Марина Колесникова
Конспект занятия «Песок и глина» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта: «Песок и глина»
Тема занятия : «Глина и песок»
Проблемная ситуация: познакомиться со свойствами глины и песка, выяснить, чем они отличается песок и глина.
Тип проекта: исследовательский, практический, групповой.
Публикация «Конспект занятия „Песок и глина“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Средняя группа
- Темочки
Возрастная группа : средняя группа
Цель: познакомить детей со свойствами песка и глины, в чем отличается песок от глины.
Задачи:
- закрепить практические умения и знания.
-Развивать умение использовать природные материалы в жизни и в быту.
-Воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы, формировать интерес к объектам неживой природы и навыки наблюдения за ними.
Реализация проекта: Деятельность детей.
1. Знакомство с презентацией на тему: «Наша планета».
2. Обсуждение проблемы (исследование).
3. Наблюдение
Ожидаемые результаты проекта.
1. Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека, могут распознать глину и песок. Могут выполнить самостоятельно практические опыты.
Этапы проекта.
1 этап – подготовительный. Выявление проблемы.
Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:
Она богаче всех на свете,
По ней бегут, несутся дети.
А по весне стоит вся в цвете.
И так красива на рассвете.
И кормит всех людей на свете.
Что это? Скажите, дети. (Земля)
Мы с вами сегодня будем разговаривать о земле, в которую можно что-то посадить, которую мы чувствуем своими ногами, когда по ней ходим. Вам приходилось где-нибудь наблюдать за землей? Какая она?
А земля бывает разной. И состоит она из несколько слоев.
Специальные люди изучают состав земли и проводят разные исследования.
А как вы думаете, для чего нужны исследования земли?
Дети: Чтобы строить дома, мосты, железные дороги, сажать леса.
Сегодня я предлагаю нам стать лаборантами и исследовать глину и песок.
Надеваем фартучки и колпачки.
2 этап – основной. Организация совместной работы детей и педагога над проектом.
А для того, чтобы быть настоящими лаборантами, нужно выполнять четыре правила.
1. Внимательно слушать старшего лаборанта;
2. Точно выполнять указания;
3. Аккуратно работать с оборудованием и материалами;
4. В конце опытов делать выводы.
А теперь давайте вы будите лаборантами, а я старшим лаборантом.
Опыт 1
Внимательно посмотрите, что у нас в стаканчиках. В одном стаканчике глина в другом песок. Потрогайте их. Какие они на ощупь. (сыпучие, сухие)
Опыт 2
Перед вами лежат два белых листа бумаги. Высыпите один лист немного песка, а на другой глину. Возьмите лупы в руки.
Посмотрим в лупу песок. Как вы думаете из чего состоит песок (из зернышек и песчинок).
А теперь рассмотри глину. Из чего состоит глина? (из песчинок только слипшихся). А как вы думает, что глина нам может напоминать? (пластилин). Какой вывод можно сделать?
Вывод: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.
Опыт 3.
Возьмите стаканчик с песком и высыпите еще небольшое количество песка. Легко ли сыпется песок? (Легко). Попробуйте построить что - то из сухого песка. Получаются фигурки? (нет). Как выдумаете почему? (он сухой). А теперь попробуем тоже сделать с глиной. Сыпется ли глина (нет)
Какой вывод можно сделать?
Вывод: Песок – сыпучий. Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. В отличие от глины песок – рыхлый.
А теперь немножко поиграем в песчинки и частицы глины. Песчинки как будут себя вести, если подует ветер? Они легко будут двигаться, перемещаться. А с частичками глины, что будет происходить? Они будут стоять на месте, сцепившись друг с другом за руки, или все вместе будут тихо передвигаться.
(2-3 раза налетел ветер по сигналу «Ветер – песчинки», «Ветер – глина»).
Опыт 4.
Следующий опыт. У вас еще на столах стоит стаканчик с водой. Аккуратно вылейте водичку в стаканчик с песком.
Попробуйте песок. Каким он стал (мокрым). А как выдумаете, куда пропала вода? Вода впиталась в песок. Она устроилась между песчинками. Как вода впиталась в песок быстро или медленно? (быстро)
Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? (медленно) В глину впитывается медленнее, чем в песок.
Что лучше пропускает воду песок или глина? (песок)
Вывод: песок пропускает воду лучше, чем глина.
Опыт 5
А теперь возьмите мокрый песок в руки и попробуйте высыпать его.
Как он супиться легко? (нет). Когда песок намокнет, песчинки слипаются и держат друг друга. А что можно сделать из мокрого песка? Вы же играете в песок на улице?
Когда песок сохраняет форму мокрым или сухим?
Вывод: сухой песок форму не сохраняет, а мокрый сохраняет.
Опыт 6
А что можно сделать из глины? Как выдумаете? Возьмите глину в руки и попробуете, слепите шарик или червячка. Оставим высыхать. Из глины еще делают посуду. Посмотрите на поднос, который у меня стоит на столе. На нем стоит посуда, сделанная из глины. Так глина прочнее песок (да)
Вывод: из глины шарики и колбаска – червячки получаются прочнее, чем из песка.
3 этап – заключительный.
Ну, вот и все. На этом исследования пошли к концу.
Что мы свами сегодня исследовали (песок и глину)
Какими свойствами обладает песок и из чего состоит?
Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.
Что еще можно рассказать о песке?
Какими свойствами обладает глина и из чего состоит?
Глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.