Лаврова Татьяна
Плавание как средство закаливания детского организма и приобщение дошкольников к ЗОЖ
▼ Скачать + Заказать документы
Под влиянием систематических занятий плаванием, регулярных гигиенических и закаливающих гидропроцедур, улучшается деятельность нервной, сердечно - сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяется возможность опорно-двигательного аппарата, повышается интенсивность обмена веществ в организме, повышается эмоциональная устойчивость. Плавание повышает умственную работоспособность.
Постоянное общение с водой, умелое и комплексное, имеет исключительно важное значение для гармоничного развития детей.
Публикация «Плавание как средство закаливания детского организма и приобщение дошкольников к ЗОЖ» размещена в разделах
- Закаливание детей
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Плавание, бассейн в детском саду
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Это – шаг к здоровому образу жизни! Чем раньше он будет сделан, тем лучше.
Плавание – наилучший способ закаливания, великолепное средство, которое помогает пробрести красивую осанку, пропорциональное телосложение. При обучении плаванию ставится цель укрепить здоровье детей, научить их уверенно и безбоязненно держаться на воде, привить первоначальные навыки и приемы плавания.
Для решения задачи закаливания необходимо проводить следующие мероприятия:
1. ОРУ с элементами дыхательной гимнастики
2. Хождение босиком
3. Водные процедуры
4. Массаж стоп и самомассаж
5. Растирание сухим полотенцем
6. Хождение по корригирующим дорожкам
Температура воды в бассейне от 32 (начало уч. года) – 28 градусов (конец уч. года).
Водным процедурам обычно предшествуют и сопутствуют всевозможные воздушные ванны. Именно с воздушных ванн начинается систематическое закаливание, а затем переходят к водным процедурам.
Сначала детям необходимы воздушные процедуры в трусиках при температуре воздуха сначала 28-30 градусов. Затем постепенно снижается до 26 градусов, путем периодического проветривания бассейна перед занятиями.
Во время воздушного закаливания следует проводить ОРУ с элементами дыхательной гимнастики и имитационных плавательных упражнений, что способствует переходу детей к бодрому состоянию, активизации и содействию, перехода к более интенсивной деятельности. Благодаря разминки на суше усиливаются все физиологические процессы – дыхание, кровообращение, обмен веществ.
Хождение босиком - это действенный метод закаливания, который к тому же является хорошим укрепляющим средством укрепления сводов стопы и ее связок. Сначала выполняются ОРУ босиком, потом переходят к хождению по корригирующим дорожкам.
Хождение босиком по таким дорожкам является прекрасным способом не только закаливания, но и оздоровления, вследствие воздействия на стопу ребенка, позволяющую опосредованно влиять на состояние различных органов и систем, прежде всего верхних дыхательных путей, в частности, в области носа.
Водные процедуры являются прекрасным методом закаливания. Все водные мероприятия по закаливанию осуществляются под непосредственным контролем медицинской сестры.
Использование гигиенического душа на входе и выходе из бассейна является хорошим методом контрастного закаливания. Благодаря механическому раздражению падающей воды душ вызывает местную и общую реакцию организма. Душ – не только обеспечивает термические нагрузки, является хорошей тренировкой сосудов и способствует усилению циркуляции крови и лимфы, но и выполняет гигиенические функции, улучшает дыхание, оказывает массирующее воздействие на кожу.
Дыхательные упражнения используются на протяжении всего занятия.
При плавании ребенок дышит чистым, увлажненным воздухом. Дыхательные упражнения проводятся с целью укрепления дыхательной мускулатуры. При вдохе и выдохе во время плавания дыхательные мышцы несут дополнительную нагрузку в связи с необходимостью преодолевать сопротивление воды, вследствие усиленной деятельности дыхательные мышцы укрепляются и развиваются, улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких.
Самомассаж повышает тонус мышечной системы ребенка, укрепляет опорно-двигательный аппарат, способствуют улучшению в организме обменных процессов, помогает справиться с различными заболеваниями. Использование приёмов самомассажа не только с целью профилактики заболеваемости, но и формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и развития навыков собственного оздоровления.
При входе и выходе из бассейна можно использовать контрастные ножные ванны, в одном из которых температура воды ниже, чем в бассейне. Время увеличения контраста температур до максимального около полтора месяца и зависит от возраста детей.
Контрастное ножное закаливание начинается с теплой ванны, где температура 36 градусов. Потом переходить в прохладную ванную, где температура воды сначала 25-26 градусов и постепенно снижается до 20 градусов.
Для достижения эффективности закаливающих мероприятий используется растирание сухим полотенцем. При обучении детей обтиранию сухим полотенцем после плавания и душа придерживаться следующей последовательности: сначала дети обтирают голову, шею, грудь, руки, спину, вытирают насухо до легкого покраснения, потом приступают к ступням, голени и бедрам. Продолжительность процедуры 3-5 минут.
Заканчивать закаливающие мероприятия в помещении раздевалки, где дети одеваются, сушат волосы, делают массаж стоп.
Для оценки результативности закаливающих процедур необходимо вести журнал «Закаливающие процедуры в бассейне», где отмечается, какой вид закаливания, проводился и при какой температуре.
Достичь желаемого результата невозможно без взаимодействия с родителями, а именно использование консультаций, рекомендаций, анкетирование, буклеты, фотовыставки, дни открытых дверей.
Представленная идея методического материала по закаливанию и приобщения дошкольников к здоровому образу жизни во время занятий по плаванию значима для развития дошкольного учреждения.
Используемая литература:
Вавилова Е. Н. Дошкольный возраст : Учебное пособие. - М. : Физкультура и спорт,2004.
Васильев В. С., Никитский Б. Н. Обучение детей плаванию. - М. : Физкультура и спорт,2006.
Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду : Учебник. - М. : Физкультура и спорт, 2006.
Спирина В. П. Закаливание детей : Учебное пособие - М. : Физкультура и спорт,2005.
Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учебное пособие. - М. : Академия, 2004.