Татьяна Мартьянова
Конспект занятия по познавательному развитию «Зимующие птицы Мордовии»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять и активизировать словарь детей по теме «Зимующие птицы Мордовии».
Задачи:
Образовательные: Учить составлять короткие рассказы о зимующих птицах Мордовии. Расширять представления об особенностях внешнего вида, повадках птиц.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Зимующие птицы Мордовии“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Природа Мордовии
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Развивающие : Развивать умение правильно излагать свои мысли; прививать желание читать стихи; развивать умение видеть красоту окружающего мира.
Воспитательные: Воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему, выполнять творческую работу. Воспитывать заботливое отношение к птицам нашего края, желание помогать в трудных зимних условиях.
Воспитывать любознательность, сочувствие.
Методические приемы: Показ; объяснение; рассматривание иллюстраций; беседа по вопросам; чтение стихотворений, считалок; отгадывание загадок; сюрпризный момент; дидактическая игра «Посмотри и опиши», «Доскажи словечко»; пальчиковая и дыхательная гимнастики.
Предварительная работа.
- разучивание литературного материала (на русском, мордовском языках, мордовских игр, считалок, пословиц и поговорок;
-рассматривание иллюстраций.
Материал и оборудование:
Конверт с письмом, фон с изображением леса, орехи (для игры, предметные картинки с изображением зимующих птиц, снежный комок для игры, мольберт, магнитики, звукозапись с пением зимующих птиц,
Словарная работа. Хранительница (леса, желтогрудая, длиннохвостая, крупноглазая.
Воспитатель. Раз, два, три, четыре, пять - становитесь в круг играть! Я улыбнусь вам, а вы мне и друг другу! Мы спокойны и добры, мы приветливы и здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А вы выдохните через рот обиды и огорчения.
Отгадывание загадки.
Воспитатель (обращает внимание на конверт). Кому это письмо? Давайте проверим адрес, нам ли письмо. Здесь указана республика, город. Как называется наша республика? (Ответы детей). Как называется наш город? Адрес указан такой: республика Мордовия, город Саранск, детский сад. Значит, письмо адресовано нам.
Утром нам пришло письмо
В гости нас зовет оно (Читают письмо)
«В лесу мордовском, далеком и густом,
Есть поляна с волшебством,
Пойдем в лес?
По дорожкам вы идите.
И поляну отыщите». (Дети имитируют движения, что идут)
Воспитатель. Вот и пришли. Волшебство начинается. Посмотрите, кто нас встречает? (Вирява) (Мордовская хранительница леса)
-Давайте поздороваемся с Вирявой на мордовском языке (Шумбратадо). Вирява приготовила для вас мордовскую загадку.
-.В одно время – наряженный,
В одно время – мороженый,
Дни укоротила.
Ночи удлинила. (Зима)
Воспитатель. Назовите зимние месяцы. (Ответы детей)
Называние зимующих птиц.
Воспитатель. Вирява пригласила гостью на волшебную поляну. Отгадайте мордовскую загадку, она и появится.
Вверх поднимется – белая,
Вниз опускается – черная. (Сорока)
(Появляется сорока).
Воспитатель вместе с детьми проговаривает мордовскую потешку.
Сорока, сорока,
Сорока – белобока.
Скажи, что ищешь?
И о чем трещишь?
Что потеряла?
Что упало? Что ты уронила?
Орешки уронила
И всех их потеряла. (Рассыпаются орехи).
Воспитатель. Орехи сорока рассыпала неспроста. Ей интересно, знаете ли вы ее друзей, подруг, птиц, которые зимуют в наших краях, в Мордовии. Сейчас каждый поднимет орех и назовет зимующую птицу в Мордовии. (Дети называет зимующих птиц и описывают их, воспитатель выставляет картинки). (Вирява спрашивает, чем можно покормить птиц зимой, добавляет их ответы.) (Ответы детей)
- Не забывайте подкармливать друзей наших меньших, помогайте им перезимовать в наших краях.
