Л. - Самолет где летит по отношению к облакам? Где он находится?
Д. - Над облаками. Самолет летит над облаками.
Л. - А облака по отношению к самолету?
Д. - Внизу, под самолетом.
Л. - Это что?
Д. - Туча.
Л. - Какая она?
Д. - Большая, черная, страшная, грозовая.
Л. - Самолет подлетает к чему?.
Д. - К туче.
Л. - Как же самолет полетит? Он пролетит как тучу?
Д. - Сквозь. Он пролетит сквозь тучу. (полный ответ).
Л. - Как дальше полетит самолет?
Д. - Самолет полетит ровно,по небу.
Л. - Мы (где) шли?
Д. - Шли по полю.
Л. - Мы поле прошли. Как сказать можно по другому? Мы прошли через все поле (ответы детей)
Смотрим карту. На карте тропинка. Она выложена камушками. Они похожи на какие фигуры?
Д. - На треугольники.
Л. - Даша, посчитай треугольники. (6)
- На что похожа фигура? (на елку)
- Прошел дождь. Дорожку размыло, пройти нельзя.
Задание. – Выложите такую же тропинку из геометрических фигур, какая на карте. Камешки на обочине.
- Выложили, что?
Д. Тропинку.
Л. - Никита, где пойдешь?
Н. - По тропинке.
Л. - Даша, хорошо идти где?
Д. - По тропинке.
Л. - По тропинке прошли, Смотрим карту, на стрелку.
- Мы идем куда? –(к лесу) – по карте. Пошли.
- Приближаемся (к чему) – (к лесу).
- Тропинка привела нас к лесу. Вот и лес. И пойдем (как) – по лесу.
- Что растет в лесу?
- Какие видите деревья?
- А какие еще могут расти? (ответы детей).
- А это что? –(елки)
- Чего не хватает? (иголок)
- Елки без чего? (без иголок)
- Чего нет на елках (иголок)
- А как вы думаете, почему без иголок? (ураган, засуха)
- Как-то нехорошо, елки да без иголок. Мы сейчас оденем наши елочки. Прищепки будут иголками. Сделайте это.
- Что ты делаешь? (прикрепляю (к чему)
- Твоя елка без чего?
- Прищепки вместо чего?
Деревья красивые стали. Встанем в хоровод вокруг елки и полюбуемся.
По дорожке к елочке (дети идут по кругу, взявшись за руки:
Наши ножки шли.
И к нарядной елочке останавливаются лицом к елке)
В гости мы пришли.
Ой- Ей – Ей! Ай – Ай –Ай! Прижимают ладошки к щекам
Елочка большая! И наклоняют голову в стороны.
Ой-Ей -Ей! Ай –ЯЙ –ЯЙ! Вытянутыми руками показывают на
Красота какая! Елку.
(«В гости к елке мы пришли». Слова и музыка Т. В. Бокач)
Мы деревья нарядили. Где сейчас пойдем? (по лесу). Если это лес, то пойдем по лесу.
. Пойдем по лесу. Это кто?
Д. - Еж.
Л. - Встретили кого?
Д. - Ежа.
Л. - Сейчас у нас на улице какое время года?
Д. - Зима.
Л. - Ежи что делают в зимнее время?
Д. – Спят. В спячке.
Л. – А у нас какое время года? Находимся в лесу в какое время года? Как вы думаете? Почему ты так думаешь?
Д. – Лето.
Л. –Ежата в это время, что делают?
Д. - Играют, гуляют, бодрствуют.
Л. – Мы сейчас поиграем в игру «Ежата». Я – волшебница.
«Вокруг себя повернись, в ежат превратись». Психогимнастика.
Сжались ежата в клубок, испугались ребят наверно.
Ребята добрые.
Распрямились, потянулись – коготками поцарапались.
Когти сильные, лапки мягкие.
Ежата любят бегать через речку по мостику.
Побежали. Ой- сел комар ежатам на нос.
Посмотрели глазками на комара. Далеко комар улетел. (2 р. Со слов «ой»)
Л. - Вокруг себя повернитесь, в детей превратитесь. Пошли дальше. Вышли из леса.
А лес то кончился. Мы откуда вышли? (из леса).
- Прошли через весь лес. Смотрим карту. Куда дальше идем? Стрелка ведет куда?
(к реке).
- Где у нас река? (слева, справа, прямо).
- Пойдемте. Перед нами (что)
Д. - Река.
Л. - Пришли (куда)
Д. – К реке.
Л. - А что тут?
Д. - Лодка стоит.
Л. - Стрелка показывает, нам надо попасть на другой берег. А как это сделать? На чем?
Давайте сядем в лодку и представим, что мы поплывем на другой берег. Я буду говорить, как мы поплывем, а вы найдете и покажите нужную модель- подсказку.
Мы на лодке поплывем (по реке).
- Мы проплыли (сквозь) камыши.
- Выплыли на середину реки и поплыли (по) гладкой (воде).
- И приплыли (к) другому (берегу).
Наше путешествие закончилось. Мы были (кем)- туристами, и узнали много интересного. Модельки помогли нам пройти маршрут, Ежиха_ мама прислала угощение (яблоки).