Любовь Севастьянова
Тема «Посуда» в старшей группе
Лепка с использованием бросового материала (яйца от киндерсюрпризов)
Рисование "Роспись посуды по мотивам Гжели"
Публикация «Тема „Посуда“ в старшей группе» размещена в разделах
Конструирование из бумаги " Кружка"
Непосредственно образовательная деятельность по рисованию: «Роспись посуды» (Гжель)
Цель: Научить детей расписывать посуду по мотивам гжельских узоров.
Задачи:
1. Учить детей рисовать узор на форме чайника по мотивам Гжельской керамики, передавая характерные элементы росписи, цвета, от бледно – голубого до тёмно – синего. Учить красиво располагать узор на форме.
2. Учить рисовать концом кисти цветок трилистника, ветки, травка, завитки. Закрашивать округлые формы сначала по краю, потом в
середине слева на право, сверху вниз слитными линиями. Учить детей разводить краску, пользуясь палитрой.
3. Воспитывать интерес к Гжельской керамики, желание передать сочность, живописность росписи.
Предназначение: данное занятие предназначается для старшей - подготовительной группы 5 -7 лет, для молодых воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей.
Предшествующая работа:
Дети знакомились через рассказ с историей возникновения этой
росписи о мастерах. Знакомство с иллюстрациями, просмотр диафильма
«Русские мастера». Экскурсия в музей им. Полетаева на выставку
«Прикладное искусство».
Материал:
Большой лист в форме чайника, кисти, подставки, палитра, акварель, краски.
Ход занятия:
Край фарфорового чуда,
А кругом него леса …
Синеглазая посуда -
Вазы, чайники и блюда
Ярко светится оттуда,
Как родные небеса.
Вот с этого красивого, нежного стихотворения я и хочу начать экскурсию в музей. В музей, где находятся иллюстрации посуды, да не простой посуды, а Гжельской керамики.
И так. В некотором царстве, в Российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель.
Давным – давно жили – были там смелые да умелые, весёлые да
красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство своё показать, всех людей порадовать да край свой прославить. Думали – думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую – белую, решили лепить из неё
посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один чайник слепил, другой мастер посмотрел и не стал лепить чайник, а слепил кувшинчик, а третий блюдо. Каждый мастер стал лепить свою посуду, и не было ни одного изделия
похоже го на другое. Но не только лепниной украшали Гжельские мастера свои изделия, расписывали посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получалась роспись. Полюбилась людям красивая посуда и стали называть её «нежно –голубое чудо». На весь мир прославили мастера свой любимый край, всем поведали какие умелые мастера живут на Руси. Сказка – рассказ рассказывается воспитателем под русскую народную мелодию
«Вдоль по Волге – матушке».
Сегодня мы с вами побываем на выставке Гжельской керамики.
Посмотрите и скажите, пожалуйста, какие же предметы расписывали Гжельские мастера? А какие элементы росписи они использовали
украшая свои изделия? (цветы, траву, листья, завитки, ветки). А какие основные цвета используют мастера в своих изделиях?
А сейчас я хочу предложить вам стать Гжельскими мастерами.
Давайте мы все сядем за свои столы. А расписывать мы будем чайник. Посмотрите, как расписала чайник я. Какие элементы использованы в росписи чайника? А теперь я вам покажу в какой последовательности рисовать эти элементы. Начнём рисовать с цветка трилистника. Сначала рисуем большой лепесток в центре, потом два маленьких по бокам.
Закрашивать лепесток будем бледно – голубым, краску разведём в палитре (воды в палитре совсем немного, потому что краска должна высохнуть быстро). Закрашиваем лепесток по краю слева на право слитными линиями без просветов. Работаем голубой краской. А теперь пусть цветок подсыхает, а мы нарисуем концом кисти ветку, травку, завитки, по верхнему и нижнему краю. Вы это знаете, и я показывать не буду. Наш цветочек подсох и теперь мы его украсим. Украсим его тёмно – синей краской. Мы работаем такими красками как настоящие мастера. Для этого нужно взять концом кисти тёмно – синей краски и провести по краю цветка тонкой линией.
А сейчас скажите пожалуйста, с чего мы начнём рисовать наш чай –ник. А когда мы начнём украшать цветок тёмно – синей краской.
Самостоятельная работа детей выполняется под звучание русских инструментов.
