Получи документы

Опыт работы «Использование графических символов в формировании речевых умений у детей с ОНР II-III уровня»

Татьяна Шкалева
Опыт работы «Использование графических символов в формировании речевых умений у детей с ОНР II-III уровня»
▼ Скачать + Заказать документы

С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с общим недоразвитием речи.

Такие дети со сложным диагнозом представляют для логопеда особый интерес и наибольшую трудность. Но всё сложнее становится организовать эффективную коррекционную работу.

Перед логопедами ЛП стоит задача разработать эффективные методы воздействия направленные на преодоление общего недоразвития речи с учётом всех условий ЛП. Мы на протяжении 2-х лет используем следующий метод в преодолении ОНР 2 и 3 уровня - использование графической записи с условными символами. Основная идея данного метода заключается в максимальном воздействии на различные анализаторы ребенка - зрительный, слуховой, рече -двигательный.

Публикация «Опыт работы „Использование графических символов в формировании речевых умений у детей с ОНР II-III уровня“» размещена в разделах

Как показал опыт Т. А. Ткаченко, дети с общим недоразвитием речи при обучении навыком звукового анализа нуждаются в дополнительной слуховой и зрительной опоре. Такой опорой являются зрительные символы звуков. В отличие от букв, символы быстро и легко запоминаются детьми. [2c.109]

Впервые методика и результаты использования зрительной символики были опубликованы автором в журнале «Дефектология», 1985, №6 (статья «Об использовании зрительных символов при формовании навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи»).

Данный метод получил широкое распространение среди работников дошкольных учреждений.

На подготовительном этапе работы с детьми с общим недоразвитием речи отрабатывается артикуляционная моторика, включаются упражнения по развитию общей моторики, слухового внимания, зрительного и тактильного восприятия, расширение и накопление словаря.

Далее, логопедическая работа строится по схеме (этапам) :

1. Накопление слов обозначающие предметы, вводится понятие «слово». Обозначается графически полосой (чертой). Одновременно идёт работа над слоговой структурой слова. Каждый звук обозначаем символом. Каждый символ для ребёнка - это опора на артикуляционную позу звука. Например: слово «Кот». Первый звук звук «К» стрелкой показываем направление языка, сверху рисуем «горку»(язык назад горкой). Одновременно движется рука (кисть руки «горкой»- движение руки назад. Второй звук «О»- рисуем графический символ - овал. Третий звук - «Т» графический символ - «молоток». Движение руки – кулак «вперёд»).

Постепенно слова усложняются (вводится понятие «слог»). Дети разрезают полосу на части (слоги). Работают над каждым слогом, записывают символами. Читают символы. Одновременно артикулируют рукой.

2. Следующий этап – формирование простого предложения по модели предмет-действие (строится по схеме -от простого к сложному). При формировании грамматического строя также используется графическая запись с условными символами. Отправной точкой речевого развития на этом этапе является простое предложение. Такие предложения состоят из слов- действий. Необходимо сформировать связь между действием ребёнка и словесным обозначением. Каждое действие обозначается символом. Из числа карточек-символов выбираются действия, которые может совершать предмет. Например: к слову кот (карточка - на ней нарисован кот) ребёнок подбирает карточки- символы спит, сидит, идёт. Кладёт карточки, проговаривает получившиеся предложение. Под карточками графически записываются слова, делятся на слоги. Обозначаются символами опасные места (на данном этапе не все звуки, а только там, где ребёнок произнося слово делает ошибку). Фраза у ребёнка закрепляется и в дальнейшем схема убирается.

3. Далее включаются второстепенные члены предложения. Подбираются признаки предмета, также зарисовываются символы на карточках, используются тактильные дощечки. Продолжается работа над фонетической стороной речи. Слова записываются графически, делятся на слоги, отмечаются опасные места, проговаривается предложение с опорой на схему, и одновременно жестикулируем рукой. Постепенно графическую схему и символы убираем.

4. Последний этап - переход на сложные предложения. Запись предложения - графически. Символы звуки впоследствии заменяются на буквы. Сначала символ и буква выкладываются одновременно, затем символ убирается. Ребёнок учится читать.

Таким образом, при условии успешной организации коррекционной работы речь детей совершенствуется в комплексе с развитием сенсорных возможностей. У ребёнка формируются практические речевые умения и навыки, происходит овладение различными способами умственной деятельности.

Список литературы:

1. Л. С Волкова «Логопедия». ВЛАДОС. М. ,2003г.

2. Т. А. Ткаченко «Комплексная система коррекции общего недоразвитя речи у дошкольников. Книголюб. М. ,2007г.

3. И. А. Чистякова «Игры для развития глагольного словаря дошкольников. КАРО С-Петербург. 2005г.

4. М. А. Поваляева «Справочник логопеда». Ростов- на- Дону. «Феникс». 2003г.

Публикации по теме:

Методические рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи. Методицеские рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи (буклет). Цель: помочь родителям ребенка с общим недоразвитием речи.

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями подготовительной группы .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Использование графических символов в формировании речевых умений у детей с ОНР II-III уровня»
Опубликовано: 22 февраля 2014 в 19:04
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Использование графических символов в формировании речевых умений у детей с ОНР II-III уровня»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Шкалева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД