Ирина Олейник
Детский эколого-педагогический проект «Маскировка насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Детский эколого-педагогический проект
Тема «Маскировка насекомых»
Направление Экологический
Название организации Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17 «Пингвин» комбинированного вида
Участники воспитатели,родители, дети,
Команда «Муравей»
Девиз «Больше дела, меньше слов»
Вид проекта Информационно-исследовательский
Деятельность долгосрочный
Публикация «Детский эколого-педагогический проект „Маскировка насекомых“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Маски и театральные шапочки для детей своими руками
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2024
Содержание проекта
Цель Углубление знаний детей о многообразии насекомых, населяющих наш родной край, выявление степени их значимости для окружающей нас природы, формирование ценностного отношения к живой природе.
Задачи - учить выделять характерные признаки насекомых родного края (бабочка, муравей, жук, комар, муха, пчела, кузнечик);
- познакомить со средой обитания насекомых, способах их передвижения, значимости для живой природы и людей;
- узнать о способах защиты от врагов;
- познакомить с понятием мимикрия насекомых;
- способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Гипотеза Многие виды насекомых не могли бы существовать без умения маскироваться под свою среду обитания (без навыков «играть в прятки»).
Ожидаемый результат - у детей появится интерес к объектам природы – насекомым;
- научатся исследовать, определять и называть характерные признаки насекомых : бабочки, муравья, жука, пчелы, кузнечика, комара, мухи;
- узнают о пользе, которую приносят насекомые людям и растениям,о взаимосвязи всего живого в природе;
- научатся обобщать информацию и составлять мнемотаблицы для рассказывания, используя полученные знания в исследовательской деятельности;
- у ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- дети узнают, как маскируются насекомые, чтобы выжить;
- ребята будут бережно относиться к природе, сформируется потребность активного участия в экологической деятельности.
Ресурсное обеспечение проекта - уголок экологии и экспериментирования в группе;
- методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т. д.);
- библиотечка юного эколога;
- сборник художественной литературы “Всё о насекомых»
- инструментарий для исследований, наблюдений за насекомыми (лупа, микроскоп, фотоаппарат).
Почему выбрали данное направление В начале лета из энциклопедии, мы с детьми узнали, что насекомые одни из первых появились на Земле и составляют 80% всего живого на нашей планете. Ребятам стало интересно:
- где и как они живут?
-вред или пользу они приносят?
- почему насекомых так много на Земле, а на прогулке их почти не видно?
Реализация проекта
Этапы реализации проекта Первый этап - подготовительный
• изучение литературы
• поиск информации в интернете, научно-познавательной и художественной литературы;
• сбор информации в ходе беседы, какие знания у детей о насекомых;
• анкетирование родителей:
- Знаете ли вы о способах маскировки насекомых?
- С какой целью насекомые маскируются?
Тест онлайн для малышей на тему «Насекомые»
Вывод:выяснилось,что у детей недостаточные знания о насекомых, их образе жизни и пользе в природе. Не все родители знают о способах маскировки и как они это делают.
• чтение познавательной литературы
• подбор методической литературы, подвижных, дидактических, настольно-печатных игр;
• определение цели проекта, этапов работы в ходе реализации проекта;
• оформление предметно-пространственной среды группы
Вывод:организована предметная среда в группе детского сада. подобраны материалы по данной теме. Составлен план проекта, этапы его реализации, сценарий представления проекта.
Второй этап - основной
Работа с детьми
Наблюдения за насекомыми в естественных условиях:
- Как и куда прячутся насекомые. Кто, где живёт? Как насекомые приспособились к жизни в природе?
- Исследовательская деятельность: строение, покровительственная окраска.
Вывод: в ходе самостоятельных наблюдений, исследований и накопленных знаний из разных источников, дети научились делать выводы, умозаключения о том, что насекомым необходимо прятаться, чтобы не стать лёгкой добычей для врагов.
Без насекомых невозможна жизнь на Земле, потому что всё в природе взаимосвязано.
• фотовыставка «Насекомые в природе»;
• конкурс рисунков «Необычное насекомое»;
• моделирование из бумаги «Стрекоза», «Муравей», «Божья коровка»
• театрализованная постановка «Под грибом» В. Сутеева
• лэп-бук «Насекомые»
- игры:«Куда спрятались насекомые», «Угадай, о ком загадка?»