Конспект занятия в подготовительной группе по рисованию на тему: «Сказочная Гжель». Роспись гжельской посуды
Цели: Продолжать знакомить детей с красотой и своеобразием гжельской росписи. Закрепить знание о промысле, колорите, элементах росписи. Закрепить приемы рисования в технике «мазка с тенью», «капельки» концом кисти, спирали, травинки, завитков, волнистых линий. Развивать творческую активность и интерес к рисованию. Воспитывать умение оценивать работу сверстников.
Материалы: стаканчики для воды, кисти тонкие, толстые, палитра, гуашь, клеенка, изображения простым карандашом разного вида посуды на альбомном листе.
Наглядные пособия: изображения гжельской посуды.
Выставка гжельской посуды и декоративных гжельских игрушек.
Содержание.
Ребята, отгадайте загадку:
Сине-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла и цветами расцвела: голубыми, синими, нежными, красивыми.
(Гжельская роспись)
А почему вы так решили? (Потому что мы знаем, что синие и голубые узоры и цветы на белой посуде – это гжельские узоры)
Кто расписывает такими узорами? (Гжельские мастера)
А где живут и работают такие мастера вы знаете? (В подмосковном местечке Гжель)
Рассказ ребенка:
В подмосковном местечке Раменского района есть деревенька Гжель. Издавна в 16 веке гжельские мастера изготавливали различные гончарные изделия (посуду и игрушки) из глины, приготовленной специальным способом. Обжигали ее при высокой температуре 1200 градусов. После мастера-художники расписывали ее по белому фону сине-голубыми узорами и цветами. Эти изделия были настолько нежными, красивыми, что слава о гжельских мастерах и об их изделиях пронеслась по всему свету. Посуда пользуется спросом практически во всех городах и радует глаз.
Даже песню про сказочную гжель придумали люди. Она такая же нежная и прекрасная как и узоры. Выходите в хоровод, мы послушаем и потанцуем под эту нежную песню.
Дети повторяют движения за воспитателем под музыку «Сказочная гжель».
- Ребята, мы на прошлых занятиях учились рисовать элементы узоров.
Давайте вспомним, приемы рисования узоров.
Тонкие спирали, травинки, волнистые линии надо рисовать самым концом тонкой кисти. А вот лепестки цветов и капельки рисуем толстой кистью, так чтоб получился «мазок с тенью».
Давайте сегодня сами будем гжельскими мастерами и выполним заказ: распишем посуду, которую нам прислали по почте на альбомных листах. Каждый возьмет себе заказ, у всех разная посуда. В конце работы устроим выставку. На стенде вы видите изображения гжельской посуды, обращайте внимание на узоры. На выставке видите гжельскую посуду. Можно использовать такие же узоры в ваших работах.
Используйте палитру для смешения цвета. Итак, мастерская гжельской росписи начинает свою работу.
В конце занятия оформляется выставка рисунков.
Конспект занятия - сказки по рисованию «Гжель».
Программное содержание:
- Продолжать знакомить детей с народным творчеством, способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии
- Упражнять в расписывании узорами посуды.
- Учить видеть красоту, нежность, своеобразие гжельской росписи.
- учить выбирать узор и кайму. Закреплять приемы рисования в технике «мазка с тенью», «капельки», «концом кисти» (спиралей, травинок, завитков, волнистых линий)
- Развивать творческую активность, интерес к рисованию.
Оборудование:
Объемные блюдца, формы из папье-маше, кисти №2-4, №6-8, гуашь, палитры.
^ Ход занятия:
Здравствуйте ребята. Мы с вами уже немного знакомы. Напомню вам меня зовут Татьяна Владимировна. К нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
- Ребята а вы любите стихи-загадки?
(да, любим)
- Сейчас я прочитаю вам стихотворение и загадку, и узнаю умеете ли вы их отгадывать.
Сине-белая посуда,
Расскажи-ка ты откуда?
Видно издали пришла,
И цветами расцвела,
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
- Вы догадались о какой росписи говорится в стихотворении?
- правильно «Гжельской»
- У меня для вас есть сюрприз, - волшебный сундучок. В нем сказки, были да небылицы живут. А вы хотите послушать сказку из моего сундучка?
(да, хотим)
- Тогда садитесь по удобнее и слушайте внимательно. Только расскажу я вам не сказку, а быль. Ну слушайте.
