Анастасия Алямовская
«Моя семья». Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Способствовать формированию у детей среднего дошкольного возраста представления о семье и нравственных нормах.
Задачи:
• Расширять представления детей о составе семьи, о родственных связях.
• Приобщать к общепринятым нормам и правилам поведения.
• Развивать у детей память, логическое мышление и творческое воображение.
• Формировать в детях нравственные категории добра и зла.
• Развивать умение детей четко и полно отвечать на вопросы.
Оборудование: кукла Маша, картинки по теме, контур сердечко (белого
цвета, дидактическая игра «Солнышко и тучка», картинки: дедушки, бабушки, папы, мамы, сестры, брата.
Предварительная работа с интеграцией образовательных областей
(чтение художественной литературы, отгадывание загадок, рассматривание
иллюстраций, знакомство с пословицами о семье, беседа о семье).
Ход занятия
Дети стоят в кругу.
Воспитатель:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Давайте сядем на свои стульчики.
Ребята, я слышу какой – то шорох. (Показываю игрушку девочки Маши). Почему ты гуляешь одна? Оказывается, Маша нагрубила маме с папой и убежала из дома, будет жить одна. Оставайся Маша с нами, дети не должны гулять одни.
- Ребята, а такое бывает, что дети жили одни, чтобы совсем никого родных у них не было?
Дети: Нет. У всех есть мамы и папы, бабушки и дедушки.
Воспитатель: Как, одним словом можно назвать родных?
Дети: Семья.
Воспитатель: Что же такое семья? На этот вопрос мы постараемся с вами найти ответ.
Воспитатель: Семья – это родные люди, которые любят друг друга, живут вместе, помогают друг другу.
- Давайте перечислим, из кого состоит семья
Дети: Дедушка, бабушка, папа, мама, брат (сестра, я.
Воспитатель: Маша, а что ты там спрятала за спиной, покажи, что это у тебя?
Ребята, посмотрите это сердечко, только почему – то оно белого цвета? (Контур сердца.)
Как, вы думаете это теплое сердце или холодное? (Холодное.) Это сердце заколдованное, а нам надо попробовать растопить ледяное, холодное сердце и наполнить его добротой.
Для этого надо ребята, назовем, как в семье относятся друг другу.
Дети: Любят друг друга, уважают, помогают, заботятся.
Воспитатель: Правильно, в семье все любят друг друга. И называют друг друга ласково. Посмотрите, наше сердце стало доброе, веселое.
В каждой семье, царит любовь, дружба. Покажите с помощью объятия рук и выражения лица, как вас любят мама, папа, бабушка, дедушка (прием ассоциативный).
- Сейчас мы с вами и Машей поиграем в игру, которая называется
«Скажи ласково»
(я буду называть членов семьи, а вы будете называть их ласково)
Дочь – доченька, дочурка
Сын – сынок, сыночек
Папа – папочка, папенька, папуля
Мама – мамочка, мамуля.
Дед – дедушка, дедуля
Бабушка – бабуля, бабулечка.
Сестра – сестренка
Брат - братишка
Внук – внучок
Внучка – внученька
Воспитатель: Молодцы, ребята!
- Вот такими ласковыми словами нужно называть своих родных.
- Все должны любить и уважать своих родных – мам, пап, бабушек, дедушек, сестренок, братишек.
- И никогда нельзя их …. Дети : (огорчать,сердить).
игра «Солнышко и тучка»
Воспитатель: Посмотрите, на ковре лежат тучки и солнышки. Я буду предлагать ситуации, которые могут произойти в каждой семье, если она вызывает радость у родных, то вы показываете солнышко, а если плохое поведение, разочарование, то тучку.
-Вы помогли маме вымыть посуду?
- На прогулке испачкали куртку?
- Убрали за собой игрушки?
- Подрался с другом?
- Заботишься о бабушке, она заболела?
- Разбил мамину любимую вазу?
- Поздравил дедушку с днем рождения?
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь немного отдохнем.
(дети выходят на ковер врассыпную, лицом к воспитателю)
Физминутка. «Три медведя».
Три медведя шли домой (Дети шагают на месте вперевалочку.)
Папа был большой-большой. (Поднять руки над головой, потянуть вверх.)
Мама с ним поменьше ростом (Руки на уровне груди.)
А сынок малютка просто. (Присесть.)
Очень маленький он был, (Присев, качаться по-медвежьи.)
С погремушками ходил. (Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.)
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.
Воспитатель: Молодцы! Как хорошо отдохнули. Ну, а теперь предлагаю поиграть в другую игру. Для этого нужно пройти за столы. Готовы?
Дидактическая игра «Собери цепочку»
Воспитатель: Возьмите карточки и разложите людей, изображённых на них, по возрасту (сначала самый младший, затем тот, кто старше и т. д.).
Воспитатель: Хорошо!
- Ребята, а в каждой семье есть взрослые и маленькие. Посмотрите внимательно на картинки и ответьте на вопросы:
Игра «Кто старше, кто моложе»
- Кто старше бабушка или мама?
- Кто младше ребенок или папа?
- Кто старше мама или ребенок?
- Кто младше дедушка или папа?
-Мама моложе, а бабушка – (старше)
-Дедушка старше, а ребенок – (моложе)
-Папа выше, а мама. (ниже).
-Папа большой, а сын. (маленький).
Воспитатель: Молодцы! Справились.
Игра «Корзина добрых дел»
Дети становятся в круг вокруг корзины. По очереди передают корзину, называя доброе дело: мою посуду, поливаю цветы, заправляю кровать…
(Во время игры звучит спокойная музыка.)
Воспитатель: Тебе понравились, Маша? Почему ты загрустила? Оказывается, ребята, Маша тоже соскучилась по своим родителям и не знает, простят ли они её, подскажите ей, как помириться.
Дети: Попросить прощения.
Семья - что в жизни есть важнее?
Тепло родных и нежных рук.
Нет в мире ближе и добрее,
Здесь все простят и все поймут!
И пусть бывают разногласья,
Но ты ведь знай, что любим.
Семья - твоя частичка счастья,
И грустно, если ты один!
Маша благодарит детей и уходит домой.
Итог. Ребята, как вы думаете, Маша правильно сделала, что ушла из дома? В каждой семье вас любят и о вас заботятся.
-Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили с вами сегодня?
-Как вы должны относиться к своим родным?