Галина Черникова
Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Утренние лучи» по опорным картинкам. Занятие по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пересказ рассказа К. Д. Ушинского по опорным картинкам. Занятие по развитию речи в старшей группе
Цель: Закрепить представления детей о весне и ее приметах. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов. Продолжать учить пересказывать художественный текст по картинкам, излагать содержание близко к тексту. Активизировать словарь (насест, восковая келья). Развивать мышление, воображения. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Публикация «Пересказ рассказа К, Д, Ушинского „Утренние лучи“ по опорным картинкам, Занятие по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Ушинский К.Д.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Оборудование: Опорные картинки к рассказу. Картинки с изображением времен года; звуковая схема слова «ВЕСНА»; буквы для выкладывания слова «ВЕСНА»; цветные карандаши; карточки для д/и «Что нужно весне?».
Предварительная работа: Рассматривание картин : К. Юон «Мартовское солнце». Чтение художественной литературы: И. С. Никитин «Полюбуйся: весна наступает»; С. Я. Маршак «Весенняя песенка». Рисование на тему «Весна идет- весне дорогу!»
Ход занятия : Орг. момент.
- Дети, отгадайте загадки. (По мере отгадывания детьми загадок на доску выставляют соответствующую картинку с определенным временем года).
Тройка, тройка прилетела. Несу я урожаи,
Скакуны в той тройке белы. Поля вновь засеваю,
А в санях сидит царица – Птиц к югу отправляю,
Белобока, белолица. Деревья раздеваю,
Как махнула рукавом – Я не касаюсь сосен
Все покрыла серебром. И елочек, я…
(Зима) (Осень)
Я соткана из зноя, Тает снежок,
Несу тепло с собою. Ожил лужок,
Я реки согреваю: День прибывает,
«Купайтесь!» - приглашаю. Когда это бывает?
И любите за это (Весной)
Вы все меня. Я – (Лето).
- Назовите одним словом все то, о чем были загадки? (Времена года).
- С какого времени года начинается календарный год? (Зима).
- Какое время года наступает следующим? (Весна).
- Какое время года наступает после весны? (Лето).
- Какое время года заканчивает год? (Осень).
Звуковой анализ слова «ВЕСНА».
- А о каком времени года мы будем говорить сегодня на занятии, вы узнаете, когда отгадаете его название по звуковой схеме слова.
(На доске выставляется звуковая схема слова «ВЕСНА»).
- Что можно сказать о первом звуке в слове? (Согласный).
- Какой второй звук в слове? (Гласный).
- Что можно сказать о третьем звуке в слове? (Согласный).
- Что можно сказать о четвертом звуке в слове? (Согласный).
- Какой последний звук в слове? (Гласный).
- К названию какого времени года подходит эта схема? (Весна).
Физминутка. (Солнышко лучистое)
Воспитатель: Я предлагаю послушать, как писал о ней Константин Дмитриевич Ушинский. Рассказ называется «Утренние лучи». (После чтения рассказа воспитатель выставляет опорные картинки, и дети отвечают на вопросы).
Воспитатель: К какому жанру относится это произведение? Почему вы так думаете?
Дети: Это рассказ. В нем нет волшебства. Там все, как бывает в жизни.
Воспитатель: О чем говорится в рассказе?
Дети: О солнышке. О том, как оно будило все живое.
Воспитатель: Кого разбудил первый луч?
Дети: Первый луч разбудил жаворонка.
Воспитатель: Как проснулся жаворонок?
Дети: Он встрепенулся, выпорхнул из гнездышка.
Воспитатель: Что значит выпорхнул?
Дети: Это значит, очень быстро вылетел.
Воспитатель: На кого попал второй лучик?
Дети: На зайчика.
Воспитатель: А что сделал зайчик?
Дети: Он весело запрыгал по лугу добывать себе сочной травки.
Воспитатель: Куда попал третий лучик?
Дети: В курятник.
Воспитатель: А откуда слетели куры?
Дети: Куры слетели с насеста.
Воспитатель: А кто знает, что такое насест?
Дети: Это тонкие палочки на которых спят куры.
Воспитатель: Как повели себя курочки?
Дети: Они проснулись, слетели на землю, стали искать червячков.
Воспитатель: А четвертый лучик?
Дети: В улей.
Воспитатель: Как просыпалась пчелка?
Дети: Пчелка выползла.
Воспитатель: Откуда выползла пчелка?
Дети: Она выползла из кельи.
Воспитатель: Ребята келья - уединенное жилище. В данном случае жилище пчелки из воска.
Воспитатель: Куда попал пятый луч?
Дети: На постельку к лентяю.
Воспитатель: А что же он сделал?
Дети: Перевернулся на другой бок. И не хотел просыпаться.
Воспитатель: Послушайте рассказ еще раз и постарайтесь запомнить.
Воспитатель: А сейчас о каждом лучики мне расскажете вы ребята (приглашается пятеро детей, они выбирают картинку и рассказывают каждый об своем лучики)
Воспитатель: А может, кто то хочет пересказать весь рассказ?
Дети: Да.
Воспитатель: А давайте мы с вами придумаем куда мог бы попасть шестой лучик.
Воспитатель: Ребята а я что то слышу, кто то идет к нам в гости (стук в дверь) Сейчас я посмотрю, а вот и шестой лучик он к нам пришел, его солнышко к нам послало.
Лучик : Здравствуйте ребята меня с гостинцами к вам солнышко послало, за то что вы не ленитесь, рано встает и делаете зарядку.
Воспитатель: Спасибо тебе лучик за тепло приходи к нам в гости по чаще или заглядывай в окошко!
Воспитатель: Сегодня на занятии вы хорошо потрудились, спасибо всем!