Доронкина Татьяна Николаевна
Педагогический опыт «Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Условия возникновения, становления опыта
Часто приходится наблюдать, как дети 3-4 лет с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, ведет к проблемам с речевым развитием.
Публикация «Педагогический опыт „Пальчиковые игры как основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Педагогический опыт был начат в 2016 году при наборе детей в первую младшую группу. Из 15 человек, пришедших в группу, шесть не умели разговаривать, четверо не могли самостоятельно держать ложку, и больше чем у половины детей отсутствовали элементарные навыки самообслуживания. Среди разговаривающих детей речь была развита недостаточно. Это выражалось в том, что их лексический запас слов был мал. Отсюда можно сделать заключение, если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
В начале своей работы провела обследование уровня развития мелкой моторики рук детей через игровые задания. В исследовании применялись диагностические методики оценки психомоторного развития ученых Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревича, эти методики просты в применении, информативны по содержанию и достоверны. Задания подобраны таким образом, чтобы ребенок не чувствовал, что его проверяют, а играл с предложенным диагностическим материалом. Результаты диагностики показали, что справились с заданием – 2 ребенка; справились с помощью взрослого -6; не справились с заданием – 7 детей. Из них трое детей в возрасте до двух лет.
Результаты диагностики выявили необходимость проведения мероприятий, направленных на развитие мелкой моторики.
Актуальность опыта
Актуальности решения вопросов развития детской руки способствует то, что для успешного обучения в школе ребенок должен не только легко и без напряжения говорить, но и выполнять письменные работы. Доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигает достаточной точности, что несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук не дает ребенку овладеть письмом, рисованием и другими важными в учебном процессе навыками. Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений.
Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Так же ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.
Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Для детей проговаривание стихов с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Поэтому воспитателем была предпринята попытка внедрения пальчиковых игр для развития речи мелкой моторики у дошкольников.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в применении пальчиковых игр для развития мелкой моторики, игровой, познавательной и творческой способности детей, что поможет дошкольнику в развитии речи.
Длительность работы над опытом составляет 3 года.
На первом этапе своей работы (2016 – 2017 уч. год) педагогом изучалась и анализировалась психолого-педагогическая литература по исследуемой проблеме (в большинстве своем была опора на пособие Анищенковой Е. С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». - СПб Издательство, 2006, подобраны диагностические методики по выявлению уровня развития речи и моторики рук дошкольников.
На втором этапе (2017 –2018 уч. год) разработан перспективный план по использованию пальчиковых игр - как основы развития речи и мелкой моторики у дошкольников; составлен перспективный план по использованию игр и упражнений (подбор картотеки пальчиковых игр, игровые приемы в развитии мелкой моторики, пополнение предметно-развивающей среды, используя все центры активности, в которые концентрируется разнообразный материал по развитию мелкой моторики рук. разрабатывались конспекты НОД с использованием игровых приемов в развитии мелкой моторики, а так же использовался опыт коллег на педагогических сайтах; организовывались открытые занятия и консультации для коллег ДОУ.
На третьем этапе (2018-2019 уч. год) отслеживание опыта работы
Практика использования данного опыта в системе работы показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности использования данного опыта в работе.
Диапазон опыта представлен системой работы в использовании пальчиковых игр, так как тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Теоретическая база опыта
Влияние мануальных, т. е. ручных действий на развитие мозга человека было известно еще в 11 веке до нашей эры в Китае, Японии и Индии. Древние специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Талантом нашей русской народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор достаточно не осмыслено взрослыми. Многие родители и педагоги видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.
Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. В Японии, например, целенаправленная тренировка рук у детей проводится в детских садах с двухлетнего возраста
(по мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие ребенка). Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства, массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Дети любят махать ручкой, хлопать в ладошки. Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Мелкую моторику рук развивают различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности. И как писал И. П. Павлов: «…рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга».
Известный итальянский педагог Мария Монтессори определила три периода развития детей :
• Развитие детской речи (от 0 до 6 лет). В это время происходит два важных события. От 1 года до 2,5 лет быстро расширяется словарный запас ребенка. В 4 – 4,5 года он осваивает письмо (но только при условии развитой мелкой моторики)
• Восприятие мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). В этом возрасте ребенок любит играть с пуговицами, бусинками, палочками. При помощи таких предметов можно развивать моторику рук ребенка.
• Формирование простейших навыков самообслуживания (от 1 года до 4 лет) В этом возрасте ребенка учат самостоятельно одеваться, есть и выполнять гигиенические процедуры.
