галина агусева
Конспект НОД «Подарок Жихарке»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН-КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
Тема НОД «Подарок Жихарке»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (чтение х/л)
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», ««Познавательное развитие».
Задачи: 1. Познакомить с русской народной сказкой «Жихарка» и предметами быта, которыми люди пользовались в старину, активизировать словарь по теме; пробудить творческий интерес, развивать эстетический вкус, развивать зрительное внимание, память, общую и мелкую моторику и ритмом речи.
Публикация «Конспект НОД „Подарок Жихарке“» размещена в разделах
2. Прививать любовь к русскому народному творчеству, к русскому фольклору, учить сопереживанию герою сказки.
3. Формировать умению детей составлять ступу из отдельных элементов (форма ступы, детали для узора, красиво размещать на композиционной основе;
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Игровая Игровое упражнение «Мы в сказке»
Познавательно-исследовательская Поисковые вопросы, рассказы
Двигательная Разучивание игры «У деда Трифона».
Восприятие художественной. литературы Чтение сказки «Жихарка»
Продуктивная Аппликация" Ступа"
Методы и приемы
1. Игровое упражнение «Мы в сказке». 5. Практическая работа
2. Рассказывание сказки «Жихарка» 6. Игры «У деда Трифона».
3. Беседа о прочитанном. 7. Подведение итогов.
4. Чтение письма.
Материалы и оборудование
Стимульный материал Материалы для деятельности детей Дидактический материал Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей
Игровое упражнение
«Мы в в сказке»,
письмо в конверте.
куклы-персонажи для театрализации сказки “Жихарка Образец готовой работы, заготовки для аппликации, клей, кисточки для клея, клеенки, тряпочки. Иллюстрации к сказке, предметы русского крестьянского быта, красивая коробка для посылки. Фонограмма спокойной мелодии.
Ход образовательной деятельности:
(Дети под музыку входят в зал.)
В. : Здравствуйте, дорогие ребятишки,
девчонки и мальчишки!
Я приглашаю вас в сказку
Что это за избушка стоит на опушке?
Мы в окошко заглянём
В сказку быстро попадём!
Кто же живёт в этой избушке?
В : Мы сегодня познакомимся с русской народной сказкой "Жихарка"
Посмотрите кто к нам пришёл в гости. (Воспитатель показывает куклу-мальчика
Жихарка - это имя маленького мальчика. Послушайте про него сказку. А сказка наша начинается с присказки:
Ни в каком далёком царстве, тридевятом государстве,
Дело было на Руси, стариков о том спроси…
Жили-были в избушке у опушки
Кот, Петух да маленький человечек – Жихарка
(Воспитатель рассказывает сказку)
В: Что в этой сказке необычного, что не бывает в обычной жизни?
(Дети отвечают)
В: Чем вам понравился Жихарка? Какая пословица подходит для него?
Д: Мал, да удал.
В: А Жихарка в сказке какой?
Д: Ловкий, сильный, находчивый, сообразительный.
В: Как жили Жихарка, кот и петух?
Д: Дружно.
В: Чем они занимались? А чем занимался Жихарка?
Д: Жихарка домовничал.
В: Послушайте пословицы о мужчине - хозяине, у которых в доме всё благополучно:
Всякий дом хозяином славится.
Без хозяина дом плачет.
В: Для того чтобы наши мальчики могли вырасти и стать хорошими хозяевами в своих домах, надо приучаться к труду с детства. Мне бы хотелось, чтобы вы были такими же хозяйственными, серьёзными и ответственными в работе, в исполнении тех поручений, которые я даю вам в детском саду как Жихарка.
(Воспитатель предлагает физминутку)
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вздох и выдох)
Покрутили головой,
И усталость вся долой!
Раз-два, три-четыре-пять,
Надо шею разминать. (Вращение головой)
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивание - руки вверх)
Руки в стороны потом,
Мы пошире разведём. (Потягивание - руки в стороны)
Мы закончили разминку,
Отдохнули ножки, спинка
В: Ребята, а что есть в доме у Жихарки, Кота и Петуха?
(Дети называют)
В : Где спрятался Жихарка от лисы?
Д: Под печкой.
В: Печь очень важна для крестьянского дома, она даёт тепло и еду.
Давайте посмотрим, из чего сделана посуда у Жихарки, Кота и Петуха?
Д: Из дерева.
В: У всех ли были свои тарелки в крестьянской избе?
(Дети отвечают)
В: Как правило, ели из общего котелка (чугунка). По очереди, каждый своей ложкой, как и в нашей сказке.
(Воспитатель показывает предметы и их назначение) У печи стояла кочерга, ухват, помело, деревянная лопата. Рядом - ступа с пестом, ручные жернова (меленка) и кадка-квашня для закваски теста. Кочергой выгребали золу из печи. Ухватом цепляли пузатые глиняные или чугунные горшки (чугуны, и отправляли их в жар. В ступе толкли зерно, очищая его от шелухи. Ступа необходима для перемалывания зерен в муку. Этот предмет в хозяйстве Жихарке имел большое значение. А на кухне ступа с пестом дружит. Ступы были в каждом крестьянском доме. Ими пользовались по мере надобности, когда заготавливали крупу на одну, две недели. Все эти нехитрые приспособления для выпечки хлеба - ступа, пест, помело и лопата известны из русских народных сказок.
Мотивационно-побудительный этап.
В: Ой, ребята, мне сегодня утром пришло письмо. Хотите его прочитать вместе?
Д: Да.
