Ольга Дивина
Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать
Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования
1. Актуальность
Актуальность темы в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Публикация «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Темочки
Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. А разнообразие материалов и техник ставит новые задачи для меня и заставляет все время, придумывать что то новое.
2. Цель и задачи
Цель: повышение своего мастерства в вопросе развития художественно – эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
- изучить литературу по теме;
- освоение особенностей использования нетрадиционных техник рисования для старшего дошкольного возраста;
- познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования;
- освоение способов изображения с использованием нетрадиционных материалов;
- воспитывать эстетическое отношения к окружающей действительности;
- развивать творческое воображение, фантазию, мышление.
3. План работы
1. Изучение литературы
2. Разработка перспективного плана работы с дошкольниками
3. Подбор картотек нетрадиционных техник рисования, пальчиковой гимнастики, физминуток в соответствии с возрастными особенностями детей
4. Создание развивающей предметно – пространственной среды
5. Работа в соответствии с планом
6. Анализ результатов деятельности
4. Методическая литература
В ходе работы была изучена литература:
• Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М. : ТЦ Сфера, 2009 г.
• А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб. : КАРО, 2007 г.
• И. А. Шаляпина «Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно – игровых занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2017 г.
• К. К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет» - М. : «Издательство Гном и Д», 2007 г.
5. Перспективное планирование
Месяц Вид продуктивной деятельности Содержание
Сентябрь Рисование 2-я неделя «Осень вновь пришла»
Метод тычка (Губка)
3-я неделя «В садах созрели яблоки»
Метод тычка (губка)
Октябрь Рисование 1-я неделя «Черепаха»
Восковые малки + акварель, Акварель + метод тычка (губка)
3-я неделя «Жираф»
Техника набрызг
Ноябрь Рисование 2-я неделя «Перелетные птицы»
Кляксография
4-я неделя «Осенний лес»
Кляксография
Декабрь Рисование 1-я неделя «Белые медведи»
Метод тычка (ватные палочки)
4-я неделя «Новый год»
Выполнение вилкой
Январь Рисование + Аппликация 2-я неделя «Деревья в серебре»
Метод тычка (тычками)
3-я неделя «Морской мир»
Метод тычка (губками)
4-я неделя «Аквариум»
Техника рисования руками
Февраль Рисование 1-я неделя «Мир техники»
3-я неделя «Ателье»
Март Рисование 1-я неделя «Мамин день»
2-я неделя «Весна»
Апрель Рисование 2-я неделя «Космос»
3-я неделя «Земля наш общий дом»
Май Рисование 2-я неделя «Моя страна»
3-я неделя «Насекомые»
Занятия проводились во вторую половину дня в совместную деятельность взрослых и детей, так же проводись с утра когда не посещали улицу в морозы.
(слайды выполненной работы)
Искусство рисования - это удивительный процесс. С одной стороны- творческий, а с другой- познавательный. Применение нетрадиционных техник рисования помогает развивать у детей творческую фантазию, воображение, наблюдательность, а кроме того, приобрести особое видение мира и утонченность восприятия.
6. Выполнение работы
В начале учебного года, я рассказала детям о нетрадиционных техниках рисования (Что это такое, какими материалами кроме кисточек можно рисовать, показала что такими нетрадиционными способами может получиться, новый интересный рисунок. Поступали предложения от детей чем бы они хотели попробовать рисовать.
Из многих видов нетрадиционных техник рисования, я решила взять несколько техник за основу. Такие как: метод тычка, рисования вилкой, ватными палочками, губками, акварель + восковые карандаши, кляксография, набрызг, рисование руками.
На начальном этапе учила детей правильно пользоваться материалами например: дети должны научиться чётко определять форму заданного рисунка, пространственное расположение на листе бумаги, в подборе палитры для рисунка.
Дети осваивали техники рисования с легкостью и интересом. Они учились пользоваться губками, ватными палочками, трубочками, вилками, зубными щетками, тычками, рисовать собственными руками и конечно совмещать несколько техник рисования в одном рисунке такие как акварель + восковык мелки, акварель + метод тычка и аппликация + метод тычка с использованием губки. Таким образом постепенно происходило усложнение рисования другими техниками. От легко к сложному.
Перед проведением занятий проводилась большая подготовительная работа с детьми. Сюда включается рассматривание картин, иллюстраций, чтение рассказов, сказок, стихов, прогулки, наблюдения, игры. Например для рисунка «Черепаха» мы прочитали сказку «Львенок и черепаха» так же были использованы картинки с изображением черепахи. Для рисунка «Осенний лес» проводилось наблюдение на прогулки за природой и так же использовались картины.
Рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений, непосредственное наблюдение за природой во время прогулок дают возможность показать детям в естественных условиях представлений о сезонных изменениях, обогащения внутреннего мира ребенка. Также использовались пальчиковые гимнастики и физминутки.
Используя картотеку пальчиковой гимнастики развивали с детьми мелкую моторику рук, подготавливали их к занятиям.
В процессе работы старалась постепенно подходить к формированию у детей умений творчески комбинировать разные техники рисования, создавая новый сюжет. Например рисунок «Черепаха» там были использованы комбинированные техники такие как акварель + восковые мелки и акварель + метод тычка губкой.
Использую показ выполнения работы в качестве приема помогающего, что бы дети не допустили ошибок в выполнении работы. Умение видеть, насколько правильно и оригинально изображен предмет, помогает развивать сознательное отношение к творческой деятельности ребенка.
Так же моя работа проходила и с родителями детей. Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых, поэтому считаю немаловажным совместную работу с родителями. Считаю своей задачей оказывать содействие знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования. Важно вовремя раскрыть перед родителями творческие способности их детей и дать соответствующие рекомендации, которые помогут их развивать. Такие как:
1. Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
2. Консультация для родителей «Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребёнка»
3. Папка -передвижка на тему: «Нетрадиционные методы рисования, как средство эстетического воспитания»
4. Буклеты на тему нетрадиционные техники рисования.
7. Результативность
Рисование нетрадиционными способами - увлекательная, завораживающая
деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
В результате проделанной работы у детей появился:
- стойкий интерес к нетрадиционной технике рисования, как во время НОД, так и в свободное время;
- эмоции, радоваться полученному результату;
- повысился уровень развития мелкой моторики рук.
- увеличился активный словарь детей, повысилось качество связной речи.
Дети научились:
- определять форму заданного рисунка;
- пространственное расположение на листе бумаги;
- в подборе палитры для рисунка;
- аккуратности в работе;
- бережному отношению к продукту труда;
- трудолюбию и старанию;
- эстетическому вкусу, любови к прекрасному;
- навыкам сотрудничества.
Считаю, что с поставленными перед собой задачами справилась.
На основе проделанной работы, я взяла для себя: что организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, выделяются новые средства выразительности. Так же приобрела для себя, что при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы.
Перспективы на следующий год:
- Продолжить работу по теме: «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»;
- Изучить новинки методической литературы;
- Продолжить работу по разработке новых техник рисования по данной теме;
- В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, организации совместных праздников и проведение мастер-классов.
В этом направлении хочется развиваться, узнавать что то новое, пробовать что то новое, буду продолжать свою работу в этом направлении.