Ксения холкина
Мастер-класс на методической конференции среди педагогов ДО «Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников»
▼ Скачать +Заказ
Орг. момент
Добрый день, уважаемые коллеги!
Хочу начать свое выступление с цитаты «Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения» Ж. Тассо
С каждым годом увеличивается количество детей в психическом, речевом, физическом развитии и ставит перед нами педагогами задачу поиска эффективных форм и приёмов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях ДОУ. Проанализировав методическую литературу и интернет-источники, я остановилась на иновационном методе в работе с детьми-кинезиология.
Публикация «Мастер-класс на методической конференции среди педагогов ДО „Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Тема мастер-класса «Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста через кинезиологические упражнения». (слайд 1)
Цель мастер-класса: Повышение уровня знаний педагогов по использованию кинезиологических игр, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ.
Задачи:
1. Познакомить участников семинара-практикума с иновационной технологией в работе с детьми- кинезиология.
2. Показать участникам-мастер-класса последовательность действий и приемов работы по применению кинезиологических упражнений.
3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком.
Оборудование: листы A4, ручки, пособие «Зеркальные рисунки», конвертики с парными картинками, конвертики с камешками, конвертики с геометричекими с фигурами, «Нейрокарточки», «Трафареты», презентация, проектор, ноутбук, карточки с нейродорожками.
Информационный этап
Что же такое «кинезиология»? В переводе на русский язык «кинезиология»- обозначает гимнастика мозга или наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Это гимнастика мозга. (слайд 2)
Головной мозг у нас состоит из двух полушарий. Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное восприятие.
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Предлагаю вам прямо сейчас определить, какое полушарие доминирует именно у вас. Возьмите чистые листы и ручки в обе руки. Одновременно обеими руками нарисуйте что-нибудь, например, дерево.
Межполушарное взаимодействие можно развить с помощью: (слайд 3)
• Игр и упражнений на развитие тонких кистей рук;
• Игры и упражнение на развитие общей моторики и координации движений, пространственной ориентации;
• Зеркальное рисование;
• Кинезиологические упражнения.
Я выбрала один из эффективных приемов в работе с дошкольниками - это кинезиологические упражнения.
Именно комплексы кинезиологических упражнений - система быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому ребенку. Эта простая гимнастика развивает и правое и левое полушарие головного мозга одинаково. Эти упражнения даже самого неспособного ребенка делают успешным.
Игры на активизацию межполушарных взаимодействий можно использовать с самого раннего детства, как в индивидуальной, так и в групповой работе
Что включают в себя комплексы упражнений?
Растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие.
Остановимся поподробнее на упражнениях, для развития мелкой моторики.
Перед тем, как выполнить те или иные упражнения необходимо познакомиться с требованиями по проведению кинезиологических упражнений.
Сегодня я предлагаю вам выполнить несколько простых, но действенных кинезиологических упражнений для рук вместе с нами. Эти упражнения необходимо проводить ежедневно. Ребенок выполняет вместе с взрослыми, затем самостоятельно по памяти, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе.
1.«Оладушки» Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая – на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая – ладонью вверх, а левая ладонью вниз. По мере усвоения – движения ускорять. (слайд 5)
Мы играли в ладушки – жарили оладушки.
Так пожарим, повернем и опять играть начнем.
Менять положение рук при этом проговаривать слоги: са-ша, ал-ол
2. «Червячок в яблочке». Дети показывают два кулачка (яблочки, на првом кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок, затем по хлопку меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляет вверх, а на правом убирают. Нельзя. Чтобы два червячка встретились.
3. упр-е «Зайчик-колечко-цепочка» (слайд 6)
«Зайчик»
Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.
Прыгнул заинька с крылечка
И в траве нашел колечко.
А колечко не простое –
Блестит, словно золотое.
«Колечко»
Указательный и большой пальцы соединяются. Средний, безымянный, мизинец вытянуты вперед.
«Цепочка»
Поочередно соединяем большой палец с указательным, со средним и т. д. и через них попеременно «пропускаем» «колечки» из пальчиков другой руки. Проговаривать при этом слоги: са-са-су-сы
4. Упражнение «Лягушка»: смена трех положений руки кулак-ребро-ладонь.
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак-ребро-ладонь).
кулака и ладони. Подышать, быстро меняя положение кулака и ладони попеременно. На каждое положение произносить свистящие звуки: с, з, ц
5. «Змейка».
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкенизий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
Сейчас я предлагаю вам поделиться на микрогруппы и выполнить задания.
• Нейродорожки (слайд 7)
Задания для ребенка:
- проведи по линии правой рукой;
- проведи по линии левой рукой;
- проведи по линии двумя руками одновременно;
- проведи по линии указательным пальцем (большим, средним, безымянным, мизинцем)правой руки;
- проведи по линии указательным пальцем (большим, средним, безымянным, мизинцем)левой руки;
- провести по линии указательными пальцами (большими, средними, безымянными, мизинцами) обеих рук.
• Трафареты (слайд 8)
Шагаем пальчиками по трафарету. На квадрат ставим один пальчик, на прямоугольник – два пальчика.
• Нейрокарточки «Различаем звуки»
Данное пособие направлено на автоматизацию, дифференциацию звуков раннего и позднего онтогенеза.
Вам необходимо проговорить слова (дом-том) и одновременно показать позу руки.
Пособие «Зеркальные рисунки» (слайд 9)
ЗАДАНИЕ 1
• На поле в клетках педагог зеркально располагает предметы. Педагог называет место расположения предметов, а ребенок показывает их одновременно двумя руками. Например: покажи предметы, которые лежат во втором ряду снизу, в третьей клетке от центра.
ЗАДАНИЕ 2
• Педагог дает ребенку задание - возьми в каждую руку по зеленому камешку, положи правой рукой в правый верхний угол и т. д.
• Усложнение: положи объекты на клетку выше, ниже, между предметами, по горизонтали, вертикали, справа, слева от предмета.
ЗАДАНИЕ 3 (слайд 10)
• Ребенку предлагается образец выложенных в линию разных по цвету и форме фигур, а ребенок двумя руками одновременно от центральной линии к краям должен выложить фигуры в том же порядке.
• Усложнение: выложить последовательно разные по форме, материалу, размеру предметы.
ЗАДАНИЕ 4
• Педагог раскладывает 2 набора одинаковых предметов на левую и правую сторону поля в любом порядке, ребенок показывает одновременно двумя руками одинаковые предметы.
Регулярное выполнение комплексов кинезиологической гимнастики способствует: (слайд 11)
• активизации межполушарного взаимодействия;
• синхронизации работы полушарий;
• оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта;
• улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей;
• снижает утомляемость;
• повышает способность к произвольному контролю;
• способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи.
Итог мастер-класса
В своей работе я стараюсь регулярно применять игры на активизацию межполушарного взаимодействия. У детей видна стабильная динамика в развитии познавательных способностей. А это, в свою очередь, приведет к улучшению качества устной и в дальнейшем письменной речи.
Спасибо за активное участие! (слайд 12). Надеюсь данный мастер-класс был вам полезен, и вы сможете применить игры и упражнения в практической работе с воспитанниками.
Рефлексия
Выразите одним словом свое мнение или впечатление о мероприятии, не повторяя высказывания (педагоги передают мяч друг другу, высказываются).
Что было сложно и что было легко?
Творческих всем успехов!