Светлана Лачина
Познавательный проект «Символы России и Мордовии»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Воспитание любви к Родине, через закрепление знаний о символике России и Мордовии.
Задачи:
Образовательные:
Обобщить знания детей об истории возникновения и использования символики;
Развивающие:
Познакомить детей с флагом, гимном, гербом РМ и России
развивать речь детей, активизировать словарный запас (флаг, герб, символика, щиты, использовать художественное слово.
Воспитательные:
Публикация «Познавательный проект „Символы России и Мордовии“» размещена в разделах
- Мордовия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Родина, Россия. Проекты
- Символы России для детей
- Символы России. Проекты
- Темочки
Воспитывать патриотические чувства – любовь к Родине, уважение к символике своей малой родины.
Методические приемы: показ, объяснение, чтение стихотворения.
Материал: административная карта Российской Федерации, государственные символы России и Республики Мордовия.
Предварительная работа: Рассматривание альбома «Мой край», беседа о знаменитых людях Мордовии, чтение мордовских сказок.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, у каждого человека на Земле есть свое имя, отчество и фамилия. Каждый человек гордится своим именем, отчеством, своей фамилией, особенно, если этот человек прославился, например, в спорте, культуре или в искусстве. И такими людьми уже гордится вся страна, и даже весь мир.
Есть свое имя и у нашей Родины.
В какой стране мы живем?
Дети: в России
Стихотворение. «Россия, Россия, Россия»
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия -
Что может быть сердцу милей?
Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, -
Мы в горе и в счастье с тобой!
Россия!
Как Синюю Птицу
Тебя бережем мы и чтим
А если нарушат границу
Мы грудью тебя защитим
И если бы нас вдруг спросили
«А чем дорога вам страна?»
- Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная – одна!
Воспитатель: Ребята о чем это стихотворение? Верно, о России. Нашу Родину можно узнать не только по имени, но и по гимну, гербу и флагу.
Воспитатель: Зачем нужны символы стране?
Дети. Чтобы отличаться от других стран.
Воспитатель: Страна - это большая дружная семья, которая отличается от других стран своим народом, традициями и обычаями.
В Древней Греции и Риме
Пели гимны в честь богов
Распевают гимн и ныне
В школе хор учеников
Только гимн совсем иной
Гимн страны моей родной.
Воспитатель: Гимн – самая главная песня нашей страны, её должны знать все люди, которые живут в России и не только знать, но и относиться к нему с уважением.
Музыку к гимну России написал А. В. Александров, а слова хорошо известный детям и взрослым поэт Сергей Михалков, да, да тот самый, который написал Дядю Стёпу и многие, многие другие детские произведения.
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, когда люди слушают гимн?
Дети: Только в особых случаях, торжественных мероприятиях.
Воспитатель: А как нужно слушать гимн?
Дети: Стоя, из уважения к своему государству, своей Родине
(Прослушивание Гимна России – 1куплет с припевом.)
Воспитатель: Что вы чувствовали когда слушали гимн?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: Все страны мира, все государства, республики, существующие на нашей земле имеют свои гимны, гербы и флаги.
Есть свой гимн и у нашей малой Родины, которая называется?
Дети: Мордовия.
Воспитатель: Как называется столица Мордовии?
Дети: Саранск
Воспитатель: А кто управляет нашей республикой
Дети: Глава РМ
Воспитатель: Музыку к гимну Мордовии написала композитор Нина Кошелева, а слова Сергей Кинякин.
Гимн Мордовии написан на 3 государственных языках: мокшанском, эрзянском и русском. 1 куплет – мокшанский, 2 куплет – эрзянский, 3 куплет - русский, а припев на смеси мокшанского и эрзянского языков.
(Прослушивание 1 куплета с припевом.)
Воспитатель: Ребята многие из вас наверное смотрели по телевизору как наши спортсмены участвуют в соревнованиях, давайте и мы побудем спортсменами
(Физкультминутка «Мы спортсмены»)
Воспитатель: Следующий символ который мы с вами рассмотрим это флаг. Посмотрите внимательно на флаги.
Воспитатель показывает флаги разных стран: Финляндии, Нидерландов, Америки, Украины, России.
Который из них флаг российский? Как вы определили?
Флаг России
Белый цвет – берёзка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
(В. Степанов)
Какой флаг похож на российский? Чем они отличаются?
Люди придавали большое значение цветам флага.
Что означает белый цвет флага? (Чистоту совести, мир)
Что означает синий цвет флага? (Верность и правду)
Что означает красный цвет флага? (Мужество и отвагу)
Воспитатель. По цветам флага можно рассказать о том, какие люди живут в нашей стране. Если красный цвет означает мужество и отвагу, значит, какие люди живут в России?
Дети. Мужественные. - Отважные.
Воспитатель: А по синему цвету определите, какие люди живут в нашей стране?
Дети: Верные и правдивые.
Воспитатель: Если белый цвет означает мир, чистоту совести, то какие люди живут в России?
Дети: Миролюбивые, честные. - Справедливые
Флаг России – триколор,
Три полоски ловит взор.
И у каждой новый цвет,
А у цвета свой секрет.
Снизу красный – самый яркий,
Цвет побед в сраженьях жарких,
Русской кровью что добыты
И народом не забыты.
В середине флага – синий,
Словно Волга по равнине…
Синеву родимых рек
Любит русский человек.
Сверху, словно облака,
Цвет снегов и молока.
Чистый белый – мира цвет,
Говорит он – войнам нет!
(И. Агеева)
Воспитатель: дети, а где можно увидеть изображение флага России?
Дети: на зданиях, в день праздников, в армии солдат, на кораблях, самолетах; во время спортивных соревнований; во время визита правителей, на зданиях, где они встречаются – вывешивают флаги этих государств.
Воспитатель: Ребята, так что же означает государственный флаг?
Дети: Флаг является символом власти.
А теперь, ребята, послушайте стихотворение, и определите о каком символе идет речь?
Этот знак есть у любого,
И у города большого,
У района и страны,
Знать его вы все должны.
Формой он похож на щит,
И цвета здесь яркие.
Как же этот символ — знак,
Ребята, называется?
Н. И. Симоненко
Воспитатель: А сейчас рассмотрим герб нашей Родины:
- Кто изображен на гербе нашей страны в самом центре? (Двуглавый орел)
-Почему у него две головы? (Государство большое, и орел смотрит и на запад, и на Восток нашей страны)
Что на груди у орла? (Щит) - Кто изображен на щите? (Всадник на коне)
Как зовут всадника? (Георгий Победоносец)
Что он держит в руке? (Копье)
Зачем оно ему? (Чтобы победить черного змея)
Воспитатель: Черный змей символизирует зло, а отважный воин Георгий Победоносец побеждает злого змея. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом! Когда люди относятся друг к другу по-доброму, то, какое у них тогда настроение?
Дети: Веселое.
Счастливое.
Жизнерадостное.
Воспитатель: Люди радуются мирному небу, яркому солнцу! Давайте и мы порадуемся солнышку.
Воспитатель: Дети, так что означает герб нашей страны?
Дети: Герб – это отличительный знак нашей страны.
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Собери герб»
(Дети делятся на 2 команды, и собирают герб Мордовии и России, побеждает команда которая первыми соберет герб).
Дети, так что же означает государственный флаг, герб и гимн страны?
Дети: Это символы власти, объединяющие людей.
Воспитатель: Они обозначают единство страны и ее независимость от других государств.
Хотелось бы закончить занятие этими строками:
Ребенок: Под теплым солнцем вырастая,
Мы дружно, весело живем.
Россия, милая, родная
Цвети и крепни с каждым днем!