Приложение МААМ

Ниткография как средство развития мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста (6 фото)

Елена Телевная
Ниткография как средство развития мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность: Работа по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей : в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувствительного познания.

Публикация «Ниткография как средство развития мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Родители, стараются покупать обувь на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки, теплые и удобные куртки и кофты на молнии, и не надо долго перебирать пальцами и искать пуговицу и петельку. Развитие мелкой моторики кисти руки очень важна, т. к. зрительно – моторная координация напрямую связанна с обучение письму в школе. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Процесс работы с нитями вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев), зрительное восприятие, а так же развивает такие психологические процессы, как внимание, память, мышление, воображения, речь.

Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике «Ниткография» позволяет решать не только практические, но и воспитательно – образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности детей. Дошкольники получают знания, умения, навыки, знакомятся с миром предметов в процессе использования разнообразной пряжи.

Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук дошкольников, через внедрение в воспитательно - образовательный процесс технологии «Ниткография»

Задачи :

1. Подобрать и проанализировать литературу, касающуюся проблмы развития мелкой моторики.

2. Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики

3. Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы.

4. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук, точность и координацию движений руки

5. Развивать зрительно – моторную координацию

6. Формировать личностные качества – усидчивость, терпение, старательность, аккуратность, трудолюбие.

При организации занятий по обучению детей технике «Ниткография» соблюдаются следующие условия:

1. Обеспечение предметно – развивающей среды играми, наглядными и дидактическими пособиями, способствующие развитию моторики дошкольников в процессе техники «Ниткография»

2. Создание атмосферы : проявление педагогом доброжелательности к детям, создание атмосферы сотрудничества в процессе, отказ от резкой критики и отрицательных оценок ребенка.

3. Создание дидактических игр совместно с детьми на развитие мелкой моторики.

4. Составление анкет для родителей на тему «Что такое мелкая моторика с целью выяснения представлений и возможностей родителей по данной теме.

5. Оформление консультаций на темы: «Умные пальчики», «Развитие мелкой моторики посредством техники «Ниткография»

Педагогические средства, используемые в опыте.

Методы и приё мы:

- Демонстрация наглядных средств наглядность оживляет процесс обучения, способствует побуждению у детей интереса к технике «ниткография»

- Показ способов действий, способов работы, последовательности ее выполнения раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление. Показ должен быть четким, точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение, заметили особенности его выполнения. Каждое действие обозначается словом.

- Анализ детских работ в конце занятия (во время подведения итогов занятия дети представляют свои работы и получают позитивную обратную связь от взрослого и других

детей).

Практические методы:

В развитии мелкой моторики ведущая деятельность детей - практическая. Она направлена на получение конкретного продукта. Ребенок овладевает опытом только тогда, когда сам участвует в практической деятельности.

Словесные методы:

Позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными.

Весь образовательный процесс делится на 4 этапа:

1 этап - знакомство со свойствами материалов.

2 этап - обучение приемам изготовления.

3 этап - изготовление поделок.

4 этап – самоанализ.

Формы.

Любая деятельность предполагает выбор форм работы с детьми. Форма – способ организации, установленный порядок. Работу по развитию мелкой моторики в процессе использования новой технологии выстроила по трем блокам педагогического процесса:

• организованно - образовательная деятельность;

• совместная деятельность взрослого с детьми;

Форма проведения:

• занятия,

• конструирование,

• игровые упражнения и задания,

• дидактические игры,

• беседы,

Форма организации по составу участников:

• групповая,

• подгрупповая,

Технология работы.

Дошкольный возраст – уникальный период для развития всех сторон

личности. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие,

мышление, внимание и, конечно, двигательные навыки.

Тренировка движений пальцев, и кистей рук является важнейшим

фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим

улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, а

также мощным средством, повышающим работоспособность коры головного

мозга и, следовательно, уровень развития мышления.

Работая с детьми дошкольного возраста, особое внимание уделяю

развитию речи детей, через развитие мелкой моторики рук. Так как чем больше

развиты пальчики детей, тем успешнее будет формироваться его речь, тем

успешнее будет ребенок в школе. Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка

Свою работу я начала с изучения педагогической литературы по данной

проблеме. Изучила и использую в своей работе методические рекомендации Гусаровой Н. Н. «Техника изонити для дошкольников»;

Деятельность с нитками, ножницами– это не только сенсорно-двигательные упражнения. Это способ детального представления детей об окружающих предметах, способствующий проявлению умственной и речевой активности, развитию воображения.

Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и «живыми» по сравнению с обычным контурным изображением. Кроме того занятия с податливой, мягкой и пушистой нитью успокаивают детей и развивают у них интерес к декоративно-прикладному искусству.

Для того, чтобы поддержать интерес по изготовлению поделок, картин в

технике ниткография, создали определенные условия в группе.

Создание таких условий предполагает следующее: 1. наличие разнообразных материалов (ниток и пряжи разной фактуры)

2. наличие образцов картин и поделок. Такие образцы ребенок может воспроизводить точно или в измененном виде, во всяком случае, они будут способствовать появлению новых идей и целей.

Я стараюсь, чтобы развивающая предметно пространственная среда обеспечила максимально реализацию образовательного потенциала и инвентаря для

развития детей дошкольного возраста. В основе подхода, к формированию развивающей предметно пространственной среды, как и в основе ФГОС ДОУ, лежит принцип деятельности – это означает, что развитие дошкольников происходит в процессе самостоятельно осмысленной деятельности. Не смотря на то, что в настоящее время «Ниткография» пользуется необычайной популярностью, так как привлекает простотой исполнения и эффектностью готовых работ. В детских садах применяется не столь часто, несмотря на то, что, в общем, легка и доступна. Отличительная черта «Ниткографии» в том, что задания для детей можно корректировать в зависимости от состояния развития мелкой моторики. Она вырабатывает усидчивость, кропотливость; у детей заметно развивается глазомер, так как они видят, какую по длине нитку надо взять, желание довести работу до нужного результата, а также решать сразу несколько дидактических задач:

а) развивать мышление, внимательность, аккуратность;

б) совершенствовать зрительное восприятие детей;

в) развивать зрительно- моторную координацию;

г) подготавливать руку ребенка к письму;

д) формировать плавность, ритмичность и точность движений руки

Организация проведения занятия с использованием техники

«Ниткография» включает в себя как привлечение внимания детей, показ образца, объяснение, так и продуктивную деятельность. Данный вид деятельности позволяет научить ребенка не только практическим умениям, но и последовательности в работе, развить навыки самоконтроля. Сложность заданий подбирается с учетом возраста и опыта детей.

Материалы, необходимые для выполнения работ:

– основа – картон, цветная бумага, бархатная бумага, фетр, ткань;

нитки – шерстяные;

– ножницы; Для занятий ниткографией, в качестве «волшебной нити» используется толстая (не менее 2 мм толщиной) хлопчатобумажная или шерстяная нитка. Чем младше ребенок, тем толще нить. Детям трехлетнего возраста даю для занятий не нитку, а шнурок, толщиной 4-5 мм. Важно, чтобы он легко изгибался и не был скользким (поэтому синтетические волокна не годятся). Длина шнурка (нити) должна быть 25-30 см.

Подготовительным этапом работы с нитками являются игры с

клубочками «Едут машины», «Чей котенок быстрее добежит до блюдца», «Бабушкины помощники», в основе которых лежит развитие умения разматывать и сматывать нить в клубок.

Следующий этап - наматывание нитки на катушку или другие специально заготовленные формы. Вырезанные из картона звездочки и цветочки, силуэты животных, а из деревянных палочек бабочки и гусеницы. К концу учебного года дети в достаточной степени овладели навыками сматывания ниток в клубки. И от игр с клубками мы перешли непосредственно к ниткографии.

Основной формой обучения детей технике «Ниткография» является занятие. Занятия проводятся в игровой форме. Для эмоционального настроя используются музыкальные произведения. Проводятся занятия-путешествия в страну «Волшебных клубочков», «Разноцветное королевство ниток»

Для старших дошкольников на занятиях используется метод творческой визуализации. Дети удобно располагаются на ковре, расслабляются, закрывают глаза, слушают звуки леса, речки, шум моря. Спокойный, теплый голос воспитателя помогает представить картину природы, которую потом дети выполняют в своих работах.

Значение занятий многостороннее. Здесь осуществляется систематическое и планомерное развитие каждого ребенка. Все занятия направлены на развитие у дошкольников мелкой моторики. Каждое занятие – новый шаг в познании чего-то нового и оригинального для ребенка. Структура занятий может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но включает в себя 3 части: вводная, основная, заключительная.