Дидактическая игра «Посмотри и опиши» (Выставляет картинки «Птичья кормушка»)
Воспитатель. Посмотрите, назовите, а также опишите, какие птицы прилетели на наши кормушки.
Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель. Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело, мы расскажем,
Две синицы, воробей,
Пять снегирей, пять голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек.
Воспитатель. Сорока указывает нам путь в лесную школу, там Вирява приготовила для вас сюрпризы, проходите за столы. (Дети садятся за столы). Взгляните, какое красивое дерево. ( Панно: дерево, а на нем сверкают снежинки). Вирява хочет с вами поиграть. (Дети по очереди выходят и прикрепляют магнитиками птиц на снежинки и называют птиц).
Ребенок. Это ворона.
Воспитатель. Где сидит ворона?
Ребенок. Ворона сидит на суку.
Ребенок. Это дятел.
Воспитатель. По чему стучит дятел?
Ребенок. Дятел стучит по дереву.
Ребенок. Это голубь.
Воспитатель. Где сидит голубь?
Ребенок. Голубь сидит под деревом.
Ребенок. Это воробей.
Воспитатель. Между какими птицами сидит воробей?
Ребенок. Воробей сидит между совой и сорокой.
Ребенок. Это синица.
Ребенок. Синица летит над деревом.
Ребенок. Это снегирь.
Воспитатель. Где сидит снегирь?
Ребенок. Снегирь сидит на пеньке.
(Сорока хвалит детей)
Воспитатель. Какие красивые птицы, полюбуйтесь. У снегиря красная грудка, как про него можно сказать? А синица какая? (Синица желтогрудая). У кого белые бока? (У сороки). Значит сорока какая? (Сорока белобокая). А еще у сороки длинный хвост. Сорока какая? (Сорока длиннохвостая). У кого крупные глаза? (У совы). Сова какая? (Сова крупноглазая). (Вирява хвалит детей).
Воспитатель. Вирява предлагает поиграть, укрыть елочку снегом, чтобы она не замерзла. (Дети встают вокруг елочки).
Воспитатель. Я буду читать стихотворение, а вы мне подсказывать слова. Если правильно, если правильно, то бросаете снежный комочек (ватный шарик).
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю… (Снег)
С неба все скользят пушинки –
Серебристые… (Снежинки)
На поселок, на лужок
Быстро падает (Снежок)
Вот веселье для ребят –
Все сильнее… (Снегопад)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в… (Снежки)
Словно белый пуховик
Нарядился… (Снеговик)
Рядом снежная фигурка –
Эта девочка. (Снегурка)
На снегу-то, посмотри-
С красной грудкой… (Снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил (Снег).
Дыхательная и пальчиковая гимнастика.
Воспитатель. Согреем руки, а то они замерзли от снежных комочков.
Руки в кулачки сожмем
И немного подождем.
Раз, два, три, четыре, пять.
На ладошки мы подуем,
Все снежинки мы с них сдуем.
Каждый пальчик мы возьмем,
Сильно на него нажмем.
Раз, два, три, четыре, пять.
Воспитатель. Виряве понравилось, что вы много знаете о птицах Мордовии. О каких птицах мы говорили? (Ответы детей).
Молодцы, что вы отгадали мордовские загадки. Сорока так рада, что вы знаете мордовскую потешку о ней. Выходите на поляну, послушайте пение птиц, которые обитают в наших мордовских лесах. (Включается звукозапись)
- Какой чудесный подарок приготовила нам Вирява. Сорока тоже приготовила вам подарок. (Угощает детей орешками). Скажем им спасибо по – мордовски. (Сюк пря)
- Сорока останется в лесу, и Вирява будет охранять мордовские леса. А нам пора возвращаться в детский сад. По дорожкам вы идите и из леса тихо выходите.