Васильева Светлана
Конспект занятия «Красна изба деревянная, ласкова хозяюшка желанная»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщение детей к истокам и традициям русской народной культуры, устному народному творчеству. Воспитание любви к Родине и гордости за нее.
Задачи: - автоматизация звуков в речи;
- развитие чувства ритма, мелкой и общей моторики;
- развитие связной речи;
- развитие памяти, внимания, мышления, эстетического вкуса.
Ход занятия:
1. Дети вошли и поздоровались.
Публикация «Конспект занятия „Красна изба деревянная, ласкова хозяюшка желанная“» размещена в разделах
- Посмотрите! Перед нами какой интересный дом. А хозяев дома нет, хотя и дверь приоткрыта. Давайте позовем хозяев. Как вы думаете, можем мы войти? – (ответы детей).
- В старину двери никогда не закрывали, даже если уходили из дома. Любой путник, если он нуждался в приюте, мог зайти погреться, отдохнуть. (входим)
- Ах, какой просторный дом! А как в старину называли дом?
-Изба.
- А из чего строили избу? – (ответы детей).
- Походите по избе. Что же вы увидели? - уточняем что и из чего сделано (употребление прилагательного «деревянный»). Дети называют предметы: стол, лавка, сундук, люлька, полка…
- У меня для вас есть сюрприз. Вот корзина. Как вы думаете, из чего она? – (ответы).
- Да, она тоже из дерева. А теперь садитесь и давайте рассмотрим, что там лежит. (бусы, брошки, разделочная доска, лапти, посуда, игрушки, гребень) Игрушки достаю как отгадку.
Загадки:
Летом гуляет, зимой отдыхает.
(медведь)
Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору.
(заяц)
Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шапкой,
С желтой бархатной подкладкой.
(гриб)
- Да, дерево действительно обувало и одевало людей, обеспечивало жильем, мебелью, посудой, кормило плодами, поило соком, согревало в холода, радовало детей игрушками. - О дереве придумал народ много песен, загадок, пословиц. Вот послушайте:
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает.
- А какие загадки, пословицы и песни вы знаете о дереве? - (ответы детей)
- Название каких деревьев вы знаете? А теперь поиграем в игру «Путаница» (Лог. произносит два слога, а ребенок их меняет местами и произносит слово, например: «ПА, ЛИ»-«ЛИПА»; «поль, то», «бок, ду», «си, на, о», «би, на, ря»…
- Что-то осталось еще в моей корзине. (достаю деревянные муз. инструменты)
- А знаете, в те далекие времена звуки музыкальных инструментов казались людям волшебством. Они верили, что звук дерева, глины, стук и треск помогают отогнать злых духов, невидимую нечистую силу, которая вредит человеку. Поэтому на шейку малышу, как оберег, вешали свистульку. По мнению предков злых духов из округи прогонял звон церковного колокола.
- А вот загадка про музыкальный инструмент: «Какой музыкальный инструмент достаем три раза в день, но не для еды?» - (ложки)
- Хотите поиграть? Каждый ребенок называет свой инструмент, звучит мелодия «Ах, вы сени, мои сени».
Посмотрите на мой музыкальный инструмент. Как он называется? - (трещотка)
- Если трещотку открыть, что получится? - (солнышко).
2. - Наши предки считали солнце божеством, поклонялись ему, вышивали его, вырезали, рисовали, сочиняли загадки, пословицы, заклички. Одну загадку я помню:
Что выше лесу, что краше свету?
- А какие загадки знаете вы?
- Скажите, можно изобразить солнце без красок, ниток, инструментов? - (ответы)
Дети становятся в круг.
- Да, круг – это символ солнца. Он так же является оберегом от нечистой силы. Давайте исполним закличку солнышку:
Солнышко, колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди:
Нам в поле бежать,
Нам весну встречать.
3. Заходит воспитатель – «хозяйка»
- Здесь играете, всякую нечисть разгоняете, чтоб изба была теплая, светлая, богатая, для гостей приятная. А знаете, для того, чтоб в избе был достаток, чтоб солнышко несло свет и радость – в каждой избе был свой оберег. Чаще всего это был петушок. Его вырезали из дерева и ставили на крышу избы или крыльца, вырезали на наличниках. А еще сажали в плошечку на окошечко. И был тот петушок не простой. Делали его из теста. Муку брали, да соль. Водой замешивали. Это делали для того, чтоб в доме на столе всегда хлеб-соль были.
Тот петушок, из соленого теста, в окошечко выглядывал, злые силы отгонял, и звал в дом солнышко с добром и теплом.
- У вас дома есть такой петушок? Нет? Тогда садитесь, сделаем и вам таких петушков. (тестопластика).
- Слепили? Больше с тестом делать нечего, пора его и в печь ставить.
4. Упражнения на развитие межполушарных связей и мелкой моторики «Еле-еле, …»
- Трудились наши ладошки и устали немножко.
Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете?- (тепло)
- Это тепло добрых рук, добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладони друзьям. А знаете почему они ладошками называются? Название «ладоши» произошло от имени древних богов. Говорят жили на земле Лада и Лад. Вместе они несли в мир любовь гармонию, понимание. И, протягивая руки друг другу, мы тем самым говорим, что мы – друзья и желаем жить в мире.
5. - А теперь давайте поводим хоровод «Веснянка».
Далее заклички о весне, солнце, жаворонках.
Фонопедическое упражнение:
Весной просыпается вся природа, проснулись и жуки
(дети тянут звук / Ж/, положив ладонь на грудь,
мухи
(произносят звук /Н/, положив ладонь на темя)
пчелы
(звук /В/, приложив ладони к щекам,
комары
(звук /З/, положив руку тыльной стороной на шею спереди).
Даже дедушка Медведь начал громко песни петь:/ Ы-Ы-Ы/
Подвижная игра «У медведя во бору».
6. - Вот и подоспели наши петушки. Теперь украсим петушков. Для этого у вас есть чудо-краски (дети раскрашивают).
- А чтобы в доме весь год было сытно, петушку на травку посыпьте пшено. Для этого положите петушка на салфеточку, чтобы оставшиеся зернышки не пропали. Мы ими потом покормим птиц на участке.
- Ой, красивый петушок, золотистый гребешок. Теперь у каждого дома будет свой оберег.
А пока суть да дело, подоспел наш самовар. Гостей угостим, да и сами чайку попьем.