В некотором царстве, в тридесятом государстве, в самом центре земли русской, в деревушке под названием «Гжель», жил да был древний старик по прозванию Федот. Долгую жизнь Федот прожил. Сызмальства рисовал. Сначала палочкой на песке, потом и кистью выучился. А руки у него не простые – словно золотые.
Так и прозвали его «Федот- золотые руки». Как взмахнет кистью, словно палочкой волшебной, так и вырастают цветы, да ягоды красоты неописанной. Взмахнет другой раз – зацветут узоры еще краше прежнего. Только цветы да ягоды не простые, а сказочные, цвета синего да голубого.
Сам рисовал дед узоры, да других обучал своему затейливому искусству. Много было у Федота учеников, и все они выросли в больших мастеров и расписывали посуду не хуже учителя своего. Живут они и по ныне.
Тут в сундуке еще что-то есть. (Достаю из сундука гжельскую посуду : самовар, чайник, сахарницу, кувшин)
Эта посуда, которую делал мастер Федот. Какая красивая. А узоры-то, узоры. И цветы синие да голубые. Так и хочется сказать стихами
(Дети читают стихи о гжельской росписи).
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых.
2.
Синяя сказка – глазам заглядение,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье,
Русская звонкая Гжель!
Красивые стихи. Посуда красивая. И впрямь волшебство. Ну и затейник Дед Федот.
А может быть и вы хотите пойти в ученики к мастеру -золотые руки?
(да, хотим)
- Ну тогда, где тут мой сундучек с сказками? Раз, два, три, Дед Федот выходи!
(из сундука достаю куклу деда Федота)
- Здравствуй Дед Федот!
- Здравствуйте ребята! А вы и впрямь хотите быть моими учениками?
(- Да, хотим)
- Тогда для начала, я задам вам несколько вопросов и узнаю, что вы знаете о гжельской росписи.
- Какие изделия лепили мастера?
(разную посуду : чайники, чашки, сахарницы, блюдца, самовары, фигурки людей)
- Как украшали свои изделия?
(расписывали краской)
- Какие цвета использовали?
(синий цвет разных оттенков, темно-синий, голубой)
Чтобы получить темный оттенок нужно нажимать на кисть сильнее, чтобы получить светлый – слабее.
- Где расположен узор?
(в центре изделия, по середине)
- С чего начинаем расписывать узор?
( С крупных деталей: лепестки, сердцевинки, стебель, листья)
- Что расписывают потом?
(Край блюдца, рисуем кайму)
(если дети затрудняются помогаю им наводящими вопросами, немного подсказываю)
- Да. Многое вы знаете о гжельской росписи. Молодцы.
Теперь задумайте узор и принимайтесь за работу. Потом, когда работы будут готовы, мы с вами решим, кто же самый внимательный и умелый ученик.
(Дети приступают к работе, начинают расписывать блюдца узорами. В ходе занятия мастер Федот осуществляет контроль за работой детей. Затрудняющимся детям он помогает задумать рисунок, показывает технику росписи – поворотом тарелки. Напоминает, как правильно начинать работу – с центра).
- Ох, мне уже в сказку пора, заканчивайте рисовать цветы да ягоды.
(дети дорисовывают)
- Я вижу, вы и вправду умелые ребята. Давайте-ка посмотрим, чему вы научились. Несите свои работы вот на этот стол, аккуратно, осторожно ставьте.
- А теперь давайте найдем работу самого лучшего мастера.
- Чтобы был правильно нарисован узор
- Что бы правильно были подобраны цвета
- Блюдце должно быть похоже на настоящее, гжельское
(выслушиваю ответы детей)
- Вы все молодцы. Все очень старались. Руки у вас хоть и маленькие, да очень умелые. Знатные мастера из вас вырастут. А мне ребята пора домой. Что-то я у вас загостился.
- До свидания, Дед Федот, спасибо тебе. Приходи к нам еще.
- До свидания дети. Время будет зайду.
- Раз, два, три, Дед Федот заходи!
(куклу убираю в сундук)
- Ну вот ребята, наши занятия заканчиваются. Мне понравилось как вы сегодня занимались, работали на занятии хорошо. Вы были внимательными и очень старались.
- а вам понравились наше занятие?
-(да)
-Чем оно вам понравилось?
- мы многому научились. Научились расписывать блюдца, правильно подбирать кайму, рисовать волшебные цветы.
Познакомились с мастером золотые руки -Дедом Федотом.
Конспект занятия по конструированию из бумаги с детьми старшей группы «Кружечка «Гжель»
Цель:
Учить изготавливать объемные игрушки из бумаги.