- игры-тренинги МИМИКРИЯ - «Я –дерево», «Я – куст», «Я – цветок», «Я – муравейник» и т. д.
- игры-тренинги МАСКИРОВКА - «Стань невидимым», «Найди меня», «Отыщи жука», «Я - гусеница», «Я-муравей» и т. д. :
- беседы «Насекомые – кто они такие?», «Пчелы - самые близкие друзья человека»;
-познавательные минутки
«Эти удивительные насекомые»;
- чтение художественной литературы:
К. Чуковский «Муха – Цокотуха»; И. Соколов-Микитов «Кузнечик», «Рой»; Д. Эйза «Пчелы», В. Драгунский «Он живой и светится», В. Сухомлинский «Пусть будет соловей и жук»;
- развлечение:«Мы на луг ходили»
- пальчиковые игры: «С кем дружит цветок», «Насекомые», «Пчела», «Жуки»
- физминутки «Трудолюбивая пчелка», «Жук», «Бабочка», «Муравей», «Стрекоза».
- подвижные игры: «Пчелы», «Ловля бабочек», «Медведь и пчелы», «Поймай комара»;
- дидактические игры «Четвертый лишний», «Сложи картинку», «Тихий – громкий», «Кто, что умеет делать», «На полянке»;
- сюжетно – ролевая игра «Зоомагазин», «Музей насекомых»;
- клубный час: «Учимся прятаться у насекомых», «Мимикрия. Что это?»;
- эко-акция «За природу мы в ответе».
Работа с родителями
- анкетирование «Экологическое воспитание дошкольников»;
- консультации:«В союзе с природой» ;
- памятки и буклеты:«Берегите природу»;
- практикум: «Мнемотаблицы» (сбор материалов, обобщение полученных знаний и составление совместно с детьми мнемотаблиц по теме: «Насекомые").
Вывод:в ходе реализации данного этапа, дети научились выделять отличительные признаки насекомых, их форму, цвет, окраску; способы передвижения и способы маскировки. Использовали полученные знания в дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных играх, а также в театрализованной деятельности. В продуктивных видах деятельности дети научились передавать характерные особенности внешнего вида насекомых.
Третий этап –заключительный
Подведение итогов работы, оценка результатов
Опыт детей в направлении познавательное развитие по теме: «Насекомые» обогатился за счёт использования разнообразных методов и приёмов, а также активного включения родителей в проектную деятельность.
В ходе реализации проекта дети много исследовали, познавали о жизни насекомых, населяющих наш родной край; вместе с родителями узнали о пользе насекомых в природе и для человека, о способах их приспособления к жизни в природе; дети сделали вывод о том, что насекомые играют важную роль для всего живого на Земле, их нужно беречь!
- создан видеофильм «Маскировка насекомых» -представление проекта;
- оформлен паспорт проекта;
- обобщен опыт для представления педагогической общественности ДОУ.
Литература
1. Зотова Т. В. «Азбука природолюбия»
2. Анцыперова, Т. А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе / Анцыперова Т. А. // Детский сад от А. до Я. - 2009. - № 1. - С. 152-158.
3. Бобылева, Л. К природе - с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О. // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. - С. 38-43.
4. Веревкин, И. Активные формы и методы воспитания экологической культуры дошкольников / Веревкин И., Чиженко Н. // Детский сад от А. до Я. - 2008. - № 6. - С. 101-103.
5. Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников / Воронкевич, О. А. // Дошкольная педагогика. - 2006. - №3. - С. 23 - 27.
6. Зеленкова, О. С. Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей / Зеленкова О. С. // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 1. - С. 57.
7. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание дошкольников / Николаева, С. Н. // Педагогика. - 2007. - №5. - С. 22 - 27.
8. Николаева, С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 112 с.
9. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. Н. Николаева. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2011. - 224 с.
10. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 336 с.
11. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе/ авт. -сост. С. В. Машкова [и др. ]. - Волгоград: Учитель, 2012. - 174 с.
12. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду : методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Соломенникова О. А. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 104 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Игра «Куда спрятались насекомые?».
Воспитатель: Ожидается сильный ливень. Все насекомые спрятались, попробуйте отыскать их. Дети ищут насекомых, спрятавшихся в группе. Младшие дети могут просто узнать и назвать предложения о том, где спряталось насекомое :
- Гусеница под яблоком.
- Бабочка укрылась под ромашкой.
- Усатый жук заполз под куст и т. д.