(Воспитатель читает письмо)"Уважаемые ребята! В нашем хозяйстве случилась беда. У нас раскололась ступа. Помогите нам. "
В. : Ребятки, у наших друзей раскололась ступа. Поможем нашим друзьям из сказки?
Д: Да.
В. : А как мы можем сделать ступу?
Д: Слепить, нарисовать, склеить.
В. : Молодцы! Проходите на свои рабочие места.
Практическая работа
В. : А в конверте еще что-то есть.. (Воспитатель раздает шаблоны. Объясняет выполнение работы. Дети вырезают. Приклеивают узоры. - Воспитатель обращает внимание ребят на правила безопасности при работе с ножницами.)
В: Ай да молодцы! Все приклеили? А пока наша ступа сохнет, мы поиграем. Выходите все ко мне.
Динамическая пауза
В. : Молодцы, ребята! Все постарались. А за ваш труд и терпение, я научу вас новой игре, выходите играть.
Народная игра «У Дедушки Трифона»
(Дети встают в хоровод)
У дедушки Трифона
Семеро детей (идем по кругу, держась за руки.)
Семь сыновей. (встали лицом в круг)
Вот с такими глазами (показываем большие глаза)
Вот с такими бровями (показываем брови руками)
Вот с такими носами (показываем большие носы)
Вот с такими ушами (показываем большие уши)
Вот с такими глазами (показываем большие глаза)
Вот с такой головой (рисуем в воздухе обеими руками большой круг)
С такой бородой (показываем длинную бороду).
Они не пили, не ели (сели на корточки и подпираем бока)
Всё на дедушку глядели
И всё делали вот так (показываем игру на дудочке).
В: Хорошо, а сейчас посмотрим, высохли ли наши ступы?
(Дети идут на свои места)
В: Ступы высохли. Получились красивые. Жихарка и его друзья будут довольны. Только как же мы их Жихарке передадим?
Д: По почте отправим.
В. : Точно. Мы соберем ему посылку. У меня есть красивая коробка, мы сложим в нее ступы и отправим. (Воспитатель достает коробку, дети кладут в нее свои работы).
Рефлексия
В: Ребята, скажите, какое доброе дело мы сделали?
Д: Ступы для Жихарки.
В: Вам понравилось помогать Жихарке? Кому было интересно и весело?
В: Я думаю, что сегодня мы стали чуть- чуть добрее и дружнее, научились выполнять трудные задания, помогать нашим сказочным героям. Вы большие молодцы, спасибо вам за такое интересное занятие.
«Жихарка»
Жили-были в избушке кот, петух да маленький мальчишечка — Жихарка.
Кот с петухом на охоту ходили, а Жихарка домовничал : обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал.
Раскладывает да приговаривает:
— Эта простая ложка — котова, эта простая ложка — Петина, а это не простая — точёная, ручка золочёная, — это Жихаркина. Никому её не отдам.
Вот прослышала лиса, что в избушке Жихарка один хозяйничает, и захотелось ей Жихаркиного мясца попробовать.
Кот да петух, как уходили на охоту, всегда велели Жихарке двери запирать. Запирал Жихарка двери, все запирал, а один раз и забыл.
Справил Жихарка все дела, обед сварил, стол накрыл, стал ложки раскладывать, да и говорит:
— Эта простая ложка — котова, эта простая ложка — Петина, а эта не простая — точёная, ручка золочёная, — это Жихаркина. Никому её не отдам.
Только хотел её на стол положить, а по лестнице — топ-топ-топ.
— Матушки! Лиса идёт!
Испугался Жихарка, с лавки соскочил, ложку на пол уронил — и поднимать некогда, — да под печку и залез.
А лиса в избушку вошла, глядь туда, глядь сюда — нет Жихарки.
"Постой же, — думает лиса, — ты мне сам скажешь, где сидишь".
Пошла лиса к столу, стала ложки перебирать:
— Эта ложка простая — Петина, эта ложка простая — котова, а эта ложка не простая — точёная, ручка золочёная, — эту я себе возьму.
А Жихарка-то под печкой во весь голос:
— Ай, ай, ай, не бери, тётенька, я не дам!
— Вот ты где, Жихарка!
Подбежала лиса к печке, лапку в подпечье запустила, Жихарку вытащила, на спину перекинула — да в лес.
Домой прибежала, печку жарко истопила: хочет Жихарку изжарить да съесть. Взяла лиса лопату.
— Садись, — говорит, — Жихарка.
А Жихарка маленький, да удаленький. На лопату сел, ручки-ножки растопырил — в печку-то и нейдёт.
— Не так сидишь, — говорит лиса. Повернулся Жихарка к печи затылком, ручки-ножки растопырил — в печку-то и нейдёт.
— Да не так, — лиса говорит.
— А ты мне, тётенька, покажи, я ведь не умею.
— Экой ты недогадливый!
Лиса Жихарку с лопаты сбросила, сама на лопату прыг, в кольцо свернулась, лапки спрятала, хвостом накрлась.
А Жихарка её толк в печку да заслонкой прикрыл, а сам скорей вон из избы да домой.
А дома-то кот да петух плачут, рыдают:
— Вот ложка простая — котова, вот ложка простая — Петина, а нет ложки точёной, ручки золочёной, да и нет нашего Жихарки, да и нет нашего маленького!..
Кот лапкой слезы утирает, Петя крылышком подбирает.
Вдруг по лесенке — тук-тук-тук. Жихарка бежит, громким голосом кричит:
— А вот и я! А лиса в печке сжарилась!
Обрадовались кот да петух. Ну Жихарку целовать! Ну Жихарку обнимать! И сейчас кот, петух и Жихарка в этой избушке живут, нас в гости ждут