Развивать умение выполнять работу до конца, аккуратно пользоваться ножницами и клеем.
Расширять знания детей об истории гжельского промысла, о гжельской росписи.
Продолжать воспитывать интерес к народно-прикладному искусству, уважение к мастерам народных промыслов, интерес к русской культуре, ее традициям.
Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
Материал:
Белая бумага (не сильно плотный картон, узор с элементами гжельской росписи на бумаге или на ткани, клей, ножницы, салфетки, клеенки, изделия Гжель (чайник, пиала, чашка, тарелка).
Предварительная работа:
Чтение стихотворений, загадок; работа в тетрадях по основам народного искусства «Сказочная гжель»; рассматривание альбомов; д. игры «Что за роспись?», «Русские народные узоры», «Разбитая посуда», «Что лишнее?»; рисование «Матрешки Гжель»; аппликация «Укрась тарелочку».
Ход:
Воспитатель: - Ребята, у меня в волшебной коробочке красивый предмет, попробуйте отгадать что это за предмет:
В меня жидкость наливают:
Кофе, чай, кефир бывает,
Молоко и простокваша…
Все, что просит душа ваша.
Ручку в бок уперла я,
За нее возьмешь меня!
Ручка у меня, как ушко.
А назвали меня…. (кружка)
Воспитатель: - Но кружка у меня не простая, а сказочная. Угадайте вторую загадку и вы ее увидите:
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых.
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье,
Русская звонкая …
Дети: - Гжель!
Воспитатель: - Посмотрите на эту сказочную кружечку. Скажите как можно узнать изделия Гжель?
Дети: - Гжельская роспись синяя.
Воспитатель: - Какие изделия расписывают этой росписью?
Дети: - Доски, матрешек, птиц, животных, вазы, кувшины, кружки, тарелки, чайники.
Физминутка
Вот большой пузатый чайник (надуть живот)
Очень важный как начальник (поглаживания по животу)
Вот фарфоровые чашки
Все похожи как близняшки (присесть, одну руку поставить на пояс)
Вот фарфоровые блюдца (покружиться)
Если стукнешь – разобьются (хлопки)
Вот серебряные ложки (потянуться)
Голова на тонкой ножке (сомкнуть руки над головой)
Вот пластмассовый поднос (развести руки в стороны)
Он посуду нам принес (руки вытянуть вперед, покрутить кулачками)
Воспитатель: - Почему эта роспись так называется?
Дети: - Мастера, которые расписывали изделия, жили в местечке под названием Гжель.
Воспитатель: - На весь мир прославились гжельские народные умельцы. Из глины они творят и создают настоящие рукотворные чудеса. Благодаря фантазии живописцев вырастают живые деревья и цветы, поют птицы. Гжельская роспись на растительно-животную тему. Нежные голубые цветы, загадочные синие птицы — в каждом рисунке живет любовь, гармония и традиции, накопленные и сбереженные мастерами гжельской росписи. Хотите ли вы сотворить такое чудо?
Самостоятельная работа детей.
(см. мастер-класс в блоге)
Итог.
Воспитатель: - Какой волшебно-сказочный у вас получился чайный сервиз. Такие кружкиможно выставить на праздничный стол для дорогих гостей.
Тайну вам, друзья открою
И скажу без лишних слов
Вы сегодня оказались
В чудо-граде Мастеров
Вы сегодня не купцы,
А умельцы-молодцы!
Конспект занятия по лепке (старшая группа) : «Чайный сервиз»
Ведущие образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественное творчество» (лепка, «Речевое развитие»
Цель: Развивать творческие способности детей по средствам лепки, используя материал для декора.
Задачи:
- Закрепить приемы лепки посуды, освоенные в предыдущей группе; передавать движение пальцев при лепке используя приемы раскатывания, скатывания, сплющивания, присоединения частей пластилина.
- Развивать стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи круп (гречка, рис, пшено)
- Продолжать развивать интерес детей к лепке
- Активизировать в речи детей слова по теме «посуда» (из чего сделано) деревянная, стеклянная, пластмассовая, глиняная.
- Воспитывать самостоятельность и приемы аккуратной лепки.
Материал и оборудование: Кукла Федора, посуда, корзина, пластмассовая чайная посуда. Пластилин, доски для лепки, стеки, влажные губки, салфетки.