Игра «Угадай, о ком загадка»
Дети продолжают держать найденных бумажных насекомых в руках. Воспитатель поочерёдно загадывает загадки, дети дружно отгадывают. Дети, у которых соответствующие насекомые, пролетают круг по группе и т. д.
Загадки о насекомых
Муравей
Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом.
Пчела
Сок цветов душистый пьёт,
Дарит нам и воск, и мёд,
Людям всем она мила.
А зовут её пчела.
Жук
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу. Когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
Бабочка
Она легла красива,
Изящна, легкокрыла,
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок.
Подвижная игра «Превращения»
Воспитатель: Теперь дети, мне хочется поколдовать: «Раз, два- вот и фея теперь я». А вас я превращу волшебной палочкой в насекомых.
Воспитатель называет насекомых, а дети летают, прыгают, порхают, издавая характерные звуки.
Воспитатель: комар
Дети: З-з-з-з-з….
Воспитатель: пчела
Дети: Ж-ж-ж-ж….
Воспитатель: муха
Дети: з-з-з-з-з….
Воспитатель: шмель
Дети: ж-ж-ж-ж….
Игра «Четвёртый лишний»
Воспитатель: Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с птицами и животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний».
Заяц, ёж, лиса, шмель;
Трясогузка, паук, скворец, пчела;
Бабочка, стрекоза, енот, пчела;
Кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
Таракан, муха, пчела, майский жук.
Копилка вопросов для беседы
Назовите лесные цветы. Какие они? На что похожи? Кого они привлекают?
Для чего нужны цветам насекомые?
По каким признакам можно определить, что это насекомое?
Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых 6 лапок).
А паук - это насекомое?
Назовите полезных насекомых?
Какую пользу приносят пчёлы, бабочки, муравьи? Пчёлы опыляют цветы, дают нам мёд, и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.
Игра «Подбери слово»
Воспитатель: Я прочитаю вам слова. А вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю…пчеле …таракану.)
Словарь: Муравейник, зелёный, порхает, мёд. Паутина, квартира, тли, большие глаза, гусеница, защитная окраска, пыльца, рой.
Наблюдение за насекомыми на прогулке
Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на бабочек, которые порхают с цветка на цветок. Отмечаем и сообщаем детям, что бабочка умеет складывать крылья, если потрогать крылья бабочки пальцами, она может больше уже не полететь, потому что на её крылышках со трётся тоненькая пыльца и они будут болеть. Воспитатель призывает не ловить бабочек, а любоваться ими.
Можно встретить мотылька и прочитать стихотворение Л. Модзолевского «Мотылёк»;
Расскажи мотылёк,
Чем живёшь ты, дружок?
Как тебе не устать
День-деньской всё порхать?
- Я живу средь лугов
В блеске летнего дня;
Ароматы цветов-
Вот вся пища моя!
Но короток мой век-
Он не долее дня;
Будь же добр, человек,
И не трогай меня!
Затем можно предложить детям понаблюдать за насекомыми в траве, рассмотреть их внешний вид, как передвигаются.
Воспитатель обращает внимание, что в густой траве муравьи спешат, бегут, каждый чем-то занят, что-то несут. Осторожно разводя руками траву, педагог комментирует: «все уважают муравьёв за то, что они всё время трудятся, никого не обижают. Мы тоже отойдём, не будем им мешать.
Подвижная игра «Маскировка», «Мимикрия насекомых»
Тест онлайн для малышей
Цель: определить критерии сформированности знаний по теме : «Насекомые»
Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»
1. Как называют этого жука в народе?
Божья коровка
Жук-пожарник
2. Что это за насекомое?
Сверчок
Таракан
Кузнечик
3. В кого превратится гусеница?
В жука
В бабочку
В прекрасную принцессу
4. Из чего вылупляются эти бабочки?
Из имаги
Из коробочки
Из куколки
5. Кто кусается у комаров?
Самец
Самка
6. Кто делает мед, который собирают люди?
Осы
Пчелы
Шмели
7. Как называется это насекомое-вертолет?
Стрекоза
Бабочка
Мотылек
Тест онлайн для малышей
Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»
1. Кто такая гусеница?
Личинка комара
Личинка бабочки
Личинка стрекозы
2. Где у гусеницы располагаются глаза?
По бокам головы
На затылке
Нет глаз вообще
3. Сколько пар ног у большинства гусениц?
3
5
10
4. Чем не питаются гусеницы?
