Татьяна Мартьянова
Конспект НОД «Мы в Мордовии живем»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать формированию у детей чувства любви к малой Родине - Мордовии, своему городу – Саранск.
Задачи:
Образовательные: уточнить информацию о родном городе; вызвать интерес к его будущему; закреплять знания детей о названии родного города, его достопримечательностях; формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства (скульптура). закреплять умение составлять работу по лепке в виде города; быстро и аккуратно лепить, изобразить зданий, архитектурных построек, транспорта, деревьев и т. д.
Публикация «Конспект НОД „Мы в Мордовии живем“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Развивающие: развивать речь детей, активизировать в речи употребление слов определений; развивать творческие способности ребенка через лепку
Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свой город; воспитывать почтение и уважение к истории своего города, бережное отношение ко всему что окружает.
Интеграция образовательных областей:
О. О. «Речевое развитие» : развитие свободного общения с взрослыми и детьми, умения внятно и отчетливо проговаривать слова; пополнять литературный багаж стихами о родном городе
О. О. «Физическое развитие» : развитие двигательной активности; формировать сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
О. О. «Социльно - коммуникативное развитие» : создание психологического микроклимата на положительных эмоциях детей, различной смены деятельности, развитие трудовых умений через дежурство на занятии; воспитывать умение работать в коллективе, чувство товарищества, желание прийти на помощь.
ОО «Художественно- эстетическое развитие»- расширять возможность создания разнообразных изображений, конструкций.
ОО «Познавательное развитие». «Ознакомление с окружающим миром (ознакомление с окружающим и социальным миром)» : обогащать представления о видах архитектуры домов, зданий.
Методические приемы: показ, объяснение, чтение стихотворений, рассматривание, беседа по вопросам, рассматривание глобуса, карты Мордовии; дидактическое упражнение «Собери слово», «Что кому нужно», игра «Собери герб Саранска», конкурс «Закончи пословицу», физкультминутка «По Саранску мы идем», пальчиковая гимнастика «Дом и ворота», лепка архитектурных построек.
Предварительная работа:
беседы о городе, о родном крае; рассматривание фотографий с видом города;
целевые прогулки по улицам города; экскурсии к достопримечательностям города;
игра «Путешествие по городу»; игра «Узнай, где я нахожусь»; оформление альбома «Саранск любимый, город мой родной»; творческие задания на развитие фантазии и нестандартного мышления.
Словарная работа: раздолье, культурный, современный, промышленный, спортивный, праздничный, зимний, розетка, «Резинотехника», Отечественная, мемориал, монумент, неугасимый, благословляет, парашют, патриарху, достопримечательность, архитектура, благословляет, краеведческий
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: карта Мордовии, символика Республики Мордовия, исторические фото, картинки с изображением города Саранска, кукла в мордовском национальном костюме, дидактическая игра «Сложи герб Саранска», «Собери слово», «Кому что нужно», фотографию на которой мемориал погибшим в Великой Отечественной войне)
Раздаточный: материал на каждого ребёнка для лепки.
Место проведения: групповая комната.
Ход занятия:
Воспитатель: -1,2, 3, 4,5
Все становимся мы в круг,
Я - твой друг, ты - мой друг!
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(у воспитателя в руках кукла, одетая в мордовский костюм)
- К нам в гости пришла Татуня. Она сегодня с вами будет на занятии.
Воспитатель. Милый край! Мордовия родная!
Здесь раздолье рек, лесов, полей.
Для меня нет лучше края
Он мне всех дороже и милей!
- О чем это стихотворение? (Ответы детей)
- У каждой народности есть своя малая Родина. Мы с вами живем в Мордовии – это наша малая Родина – это республика. Подскажите мне, почему наша республика называется Мордовия? (Ответы детей) .
- Вы правы! Мордовия называется так, потому, что основное население нашей республики – мордва. Каждая народность разговаривает на своем родном языке.
- Послушайте, какие замечательные строки написал Юрий Макеев про наш город:
Ребенок. Мой Саранск, старинная столица.
Над тобой сияет ясный свет
Мне ль скажи тобою не гордиться?
Для меня тебя прекрасней нет.
Воспитатель. Алдуня нам приготовила задания и мы должны их выполнить.
Воспитатель. Скажите, как называется столица Мордовии? (Саранск).
- Действительно, Саранск один из самых прекрасных городов России. Саранск – столица нашей республики Мордовия, которую мы очень любим, а ещё это место, где вы родились и растёте, где живут самые близкие и родные вам люди, а также ваши друзья.
Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Собери слово». На магнитную доску нужно набрать название нашего города.
Дидактическое упражнение «Собери слово»
(Два ребенка набирают слово - Саранск).
Воспитатель. Кто мне покажет границы республики Мордовия на карте. (Ребенок показывает на карте)
-У каждой республики есть своя символика. Что входит в символику? (Ответы детей)
- Что можете сказать о флаге России и Мордовии? (Ответы детей).
Воспитатель. А кто расскажет стихотворение о флаге?
Ребенок. Белый цвет – березка,
Синий неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
Воспитатель. Что вы знаете о гербе Мордовии? (Ответы детей).
Игра «Собери герб Саранска».
Воспитатель. А теперь давайте немножко отдохнем и проведем небольшую физкультминутку:
Физкультминутка:
По Саранску мы идем. (Маршируют)
Звонко песню мы поем. (Покачивая головой вправо, влево)
Мы по улице шагаем. (Маршируют)
Ноги ровно поднимаем. (Выше колени поднимаем)
Делай шаг-раз, два.
Взмах руками - три, четыре.