Вводная часть занятия начинается с организационного момента. Именно здесь создается эмоциональный настрой у детей и объясняется новый материал. Во вводной части используются различные приемы: чтение художественного слова, обыгрывание персонажей, подвижную или пальчиковую игру.

В основной части или практической объясняются и показываются основные приемы ниткографии. Работу по знакомству с этой техникой я провожу в несколько этапов. Начинаю с элементарного, устно излагаю материал, рассказываю детям о нитках, их свойствах и одновременно показываю иллюстрации, выполненные в технике ниткографии. Постепенно усложняю процесс, подключая к нему практический метод – обучаю детей специальным обследующим движениям (натягивание, ощупывание кончиками пальцев, сминание, поглаживание и др.) Одновременно обозначая отдельными словами конкретные физические свойства этих нитей (пушистая, гладкая, скользкая, теплая, холодная, упругая). Помогаю выбрать нити наиболее подходящие по фактуре длине и цвету для создания проектируемой творческой работы. Следующий этап работы – выкладывание рисунка по предложенному контуру (окружность, квадрат, цифры, буквы, контуры овощей, фруктов и т. п.) На этом этапе дети с моей помощью продевания на предложенный мной контур выбранные ими яркие, контрастные цветные нити.

Обучение при помощи нити начинаю с работы по готовому образцу. Показываю ребенку уже готовую «картинку» для того, чтобы он ее скопировал. Здесь важно соблюдать поэтапность от простого к более сложному. Нельзя переходить к следующему этапу, если ребенок не усвоил первый. Иногда возможности детей переоцениваются – им даются непосильные задания. Это не приносит им пользы. Но не должно быть также и недооценки возможностей детей,чрезмерного сужения задач, «топтание» на одном месте также может отбить интерес у детей. Организованная деятельность в данной технике открывает для ребенка возможность выполнять игровые упражнения без страха, предполагает возможность допущения какой – либо ошибки, так как на «фланелеграфе» её очень легко исправить и добиться нужного результата. Это очень важно для ребёнка. В этом случае он не фиксирует своё внимание на неудачах, а ощущает психологический комфорт от быстрого исправления.

В процессе выполнения работы детям необходим отдых в виде тематических физкультминуток и разминок. Физкультминутки подбираются по теме занятий.

Ниткография как средство развития мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста
Фото №1 Актуальность Работа по

Довольно часто после завершения работы с нитками дети увлекаются, а каждая работа ребенка уникальна. Её невозможно с точностью воспроизвести на последующих занятиях. Каждая новая работа – это естественный способ рассказа о себе, о своих чувствах и мыслях в текущий момент времени, а также о своем опыте и переживаниях, не нашедших словесного выражения и ставших для ребенка эмоциональным грузом.

Техника ниткографии проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Дети очень быстро усваивают новые приемы, быстро достигают хорошего качества работ и занимаются с удовольствием.

Фото №2 Развитие ребенка Фото №3 Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно двигательного восприятия так как оно лежит в основе чувствительного познания

Очень важна заключительная часть занятия, в ней подводится итог. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия – важное условие развития творчества. Поэтому особое внимание уделяется обсуждению детских работ. Детям это нравится и позволяет ребенку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит задумываться над тем, что у него не получилось. При рассматривании работ, выслушиваются все дети, которые желают высказаться по поводу своего творчества, пережитых впечатлений. При этом оцениваются достижения ребенка в соответствии с его личными возможностями, обстоятельно аргументируется оценка и придается ей позитивный характер, чтобы открыть путь к исправлению ошибок. Анализ детских работ можно делать и после тихого часа. Разнообразие тем, предложенных детям, для работ, позволило нам в полной мере отработать навыки выкладывания нитью различных форм, как простых, так и сложных. Дети научились передавать формы овощей и фруктов, предметов окружающего мира и природы, передавать не только форму, но и соответствующий цвет.

В старшем дошкольном возрасте задачи в работе с техникой «ниткография» усложняются. Дети не только выкладывают нить по готовому контуру, но и заполняют пространство внутри контура обрезками ниток или цельными нитками. Знакомство с ниткописью, цельной нитью обычно происходит в старшей группе. В то время как освоение техники из кусочков применяется в средней, а иногда и в младшей (только в качестве 1–2 дополнительных элемента композиции)

Ниткографию нужно сочетать с развитием связной речи. После прослушивания сказки или рассказа предлагается ребенку рассказать о героях, предварительно побеседовав с ним о том, какие формы ему для этого понадобятся. Навыки детей в процессе с нитками складываются в результате систематических занятий. Так занятия «Фантазеры» проводятся 1 раз в неделю, по разработанному перспективному плану с подгруппой из 10 человек, продолжительность занятия 20-25 минут. Проходит обучение детей технике спирелли, в которой нить наматывается на картон, по контуру которого вырезаны зубчики, чтобы нитка не соскальзывала. Спирелли менее травмоопасный вид ниткографии, в отличии от изонити, поскольку отсутствует игла, и более легкий для выполнения детьми.