Листьями
Цветками
Мясом
5. Сколько мускул у гусеницы?
Около 4000
Около 10000
Ни одной
6. Какой длины может достигать шёлковая нить тутового шелкопряда?
До 100 метров
До 1500 метров
До 500 метров
7. Способны ли гусеницы жить зимой?
Да
Нет
8. Какого вида гусениц не существует?
Гусеница «жгучая роза»
Гусеница-кокетка
Гусеница-прелестница
9. Могут ли гусеницы кусаться?
Да
Нет
10. На что похожи некоторые виды гусениц?
На пальму
На кактус
На елку
Задание: «Мир насекомых»
Цель: выяснить, что детям известно о многообразии мира насекомых, известны ли особенности строения и образа жизни.
Материал: картинки с изображением насекомых родного края. Стадии роста и развитии бабочки, муравья.
1. Назови, насекомых, которых знаешь, почему они так называются?
2. Какие насекомыеприносят пользу в природе? Как они это делают?
3. Назови из каких частей состоит насекомое?
4. Где живёт дождевой червяк? Что он делает с почвой?
5. Почему паука не насекомое?
6. Сколько лап у насекомого?
7. Какие живые организмы можно увидеть под микроскопом?
8. Покажи насекомое на картинке, назови его. Чем насекомые отличаются других животных?
9. Как животные приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?
10. Посмотри на картинки и распредели их по группам: звери, птицы, рыбы, насекомые.
11. Разложи картинки с изображением стадий развития и роста насекомого. Что сначала, что потом?
12. Относятся ли насекомые к живым существам? Как ты это определил?
13. Сравни муху и комара.
14. Почему нужно охранять исчезающихнасекомых? Что такое «красная книга»?
Инструкция к проведению
Беседа по картинкам, обыгрывание ситуаций, рассматривание таблиц.
Критерии оценки:
1. Ребёнок даёт полный ответ, правильно показывает предмет на картинке,
понимает смысл вопроса – 3 балла.
2. Ребёнок делает ошибки, отвечает с помощью наводящих вопросов
воспитателя – 2 балла.
3. Ребёнок допускает много ошибок, не может ответить и показать по
картинке – 1 балл.
Высокий уровень - 40 – 45 баллов.
Средний уровень – 25 – 30 баллов.
Низкий уровень – 10 – 15 баллов.
Сводная таблица результатов сформированности знанийи навыков по теме : «Насекомые»
15 детей -100%
июнь Навык сформирован В стадии формирования Навык не сформирован
- 9(60%) 6(40%)
август Навык сформирован В стадии формирования Навык не сформирован
3(20%) 12(80%) -
Вывод: из результатов таблицы видно, что навык сформирован у 20% детей к концу проекта, в стадии формирования - 80% детей.
Программное содержание:
Цель: взаимодействие с детьми в режиме диалога на тему: «Насекомые».
Информационный блок.
- На нашей Земле существует более миллиона различных видов насекомых. Они живут повсюду, за исключением морских глубин. У многих из них шесть ног, пара усиков, одна-две пары крыльев и тело, состоящее из трех частей. Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них.
1. У реки, над камышами, вот с та-а-а-акущими глазами, Зависает вертолёт. Пассажиров не берёт! И пропеллер. И глаза. Кто же это -.! Стрекозы – одни из самых красивых насекомых. Их можно увидеть солнечным летним днем над водой. Они бывают разных цветов: синие, зеленые, черные… У стрекозы четыре сетчатых крыла, это помогает ей быстро летать, а удлиненное словно руль тело направляет ее в полете. Ее большие глаза переливаются всеми цветами радуги! Они занимают почти всю голову и состоят из 28 тысяч мелких глазков. Стрекоза прожорлива и постоянно охотится. Она питается мелкими насекомыми : комарами, жуками, мухами, мотыльками. За час стрекоза может съесть 40 мух. Стрекозы активны все лето, а осенью впадают в спячку. Эти насекомые могут даже предсказывать погоду. Если она не портится, они ведут себя спокойно, а перед непогодой собираются в стайки и начинают издавать громкие звуки, трепеща крыльями.