Повертели головой. (Повороты головы)
Влево - вправо. Хорошо!
Прыгнем вместе высоко. (Прыжок на месте)
Воспитатель. Народ сложил много пословиц и поговорок о родине, родной земле.
Конкурс «Закончи пословицу»
• В родном краю жизнь (как в раю)
• Человек без родины, что птица (без гнезда)
• Мордва проста с виду, да не даст себя (в обиду)
• Доброе дело (добром оплачивается)
• Кто умеет трудиться, тот (везде пригодится)
Воспитатель. Современный Саранск - это торговый и промышленный город. Здесь работают десятки крупных заводов. На некоторых из них работают ваши родители.
- У кого родители работают на заводе? (Ответы детей) (на «Лисме», на заводе «Резинотехника», «Орбита» и т. д.)
Воспитатель. Также - Саранск - город культурный. В нем множество театров, Дворцов спорта, кинотеатров, музеев, библиотек, домов культуры.
(Воспитатель выставляет на доску фотографию на которой мемориал погибшим в Великой Отечественной войне).
Воспитатель. Обратите внимание на монумент «Мать Мордовия» (Женщина в мордовском национальном костюме благословляет своего сына – солдата на защиты Отчизну). Где находится этот памятник? (Ответы детей)
(Этот памятник находится на площади Победы. Перед памятником горит Вечный Огонь.)
- Дети, а вы знаете, что Вечный огонь никогда не угасает - такой же неугасимой должна быть память о войне, о тех, кто не вернулся с нее. За памятником на мраморных плитах написаны имена наших земляков, отдавших свои жизни в борьбе с врагом. Они защищали свой дом, деревню, где родились, город, в котором жили, любимую Мордовию и всю страну.
Дидактическая игра «Что кому нужно».
Летчик - Военный корабль
Моряк - Танк
Солдат - Самолет
Танкист - Собака
Пограничник - Парашют
Десантник - Подводная лодка
Моряк-подводник - Автомат
Физкультминутка
Руки в стороны - в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло - вперед,
Левое крыло - вперед.
Раз, два, три, четыре-
Полетел наш самолет.
(Воспитатель обращает внимание детей на следующую фотографию)
- Какие памятники вы можете назвать? (Ответы детей) (памятник адмиралу Ушакову, памятник - патриарху Никону, памятник погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны «Мать – Мордовия», памятник «Семья», памятник А. С. Пушкину, памятник «Навеки с Россией»).
Воспитатель. Дети, что, прежде всего, показывают гостям в Саранске? Конечно же, самые красивые места, достопримечательности и музеи.
- Какие музеи есть в Саранске? (Ответы детей) (Краеведческий музей, Музeй мордовской народной культуры, Музей военного и трудового подвига, Музее изобразительных искусств)
- Какие вы знаете театры в Саранске? (Ответы детей) (Театр драмы и музыкальный театр, которые располагаются на театральной площади, Национальный театр, кукольный театр, центр «Крошка», есть самый современные кинотеатры - самый современный из них – «Победа».)
- Много еще замечательных и красивых мест есть в нашем городе. Саранск - это столица Республики Мордовия, крупный промышленный и культурный центр, а еще это наша родина, которую мы очень любили.
Воспитатель. Кукла Алдуня вас просит, чтобы вы составили свои архитектурные постройки, чтобы наш город был еще прекрасней, и красивей.
Художественная деятельность «Архитектура Мордовии»
(дети проходят к своим столам)
(Вспоминаю о правилах безопасности на занятии, о посадке)
Воспитатель. Прежде начать работать мы сделаем пальчиковую гимнастику. «Дом и ворота»
На поляне дом стоит, (Пальцы обеих рук делают "крышу")
Ну, а к дому путь закрыт. (Руки повернуты ладонями к груди,
средние пальцы соприкасаются, большие - вверх - "ворота")
Мы ворота открываем, (Ладони разворачиваются)
В этот домик приглашаем.
"Крыша".
Воспитатель. Приступим?
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
Ноги? На месте! Руки? На месте!
Локти? У края! Спинка? Прямая!
(Дети приступают к работе) (Подхожу к детям индивидуально и тихо спрашиваю, что он хочет изобразить) (высказывания детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы оказались замечательными строителями.
Итог занятия.
- Что для вас было самым интересным на занятии?
- Что было самым трудным на занятии?
Воспитатель. Татуне очень понравились ваши работа, и мы с ней надеемся, что в дальнейшем и сбудут наши мечты.
Давайте полюбуемся своим городом! (дети подходят к выставке работ, рассматривают, обсуждают.)
Воспитатель. Самое прекрасное на свете - Родина. У каждого человека есть свой маленький уголок – город, деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге родного дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама.
Ты моя Родина, край наш, Мордовия!
В жизни опора, любовь и судьба.
Мокша и эрзя, русские братья.
Мы, твои дети, славим тебя!
В. Вот такими замечательными словами мы закончим наше занятие. Нам осталось с вами попрощаться.
Литература.
1. Мы в Мордовии живем : региональный образовательный модуль дошкольного образования/ О. В. Бурляева (и др.); мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015.- 84с.
2. Т. С. Багрова, Близкий сердцу край/ Саранск: типография «Красный Октябрь», 2002г. ;
3. Н. М. Арсентьев, Т. С. Багрова, К. И. Шапкарин. Здравствуй, Мордовия! : рассказы о родном крае для маленьких читателей; - Саранск: типография «Красный Октябрь», 2005 г. ;
4. Фото: флаги, гербы, мордовский костюм.