Новизна опыта (инновационность) представляемого педагогического опыта состоит в углублении работы в данном направлении, комбинировании традиционных и современных методик и технологий по проведению пальчиковых игр, работая в тесном контакте со специалистом - психологом, младшим воспитателем, родителями.
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта
Используемые приемы и методы можно применять в любом учебно-методическом комплексе, в любой организованной деятельности. По мнению специалистов с раннего возраста нужно начинать развивать его руки : пальцы и кисти. Тогда он уже в младшем дошкольном возрасте научится веселиться, обретет бодрость, хороший настрой, а это обязательно усилит способность получать удовольствие от жизни в будущем. Состояние веселья пробуждает чувство радости от общения с другими ребятами, способствует развитию речи детей, укреплению физического и нервно-психического здоровья, а также духовному развитию.
Раздел II. Технология опыта
Основной целью работы над опытом повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развития речи и мелкой моторики у дошкольников посредством пальчиковых игр.
Достижение планируемых результатов предполагает решения следующих задач:
- улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.
- развивать внимание, воображение и творческие способности посредством развития мелкой моторики рук
- способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр
- повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.
Организация учебно-воспитательного процесса основана на создании картотеки пальчиковых игр, заучивания пальчиковых игр, включая их в развивающую среду группы; включение в образовательную деятельность пальчиковые игры и приемы мелкой моторики, и постепенное усложнение методов и приемов.
Промежуточный мониторинг, проводившийся в конце первой младшей группы, показал эффективность пальчиковых игр.
Таким образом, пальчиковые игры помогают ребенку учиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, способствуют развитию речи.
Содержание образования определяет внедрение поэтапного применения пальчиковых игр в образовательную деятельность. В первой младшей группе работа была начата с разделения группы на две подгруппы, с высоким уровнем развития речи и, соответственно, низким уровнем.
Общими компонентами обеих групп является учебное время, срок выполнения, внедренная технология пальчиковых игр. Образовательная деятельность велась в организованной среде во время занятий, прогулок, совместной деятельности и индивидуальной работы.
Описание содержания обучения
В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы и методы и средства учебно-воспитательной работы.
Для решения поставленных задач необходимо соответственно правильно организовать предметно-развивающую среду, при которой процесс развития речи будет проходить более эффективно.
Двухгодовалые дети легко воспринимают пальчиковую игру, выполняемую одной рукой, а трехлетние умеют играть двумя руками. Малыши четырехлетнего возраста способны участвовать в играх, где несколько событий сменяют друг друга, а старшим ребятам можно предложить пальчиковую игру, оформив ее какими-либо небольшими предметами - кубиками, шариками и т. д.
Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме использую следующие принципы:
- принцип доступности и индивидуальности. Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен;
- принцип последовательности и систематичности. К. Д. Ушинский писал: «Только система, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями…» Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность. Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.
- принцип связи с жизненным опытом. От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка. Существенным фактором в методике проведения дидактических игр считаю взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности. Во время игры. Во время одевания и раздевания закрепляем умения застегивать и расстёгивать пуговицы, развязывать шнурки.
- принцип наглядности. Учитывая психологию, возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. Стараюсь правильно подбирать дидактические пособия, которые несут в себе большой эмоциональный заряд.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию ребенка нельзя решить без участия родителей. По признанию родителей, не хватает знаний для более успешного развития речи детей. Было проведено родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», ознакомила с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей раннего возраста, предложила осуществлять работу в трех направлениях:
- специальные игры – упражнения для развития движений пальцев;
- обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
- формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.
Работа с родителями - одно из важнейших направлений в нашей работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки ребенка.
С родителями была проведена консультация на тему: «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей раннего возраста». В родительском уголке периодически размещаются рекомендации по развитию мелкой моторики : описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме. Например: «Игры с прищепками», игра «Пока мама на кухне», «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка». Цель такой работы, довести до родителей значение игр по развитию мелкой моторики. Необходимо помнить, что занимаясь с ребенком, он должен быть заинтересован: чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.
Работу по развитию движений рук должна проводиться регулярно. Только при этом условии будет наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуку и переутомления. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но и мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.
Дети охотно осваивают дидактические игры и упражнения под руководством воспитателя и самостоятельно. Очень важно организовать непосредственную образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности. Необходимо, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело, чтобы дети могли представить себя, например, в роли маленькой свинки, или веселой серенькой мышкой. Не стоит забывать, что все дети – фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа. На основе своих собственных, еще небогатых, познаний о жизни малыши начинают судить достоинства и недостатки героев маленьких стихотворений, и это доставляет им удовольствие.
В пальчиковых играх одним из основных массажных приемов является поглаживание. Его следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью. Другим основным массажным приемом в пальчиковых играх считается растирание. Весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывание, «рубка чего-либо», поколачивание, встряхивание, потряхивание и т. д. Она оказывает сильное воздействие на нервную систему. Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.
В процессе пальчиковых игр большое внимание нужно уделять массажу самих пальцев. При этом можно применять несколько видов растирания: кругообразное подушечками пальцев, кругообразное ребром ладони, спиралевидное основанием ладони, зигзагообразные и прямолинейные «щипцы» Можно организовать пальчиковую игру таким образом, чтобы дети разминали руки друг другу. Некоторые упражнения требуют участия обеих рук, что позволяет малышам научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперед-назад». Например: «Сорока-сорока».
При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают все пальчики, кроме большого.
«Пальчики в лесу»
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем по очереди все пять пальчиков, сначала сами, затем вместе с ребенком)
Вышли пальчики гулять. (несколько раз сжимаем и разжимаем ладонь)
Этот пальчик гриб нашел (загибаем мизинец)
Этот пальчик чистить стал (загибаем безымянный палец)
Этот резал (загибаем средний палец)
Этот ел (загибаем указательный палец)
Ну, а этот лишь глядел! (загибаем большой палец)
Белка (Поочередно разгибайте все пальцы, начиная с большого. Сначала выполнять упражнение правой рукой, потом левой рукой)
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки.
Лисичке сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.
Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою детей, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движение пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям. Игры с прищепками – развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становления речи. Например:
И
Игры – шнуровки развивают координацию, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», справа», «влево», способствуют развитию речи, развивают усидчивость.
Мозаика, конструктор, игры с бусинками – этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.
Дидактическая игра «Где же, где же наши ручки?»
Цель: учить детей подражать движениям взрослых.
Материал: платочки, коробки.
Ход игры : Воспитатель предлагает детям повторить следующие движения:
-Давайте спрячем наши ручки вот так (дети прячут руки за спину)
-Где же, где же наши ручки? (воспитатель пытается заглянуть за спину детей, ищет ручки)
-Вот, вот наши ручки! Вот наши ручки! (дети показывают ручки)
-Снова ручки спрятались… (дети снова прячут руки)
- где же, где же наши ручки? А вот они (малыши показывают ручки). Игра повторяется несколько раз. Таким образом, дети прячут руки под платок, в коробку. Главное, чтобы дети выполняли действия по сигналу.
При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки.
1. «Ты, утенок, не пищи, лучше маму поищи» (Сжимание и разжимание пальцев рук)
2. «Водичка, водичка, умой мое личико» (Выполнение движений в соответствии с текстом)
Эти эмоциональные игры можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отражают реальность окружающего мира, предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание. Если ребенок усвоит какую-нибудь пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумывать новую инсценировку для других стишков и песенок. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность.
Раздел III. Результативность опыта
В результате опыта работы педагогу удалось достичь положительных результатов. Результаты работы показывают, что организация совместной деятельности взрослого с детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему пальчиковых игр, упражнений, заданий, через создание специфической предметно-развивающей среды в группе и постоянное сотрудничество с родителями воспитанников, привела к значительному росту ручной умелости. У детей повысился интерес к различным упражнениям, играм с мелкими предметами, дети с удовольствием стали использовать пальчиковые игры в своей деятельности, сочетая их с речевой активностью. Происходит развитие языковой способности. Дети лучше идут на контакт с незнакомыми и малознакомыми детьми из других групп на совместных прогулках, охотнее отвечают на вопросы.
Родители стали больше времени уделять совместному времяпровождению, пальчиковые игры и различная деятельность по развитию мелкой моторики продолжается дома. Взрослые обращаются за помощью в подборе песенок и потешек для разучивания в домашних условиях.
Это подтверждает и результат проведенного обследования развития мелкой моторики. Для диагностики были взяты те же дети, которые уже участвовали в первичном обследовании. В итоге 45 % детей с высоким уровнем, 55% со средним уровнем.
Прогрессирующий рост уровня мелкой моторики наглядно иллюстрирует диаграмма.
Практика использования данного опыта в системе работы показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности использования данного опыта в работе. Систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование игровых приемов пальчиковых игр, эффективно помогает развивать мелкую моторику и благотворно влияет на развитие связной речи детей дошкольного возраста.