2. На вид, конечно, мелковаты, но всё, что можно, тащат в дом. Неугомонные ребята вся жизнь их связана с трудом. Самый сильный на земле - муравей! Да, да, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес, а слон при весе 5 тонн с трудом может поднять 1,5 тонны. Муравей, по сравнению со слоном, настоящий силач. А еще муравьи - великолепные строители. Какие прекрасные терема-муравейники они строят! Муравейник - это многоэтажный дом, теплый, уютный, многоквартирный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Население в одном муравейнике - несколько сот тысяч жителей. Как целый город! Правит в муравейнике муравьиная принцесса. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, став почтенной матерью большого семейства, самка отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яйца, из которых позже появляются личинки. Заботятся о них рабочие муравьи, они кормят личинок, ухаживают за ними. Охраняют муравейник муравьи - солдаты. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.
3. Он зелёный, прыгучий, совершенно неколючий, на лугу весь день стрекочет, удивить нас песней хочет. Кузнечики окрашены в зеленые или коричневые цвета, что служит для них отличной маскировкой. Они совсем не видны в густой луговой траве. У кузнечиков очень мощные, длинные задние ноги. С их помощью они могут совершать очень далекие прыжки, которым позавидуют, и другие признанные прыгуны животного мира Кузнечики – необычные насекомые. Орган слуха у них находится на ногах, а стрекочут они… крыльями. Каждый вид кузнечиков стрекочет по-своему. Как правило, стрекотать могут только самцы, однако есть виды, у которых стрекочут и самки. Одни кузнечики питаются растительной пищей – поедают виноградные листья, цветы и почки, любят кусты чая, цитрусовые растения. Другие виды кузнечиков питаются мелкими насекомыми – мухами, мелкими бабочками и их гусеницами. Летом самка кузнечика откладывает в землю по 70–100 яиц. Весной из них появляются личинки. Они зеленого цвета с коричневой или черноватой полосой на спине.
4. Живёт, собою Землю украшая, порхает с лепестка на лепесток! При этом тишину не нарушает, она сама – летающий цветок! На луговых просторах разнотравья, в степи и на полях в период цветения различных растений всегда можно увидеть множество бабочек. Они ласкают взор человека, являясь украшением природы. Известно 140 000 видов этих прекрасных созданий. Как по цвету, так и по величине бабочки бывают очень разнообразны. Их крылья покрыты микроскопическими разноцветными чешуйками, похожими на блестящую пыль, которые помогают бабочкам летать. Эти насекомые питаются сладким нектаром цветов и тем самым способствуют опылению растений.
5. Домовитая хозяйка полетает над лужайкой. Похлопочет над цветком –он поделится медком. Пчела - это “великая труженица”. Часто её можно увидеть на лугах и в садах. Она живёт в семье. Пчелиная семья включает до 80 тыс. пчёл, основную часть которой составляют рабочие пчёлы. В семье обязательно есть одна самка матка, способная откладывать яйца, и несколько сотен самцов - трутней. Рабочие пчёлы строят из воска соты, в которых содержат личинок. Весной, летом и осенью пчёлы усиленно запасают мёд. Мёд, прополис, пчелиный яд и другие продукты пчелиной семьи имеют большое значение в жизни человека.
6. Надевает эта крошка платье красное в горошек. И летать умеет ловко Это… Мы знаем божью коровку как маленького красного жучка с чёрными точками. На самом деле это насекомое имеет очень разнообразную окраску. На первый взгляд эти жучки кажутся мирными, но большинство из них активные и прожорливые хищники. Они уничтожают массу различных вредителей сада и поля - тлей, червецов, щитовок, мелких личинок и куколок. За день этот хищник истребляет от 50 до 270 тлей, чем приносит огромную пользу хозяйству человека. Сама же божья коровка несъедобна для большинства птиц и животных. О каких насекомых мы с вами сегодня говорили? Что интересного вы узнали? Расскажите, как нужно охранять и беречь природу?
Практический блок. Творческие задания.
Аппликация «Божья коровка»
Задачи:
- обучающие: продолжать воспитывать у детей интерес к аппликации, правильно использовать кисть и клей, салфетку, учить разрезать круг пополам, располагать детали в определенном порядке. – развивающие: развивать композиционные умения.
- воспитательные: воспитательные задачи: Учить бережно и внимательно относиться к родной природе.
Материалы: картон основа, черные квадраты большие (брюшко, черные квадраты маленькие (голова, красные квадраты, клей, ножницы, черные фломастеры, крупная иллюстрация, белые квадратики (глазки)
- Ребята к нам прилетела необычная гостья, но она не хочет вам показываться, пока вы не отгадаете про нее загадку:
Красненькие крылышки, черные горошки. Кто это гуляет по моей ладошке?