Мне понравился этот метод своей оригинальностью, простотой исполнения, большими возможностями для проявления творчества, фантазии, а так же для развития моторики. Дети очень любят делать что-то своими руками. А когда есть цель - сделать поделку для игры или в подарок -дети работают с особенно приподнятым настроением, с ощущением и предчувствием радости от того, что кто-то будут радоваться его подарку. Сколько возможностей по развитию детей дает эта интереснейшая техника.

Тематические недели стимулируют творчество, так к неделе «Огород сажали - урожай собрали» мы оформили декоративное панно «Овощи с нашего огорода» с использованием приемов ниткографии. Так же «Сафари с дикими животными» В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и с взрослыми; радостные чувства объединяют детей.

Фото №4 Публикация Ниткография как средство развития мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста размещена в разделах Аппликация из ниток ниткография Мелкая моторика Нитки Фото №5 ИЗО поделки Развитие ребенка

Использую разные формы объединения: парами, небольшими группами, все вместе, каждый отдельно. Так планируются сделать композиции «Салют ко дню рождения города», панно «Букет для мамы», «Ковер», «Цветущий луг», и т. д. Своими картинами украшаем группу и фойе детского сада. Теперь их могут видеть не только дети и их родители, а так же все сотрудники и гости детского сада.

Все коллективные работы имеют целевое назначение. Подвожу детей к необходимости вместе создать картину, украсить группу. Во время выполнения работы дети учатся общаться друг с другом. При выполнении коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

- договариваться о совместной работе, ее содержании;

- работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;

- планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание,

композицию, дополнения;

- радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Дети становятся более открытыми, раскрепощенными, активными, добрыми и отзывчивыми, уверенными в своих силах и возможностях. У них повышается коммуникабельность, они учатся общаться, дружить, работать в коллективе. Конечным результатом совместного труда является творческая работа. Дети видят, что результаты их труда значимы и интересны не только им, но и родителям, воспитателям.

Таким, образом, понимая, значимость моей цели, системность, последовательность в работе, созданные мною педагогические условия, использование эффективных форм работы с детьми, а так же рост моей профессиональной компетентности, творческого потенциала, способствуют всестороннему развитию каждого ребенка. Анализируя свою работу, с уверенностью могу сказать, занятия ниткописью помогли развивать мелкую моторику пальцев рук. У детей выработались такие качества, как трудолюбие, усидчивость; научились самостоятельно принимать решения, свободно распоряжаться временем и пространством научились помогать друг другу. Дети стали увереннее в себе, инициативнее, общительнее с взрослым и со сверстниками, активизировался их художественный словарь.

Самым важным является постоянная работа с детьми и введение в систему

дошкольного образования различных форм по развитию способностей детей, не

перегружая их. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет

логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание и связная

речь. Считаю, что работа с использованием техники «Ниткография» является

важной и значимой для воспитанников ДОУ. Поэтому в перспективе продолжить работу по развитию мелкой моторики с детьми старшего возраста. Применяя накопленный опыт и материал, выбрав приемы ниткографии соответствующее возрасту детей.

Публикации по теме:

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Центр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возрастаЦентр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Центр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Развития мелкой моторики дошкольников расширяется, если.

Пособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаПособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста является важным аспектом для дальнейшего развития ребенка. В детских садах и центрах.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста» Подготовила: Денисова В. С. Пояснительная записка Работая.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возрастаПластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Занятия пластилинографией, представляют большую возможность, для.

Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». План выступления на презентации по теме: «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 летТестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 лет Лепка – один из видов продуктивной деятельности, значение которой очень высоко, так как она влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие.

Значение мелкой моторики для развития детей дошкольного возраста Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отметил :"Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев,образно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ниткография как средство развития мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста
Опубликовано: 30 марта 2023 в 05:16
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ниткография как средство развития мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Телевная (УИ 3217704) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД