Марина Катакова
Конспект занятия «Мои любимые бабушки и дедушки» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Воспитывать уважительное отношение к пожилым и старым людям и побуждать к проявлению им сочувствия. Познакомить с Божией заповедью: «Почитай отца твоего и мать твою, и будет тебе хорошо, и будешь долго жить на земле». Учить заботится о бабушке, дедушке. Обогащать словарь детей социокультурными категориями: «заповедь», «память», «забота», «мудрость», «наказ». Вызывать эмоциональный отклик к оказанию помощи своим бабушкам и дедушкам.
Публикация «Конспект занятия „Мои любимые бабушки и дедушки“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Ход занятия.
1. Приветствие. Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте! Собрались все дети в круг, Я – твой друг, и ты – мой друг! Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!
2. Слушаем. Сегодня, ребята я видела, как один мальчик помогал старой бабушке перейти дорогу и ему об этом никто не говорил. Он сделал это сам, потому что понимает, как тяжело бывает старым людям быстро сориентироваться на перекрестке и перейти улицу. Мне этот мальчик очень понравился, потому, что у него доброе сердечко.
Предложить детям закончить предложение «Когда я вижу, как старому человеку тяжело ходить, то.»; «Когда я вижу, как старому человеку тяжело стоять в автобусе, то.»; «Когда я вижу, как старому человеку тяжело нести сумку, то.».
О любви внуков к бабушкам и дедушкам написано много стихов. Вот некоторые из них.
Чтение стихотворения С. Капутикян «Моя бабушка».
Стала бабушка
Старой, хворою,
От ходьбы она устает.
Храбрым летчиком
Стану скоро я,
Посажу ее в самолет.
Не тряхну ее, не качну ее.
Отдохнет она, наконец.
Скажет бабушка :
«Ай да внучек мой,
Ай да летчик мой, молодец!».
Чтение стихотворение Е. Трутневой:
Бабушка наша очень добра, бабушка наша очень стара.
Много морщинок у бабушки нашей, с ними она еще лучше и краше.
Если на лбу у нас появляется шишка, пуговки нет, изорвётся пальтишко.
Или какая другая беда, бабушка нам помогает всегда.
Бабушка теплые варежки свяжет, бабушка вечером сказку расскажет.
Но, не всегда дети и даже взрослые проявляют уважение к старым людям, и об этом говорится в следующем рассказе. «Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке.
Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним».
- Как относились муж и жена к старому человеку?
- За что они обижали дедушку?
- Они исправили свою ошибку?
- А кто им в этом помог?
Сочувствовать – значит чувствовать, как другому человеку больно, грустно, плохо.
- Что вы чувствовали, когда я читала басню?
- Как можно назвать людей, которые смеются над стариками? (Жестокими, безжалостными, бесчувственными).
Обсуждение проблемной ситуации:
1.«У Кати бабушка уже стара, поэтому плохо видит. Раньше она много читала рассказов своей внучке, рассказывала ей сказки, штопала носки. Сейчас она без очков ничего не видит. Катя пришла к ней в гости и попросила прочитать новую книжку, но бабушка не может найти свои очки и предлагает ей заняться чем-нибудь другим. Внучка, услышав отказ, рассердилась на бабушку, сказав, что больше не придет к ней в гости».
- Правильно ли поступила девочка? Почему?
- Что чувствовала бабушка в этой ситуации?
- Можно ли было поступить по-другому?
- Как бы вы поступили на месте девочки?
2. «Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги, смеются».
- Что бы вы сказали о таких мальчиках?
Мудрые советы:
Нельзя смеяться над старыми людьми.
К старым людям нужно относиться заботливо, помогать им.
Старые люди прожили много-много лет и трудились для людей.
3. Беседуем:
- Как вы думаете, каких людей называют пожилыми? (Пожилые - это те люди, которые успели долго пожить. Долго пожили, много узнали, мудрыми стали).
- У вас в доме есть пожилые люди? (Верно, это бабушки и дедушки).
- Расскажите о своей бабушке. Как её зовут? Что она делает дома? Как заботится о тебе. Любит ли она тебя? Как называет тебя? (Рассказы о своих любимых бабушках и дедушках). Вот какие ласковые, добрые, заботливые, любящие ваши бабушки и дедушки.
4. Обобщаем: Было бы очень хорошо, если бы у вас были добрые и тёплые сердечки, чтобы вы замечали кому плохо, и приходили на помощь. У вас есть бабушки и, дедушки. Они старенькие, прожила долгую и трудную жизнь и сейчас слабенькие, часто болеют. О них надо заботиться, жалеть. «Что такое красота – это сердца доброта!». Бог людям дал мудрую заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, и будет тебе хорошо, и будешь долго жить на земле». Их надо очень любить, уважать и заботиться о них.
Немного народной мудрости (дети читают по очереди).
• Не смейся над старым, сам скоро будешь старцем.
• Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.
• Кто родителей почитает, тот во веки не погибает.
• Уважай старших, от совета их голова не болит.
• Не смейся над чужой бедой, сам можешь в ней оказаться.
• Молодость – не грех, а старость – те смех.
• Молодой умок старым умом крепится.
• Не спеши языком, торопись делом.
• Самое лучшее наследство-воспитанность.
• Добрые -детки дому венец, а плохие детки-дому конец.
• Один добрый пример лучше ста слов.
5. Играем: Бабушки очень любят играть с внуками, и взрослый предлагает разучить одну веселую игру. Проводится игра «Бабушка Маланья» (З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова). Задача ребенка - придумать интересные движения к этой потешке. Водящий становится в круг, а дети берутся за руки и начинают запевать песенку, сопровождая ее выразительными движениями. У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей,
Семь сыновей,
Все без бровей.
С такими глазами,
С такими ушами,
С такими носами,
С такими усами,
С такой головой,
С такой бородой.
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее глядели,
Делая вот так.
Движения: дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки. Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза» и «большой нос» и т. п. Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение.
Правила игры: тот, кто стоит в центре круга, должен сам придумать, как изобразить детей бабушки Маланьи. Все участники хоровода повторяют движения ведущего.
Ролевая гимнастика: с помощью мимики и пантомимики показать:
• старого, уставшего дедушку;
• грустную бабушку;
• улыбающуюся бабушку.
6. Творим, рисуем, радуемся: Делаем альбом: «Мудрые наказы наших бабушек и дедушек». Предложить детям красиво оформить лист бумаги. А бабушка напишет наказ внуку (внучке, а затем оформим альбом «Мудрые наказы наших бабушек».
7. Прощалочка: Как вы думаете, когда люди дарят друг другу сердечки? (Ответы детей). И вот сегодня своим бабушкам и дедушкам вы тоже подарите сердечки. Воспитатель передает в руки детям волшебную шкатулку, из неё дети берут сердечки и дают обещания во всё м помогать пожилым людям: бабушкам и дедушкам.
Жалейте каждого больного
Всем сердцем, всей своей душой
И не считайте за чужого,
Какой бы ни был он чужой
Пусть к вам потянется калека
Как к доброй матери – дитя.
Пусть в человеке человека
Увидит сердцем, к вам летя.
И будет радостно вам снова
Вся эта грустная земля…
Жалейте каждого больного,
Ему сочувствие даря (И. Северянин).
Давайте пообещаем себе и друг другу, что всегда будем замечать горе других, будем уважать старость, помогать пожилым людям. До скорой встречи, мои хорошие!
Конец занятия