Предварительная работа:
Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе»
Беседа о посуде
Рассматривание иллюстраций разных видов посуды
Сюжетно-ролевые игры «Кухня», «Кафе»
Лепка из пластилина по теме «Посуда»
Рисование по трафарету «Посуда»
Методические приё мы:
1. Приветствие. Сюрпризный момент
2. Основная часть
3. Дидактическая игра «Из чего сделано»
4. Физминутка
5. Лепка
6. Заключительная часть
7. Рефлексия
СОДЕРЖАНИЕ НОД
1. Приветствие. Сюрпризный момент
Стоим в кругу на ковре. Приветствуем друг друга и гостей.
Здравствуй, солнце (руки поднимаем вверх,
Здравствуй, земля (руки опускаем вверх,
Здравствуй наша большая семья (руки в стороны,
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг (показываем,
Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся (улыбаемся)
2. Основная часть
Стук в дверь. В группу входит бабушка Федора:
- Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали?.
- Я пришла к вам из сказки, а вы знаете из какой?
Дети: Федорено горе
- Кто написал эту сказку?
Дети: - К. И. Чуковский
Федора: -Правильно. : Какие вы молодцы
Ребята, я узнала, что в вашем детском саду очень много веселых, умных и добрых ребят, а мне одной одиноко и очень скучно.
А вы хотите со мной поиграть?
Дети: Да
Я пришла к вам не с пустыми руками, а с корзинкой, давайте вместе посмотрим, что в ней лежит.
В корзине (ложки, стаканы, тарелки, дети называют предметы…
Федора: Ребята, а как можно одним словом назвать то, что у нас находится в корзине?
Дети: ПОСУДА
Федора: Правильно, молодцы. Ой, ребята, забыла из чего посуда сделана, помогите мне пожалуйста.
Федора достает предметы посуды из корзины, а дети называют материал из чего изготовлено изделие
3. Дидактическая игра: «Из чего сделано?»
Стакан из стекла - стеклянный
Ложка из дерева – деревянная
Кувшин из глины - глиняный
Чашка из фарфора – фарфоровая
Вилка из металла – металлическая
Поднос из пластмассы – пластмассовый
-Молодцы, ребята!
Федора:
-Ребята, у меня случилось горе. От меня сбежала посуда.
-Ребятушки, а вы не знаете почему же она убежала?
Дети: Не берегла, не мыла её, не жалела…
Федора: Ой, ой, ой, что же я наделала, что натворила?
Не могу я жить без посуды, что же мне теперь сделать?
Дети: купить, сделать, слепить
Федора:
Скоро Новый год, ко мне в гости придут Дед Мороз, Снегурочка и Снеговики, а из чего же я их чаем-то подчевать буду?
Ребятки, а вы мне поможете, сделаете для меня доброе дело?
Дети: Да
Слепите для меня посуду?
Дети: Да
А то я никогда не лепила, а вы вон какие рукодельные, мастера.
Воспитатель: Ребята, ну что поможем Федоре?
Дети: Да
Воспитатель: Ну, вот Федорушка присаживайся, мы тебе место замечательное приготовили, пока ребята будут трудиться, ты за нами понаблюдай, отдохни, может чему – нибудь и научишься, а потом и друзей своих научишь.
Прежде, чем приступить к нашей творческой работе, давайте разомнемся.
4. Физминутка:
Вот большой стеклянный чайник, (Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули — «носик».)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки, (Присели, одну руку поставили на пояс.)
Очень крупные, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца: (Кружатся, рисуя руками в воздухе круг.)
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки, (Потянулись, сомкнули руки над головой.)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос, (Наклонились, вытянулись.)
Он посуду нам принёс.
Воспитатель: Теперь мы размялись и готовы приступить к работе.
5. Лепка
Воспитатель предлагает рассмотреть блюдце
Ребята, давайте рассмотрим блюдце, какой оно формы? Вы уже умеете делать блюдце, давайте вспомним как?
Дети: Раскатываем шар, сплющиваем, получается диск
Воспитатель: А как мы можем слепить чашку?
Дети:
а) от куска пластилина отделить небольшую часть для ручки;
б) из большей части пластилина скатать шар Меньшую часть пластилина; раскатать в валик
в) пальцем сделать в шаре углубление;
г)расплющить стенки чашки пальцами, придавая ей определенную форму;
д) один конец валика прикрепить к верхней части чашки, примазать;
е) согнуть валик и второй конец примазать ко дну чашки.