Олеся бугреева
Проект «Особенности человеческой коммуникации»
Актуальность основы коммуникации человека являются важным фактором знаний любого специалиста. Общение между людьми играет одну из важнейших ролей. В ходе общения происходит обмен информацией, мнениями. С помощью общения ребенок познает окружающий мир, постигает основы жизни. В ходе межличностного общения возможно обсуждение, дискуссии.
Цель: рассмотреть основы человеческой коммуникации.
Задачи:
1) Рассмотреть вопросы создания общего информационного поля и механизмы обратной связи;
2) Выявить трансляции смысла сообщения и коммуникативные барьеры;
3) Изучить каналы передачи информации;
Публикация «Проект „Особенности человеческой коммуникации“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
4) Определить понятие психологического искусства слушать других;
5) Практические советы принимать и давать обратную связь в ходе коммуникации.
В. М. Бехтерев выделял два специфических вида общения: подражание и внушение. «. Подражание черпает свой главный материал из общения с себе подобными, между которыми благодаря сотрудничеству развивается род взаимной индукции и взаимовнушения».
Коммуникация- это общение
Общение- сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми.
(Межличностное общение) и группами (межгрупповое общение, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией, интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнёра). Вне общения невозможна человеческая деятельность.
Межличностная коммуникация – это процесс обмена информацией, она не может быть рассмотрена как простая сумма отдельных актов передачи информации. Кроме исключительных и очень специфических случаев, всегда представляет собой обмен информацией. Даже если фраза, сказанная одним партнером, разбилась о молчание
2
собеседника, произошел обмен информацией: говорящий получил коммуникативный знак от собеседника в виде отсутствия видимой реакции. Коммуникативный акт всегда состоит из двух, как минимум, партнеров, связанных между собой общей информацией. Информация, пройдя из одного конца в другой и вернувшись обратно, связывает партнеров в единое информационное пространство.
Обратная связь – информация о том, как реципиент воспринимает коммуникатора, как оценивает его поведение и слова. Благодаря ей общение становится объемным, приобретает психологический подтекст. В любом случае канал обратной связи призван служить благородной цели — улучшать взаимопонимание. Задача обратной связи должна быть доступной для восприятия и понятной для осмысления.
Три варианта обратной связи.
Вариант первый. Социально одобренный, принятый за образец общения. Надо быть тактичным и сдержанным. Если невоздержанность в проявлении агрессии и близких к ней чувств интерпретируется как невоспитанность, то яркое проявление положительных чувств к другому читается как навязчивость, льстивость. Обратная связь в таком общении приобретает трудноуловимые формы: изменяется поза с открытой на закрытую и наоборот, характер и частота взгляда в глаза, тембр и громкость голоса и т. Д. Коммуникатор чувствует негативный настрой партнера, но не понимает его причины, общению трудно развиваться эффективно.
Вариант второй. Партнеры избавлены от культурных «предрассудков». Они считают возможным и даже правильным открыто говорить о своем состоянии, не скрывать реакции на слова и поступки друг друга. В таких случаях обратная связь существует, но принимает многозначные, трудные для интерпретации черты. Если связь передается в форме резкости, недоброжелательности, то она воспринимается не как обратная связь, а как критика, давление.
Вариант третий. Партнеры стремятся прийти к общему смыслу и взаимопониманию. Они используют все доступные им средства, в том числе обратную связь. В этой ситуации обратная связь дается осознанно и в тех формах, которые легче всего принять и осмыслить партнеру. Чаще это прямая обратная связь. Прямая обратная связь способствует улучшению взаимопонимания, позволяя партнерам быть открытыми в проявлении своих чувств.
3
Коммуникативный барьер – это совокупность внешних и внутренних причин и явлений, мешающих эффективной коммуникации или полностью блокирующих её.
Барьеры делятся на внешние и внутренние:
Внешними барьеры называют потому, что виноваты в их появлении различные обстоятельства. К подобным барьерам могут относиться плохие внешние условия (погодные аномалии, сильные шумы, постоянные обрывы телефонной связи и т. д.).
Внутренние барьеры. Это отрицательное отношение к собеседнику, к его деятельности или результатам труда, к раздражающим его чертам характера или внешнего вида собеседника.
Существуют барьеры социально-культурных различий между партнерами по общению. Социальные, политические, религиозные и профессиональные
Барьеры непонимания включают в себя фонетический, стилистический, семантический и логический барьеры.
Логический барьер непонимания возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, кажется неверной его партнеру по общению.
Эмоциональные возникают тогда, когда, получив информацию от коммуникатора, человек более занят своими чувствами.
Три типа каналов общения:
1) прямой – это то, что источник сообщает в явном виде;
2) косвенный – это та информация по поводу сообщаемого человеку в прямом канале, которую он добывает сам активным наблюдением за источником.
3) управляемый косвенный канал, когда сообщение, воспринимаемое как ненамеренное, является вполне намеренным. Уверенный тон в сомнительной ситуации, прямой взгляд при лжи и т. п. – все это намеренное излучение того, что собеседник может принять за неподдельное.
Различают каналы, соответствующие разным органам чувств: зрительный, слуховой, кинестетический. Эти различия положены в основу классификации людей:
Визуалы: лучше воспринимают зрительные образы, то есть рисунки, образные описания, фотографии говорят ему больше, чем слова.
Аудиалы: все воспринимают через слуховые образы, музыку, речь, шумовые эффекты.
Кинестетики: воспринимают информацию через состояния своего тела, прикосновения, интуиции, догадки.
Слушание включает в себя два аспекта:
Во-первых, способность понимать слышимое;
Во-вторых, способность анализировать и систематизировать полученную информацию для сохранения ее в памяти и дальнейшего использования.
Два типа слушания: «вежливое» (пассивное) и критическое (активное).
Пассивное слушание наиболее распространено. Человек слушает вполуха, улавливая одни фрагменты разговора и пропуская другие.
Активное слушание требует концентрации внимания и мобилизации внутренних сил.
Рис. 1. Диаграмма. Особенности человеческой коммуникации
5
Вывод
Коммуникация-это способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка, телодвижений и параметров речи. Добиться от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения. Коммуникация основа общества, причина и начало его образования.
Советы о том, как давать и принимать обратную связь
Как давать обратную связь
1) Прежде, чем приступить к критике, следует похвалить собеседника, отметив при этом его лучшие стороны.
2) Критикуя, предоставьте возможность собеседнику давать обратную связь и выражать его мнение относительно предмета разговора.
3) Во время критики упомяните о своих слабых сторонах и в случае собственной неправоты сумейте признать ее.
4) Подвергайте критике нарушение/ситуацию/качества, а не самого подчиненного
5) Предметом критики должно стать что-то определенное. Совсем не время вспоминать старые прегрешения
6) Давая обратную связь, щадите самолюбие подчиненных и старайтесь не критиковать их прилюдно
7) Для достижения наибольшего эффекта, готовясь к критике, учитывайте индивидуальные особенности людей и специфику ситуации.
Как получать обратную связь
1) Вас не стали бы подвергать критике, если бы сомневались в ваших возможностях исправить ошибки
2) Если вы слышите критику в свой адрес от кого-либо, значит вас воспринимают как благородного человека, который в дальнейшем не позволит себе как-либо притеснять критикующего
3) Критику следует воспринимать хладнокровно
4) Восприятие критики должно быть конструктивным независимо от целей, которые преследуют критикующие.
6
Овладение перечисленными навыками позволит научиться критиковать и воспринимать критику в деловой сфере правильно и максимально эффективно.