Светлана Александрова
Здоровьесберегающие технологии на уроках химии. Самообразование
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное образование Ейский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 5 им. Героя Советского Союза
П. А. Михайличенко города Ейска муниципального образования Ейский район
Тема по самообразованию :
Здоровьесберегающие технологии на уроках химии
учитель химии и биологии
Александрова Светлана Александровна
2019-2020
Публикация «Здоровьесберегающие технологии на уроках химии, Самообразование» размещена в разделах
- Здоровьесберагающие технологии. Самообразование
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Химия. Уроки химии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий.
В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания.
Здоровье человека зависит (по данным исследований Всемирной организации здравоохранения) : на 50% – от образа жизни; на 25% – от состояния окружающей среды; на 15% – от наследственной программы; на 10% – от возможностей медицины. И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача - сохранить в процессе обучения здоровье детей.
Проблема формирования здорового образа жизни школьников нашла отражение и в Федеральном государственном образовательном стандарте, который определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся». Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:
1. «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
2. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
3. Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
4. Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
5. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
6. Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
7. Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
8. Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.
Химия - один из самых трудных предметов в средней школе. Но у моего предмета очень большие возможности. Именно на уроках химии можно сформировать у ребят необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Технология обучения и воспитания на основе системно – деятельностного подхода - одна из основных образовательных технологий в моей работе.
Но сегодня я хотела бы остановиться на одном из принципов здоровьесбережения - Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Собственное здоровье и способы его сохранения интересуют учащихся, однако зачастую учащиеся не понимают, насколько важны в этой связи знания, полученные на уроках химии.
На своих уроках, начиная с 8 класса, отвожу большое внимание правилам техники безопасности, что очень важно для ребят, что пригодится им в жизни.
- Первая помощь в домашних условиях при попадании на кожу кислоты.
- Первая помощь в домашних условиях при попадании на кожу щёлочи.
На уроках химии стараюсь подбирать задания, которые имеют практическую направленность. Например, в 9 классе при изучении темы «Углерод, его соединения», обсуждаем следующие вопросы:
1) Почему категорически запрещается длительная работа двигателей внутреннего сгорания автомашины, трактора в закрытых или слабо проветриваемых помещениях?
2) Какова первая помощь при отравлении угарным газом?
3) Почему в домашние холодильники рекомендуется помещать по несколько таблеток карболена (активированного угля?
4) В некоторых вулканических местностях углекислый газ выделяется из трещин земной коры и накапливается в больших количествах в пещерах и долинах. Таковы знаменитые «Собачья пещера» около Неаполя и «Долина смерти» на острове Ява. Животные, чаще всего собаки, попадая в такие места, погибают, а взрослые люди – нет. Подумайте, почему в этих местах оксид углерода (IV) оказывает удушающее действие только на животных невысокого роста.
При изучении темы «Сера, её соединения, свойства» обсуждаем следующие вопросы:
1) Почему для лечения больных используют сероводородные ванны, хотя сероводород токсичен для человека?
2) Объясните механизм воздействия сероводорода на организм человека.
3) Правила разбавления серной кислоты водой
При изучении различных тем обращаю внимание ребят на то, что очень многие вещества входят в состав синтетических моющих средств. А так как не все из них являются безопасными для нашего здоровья, то необходимо соблюдать правила обращения с ними.
В КИМах Основного Государственного экзамена в 9 классе есть вопрос, который как раз и касается вопросов безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни, химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Проектную работу на уроках химии и во внеурочной деятельности стараюсь привязать к решению вопросов сохранения здоровья. Совместно с учениками подготовили проекты «Жевательная резинка», «Синтетические моющие средства», «Чипсы: польза или вред», «Майонез – полезный или вредный продукт», «Исследование покупных и натуральных соков», «Пищевые добавки», «Свинец – загрязнитель окружающей среды». В ходе исследований различных продуктов питания ребята знакомятся с их составом, влиянием веществ на организм человека.
Цель здоровьесберегающих технологий в обучении химии — это формирование из учащегося здорового полноправного члена общества, с правильным представлением о жизни, со своими взглядами и принципами.
Вопрос охраны здоровья детей в настоящее время является злободневным и актуальным. Человек, не знающий о возможности негативного влияния на него химических соединений, поступающих в нашу жизнь в виде технических, хозяйственных и бытовых препаратов, перестает быть хозяином своего здоровья.
Знакомство с вредными воздействиями бытовых и производственных химических соединений на человека и природу – это необходимый обязательный компонент химического образования.