Это божья коровка. Давайте рассмотрим ее.
Форма, размер, окрас. Красного цвета, круглая, на крыльях черные круглые точки.
Раньше, давным-давно этого жучка называли – «солнышко». А сейчас мы его называем божья коровка. Почему? Божья –потому, что жук маленький и кажется безобидным. По руке он бежит не торопясь. Но прикоснись к нему легонько, и из сгибов ножек тут же выделится оранжевая жидкость – “молочко”, как говорят в народе. Вот почему – коровка! Птице или ящерице, которая захотят поймать жучка, это “молочко” сразу перебьё т аппетит: оно едкое и отвратительно пахнет. А ведь жучок заранее предупреждает всех своей яркой окраской: не тронь меня, я не съедобен!
Вот божья коровка раздвинула жесткую спинку – надкрылья, расправила спрятанные под ним два тонких перепончатых крылышка и полетела. Жесткие надкрылья в полете не участвуют, а только помогают жучку планировать. Божья коровка, несмотря на безобидный вид, хищница. Поедает она малоподвижных тлей – вредителей растений.
В день эта кроха уничтожает почти сто тлей или триста их личинок.
Одна божья коровка за свою жизнь откладывает около четырехсот яичек. Их каждого выводится личинка, которая тоже питается тлёй. Она растет и меньше, чем через месяц окукливается. Куколка приклеивается к листикам и повисает вниз головой. Вскоре из нее выходит взрослая божья коровка. Наша божья коровка совсем одна, ей нужны помощницы. Попробуем ей помочь?
Физминутка «Божьи коровки»
Мы божьи коровки (прыжки).
Быстрые и ловкие (бег на месте!
По травке сочной мы ползем (волнообразные движения руками,
А после в лес гулять пойдем (идем по кругу).
В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем…
Устали ноги от ходьбы (наклоны! И кушать мы давно хотим (гладим животик…
Домой скорее полетим («летим» нас свои места!
Этапы работы:
Мы с вами будем конструировать божью коровку из бумаги.
1. Для начала, вырезаем из квадратов черного и красного цвета круги разного размера, Это будет голова и тело насекомого.
2. Теперь нужно сложить крылья. Наша божья коровка хочет взлететь и поэтому она расправляет свои крылышки. Наклеиваем два полукруга. Нужно сложить круг пополам и потом разрезать на две части по линии сгиба ножницами.
3. Потом наклеиваем точки на крылья, глазки на голову.
Итог:
- Замечательные жучки у вас получились. Совсем,как настоящие. Это потому, что вы очень старались. Я думаю, ваши божьи коровки обязательно подружатся с нашей гостьей, и помогут ей оберегать природу от вредителей.
Моделирование из бумаги с элементами аппликации: «Стрекоза», «Муравей».
Задачи:
- обучающие: продолжать знакомить детей с техникой работы с бумагой.
- развивающие: развивать мелкую моторику рук; логическое мышление, память, воображение. – воспитательные: воспитывать бережное отношение к насекомым; интерес к художественным произведениям; умение доводить начатое до конца.
- Сегодня мне хотелось бы начать прочитать басню, вы внимательно ее послушайте и приготовьтесь отвечать на мои вопросы. (чтение басни сопровождается показом иллюстраций). Басня называется: «Стрекоза и Муравей»
Вопросы:
1. Назовите главных героев басни. 2. Зачем стрекоза обратилась за помощью к муравью? 3. Как вы думаете, почему стрекоза обратилась за помощью именно к Муравью? 4. Чем занималась стрекоза летом? 5. Как ей живется зимой? 6. Каким вы представляете себе муравья? 7. Какой вы представляете себе стрекозу? 8. Чему учит нас эта басня?
Сегодня я предлагаю вам изготовить того героя басни, который вам понравился, опираясь на схему (показ образца)
(Показ и объяснение).
Пальчиковая игра «Стрекоза»
Утром стрекоза проснулась, потянулась, улыбнулась
Раз-росой она умылась,
два-изящно покружилась
Три нагнулась и присела, на четыре-полетела
У реки остановилась, над водою закружилась.
Итог:
- Ребята, скажите, что было самое трудное при выполнении данной работы? Что вам удалось сделать? Мне очень приятно, что вы старались выполнять свою работу аккуратно, самостоятельно, опираясь на схему.