МААМ-картинки

Конспект занятия «Красна изба деревянная, ласкова хозяюшка желанная»

Васильева Светлана
Конспект занятия «Красна изба деревянная, ласкова хозяюшка желанная»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: приобщение детей к истокам и традициям русской народной культуры, устному народному творчеству. Воспитание любви к Родине и гордости за нее.

Задачи: - автоматизация звуков в речи;

- развитие чувства ритма, мелкой и общей моторики;

- развитие связной речи;

- развитие памяти, внимания, мышления, эстетического вкуса.

Ход занятия:

1. Дети вошли и поздоровались.

Публикация «Конспект занятия „Красна изба деревянная, ласкова хозяюшка желанная“» размещена в разделах

- Посмотрите! Перед нами какой интересный дом. А хозяев дома нет, хотя и дверь приоткрыта. Давайте позовем хозяев. Как вы думаете, можем мы войти? – (ответы детей).

- В старину двери никогда не закрывали, даже если уходили из дома. Любой путник, если он нуждался в приюте, мог зайти погреться, отдохнуть. (входим)

- Ах, какой просторный дом! А как в старину называли дом?

-Изба.

- А из чего строили избу? – (ответы детей).

- Походите по избе. Что же вы увидели? - уточняем что и из чего сделано (употребление прилагательного «деревянный»). Дети называют предметы: стол, лавка, сундук, люлька, полка…

- У меня для вас есть сюрприз. Вот корзина. Как вы думаете, из чего она? – (ответы).

- Да, она тоже из дерева. А теперь садитесь и давайте рассмотрим, что там лежит. (бусы, брошки, разделочная доска, лапти, посуда, игрушки, гребень) Игрушки достаю как отгадку.

Загадки:

Летом гуляет, зимой отдыхает.

(медведь)

Угадайте, что за шапка:

Меха целая охапка.

Шапка бегает в бору,

У стволов грызет кору.

(заяц)

Я стою на ножке толстой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шапкой,

С желтой бархатной подкладкой.

(гриб)

- Да, дерево действительно обувало и одевало людей, обеспечивало жильем, мебелью, посудой, кормило плодами, поило соком, согревало в холода, радовало детей игрушками. - О дереве придумал народ много песен, загадок, пословиц. Вот послушайте:

Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает.

- А какие загадки, пословицы и песни вы знаете о дереве? - (ответы детей)

- Название каких деревьев вы знаете? А теперь поиграем в игру «Путаница» (Лог. произносит два слога, а ребенок их меняет местами и произносит слово, например: «ПА, ЛИ»-«ЛИПА»; «поль, то», «бок, ду», «си, на, о», «би, на, ря»

- Что-то осталось еще в моей корзине. (достаю деревянные муз. инструменты)

- А знаете, в те далекие времена звуки музыкальных инструментов казались людям волшебством. Они верили, что звук дерева, глины, стук и треск помогают отогнать злых духов, невидимую нечистую силу, которая вредит человеку. Поэтому на шейку малышу, как оберег, вешали свистульку. По мнению предков злых духов из округи прогонял звон церковного колокола.

- А вот загадка про музыкальный инструмент: «Какой музыкальный инструмент достаем три раза в день, но не для еды?» - (ложки)

- Хотите поиграть? Каждый ребенок называет свой инструмент, звучит мелодия «Ах, вы сени, мои сени».

Посмотрите на мой музыкальный инструмент. Как он называется? - (трещотка)

- Если трещотку открыть, что получится? - (солнышко).

2. - Наши предки считали солнце божеством, поклонялись ему, вышивали его, вырезали, рисовали, сочиняли загадки, пословицы, заклички. Одну загадку я помню:

Что выше лесу, что краше свету?

- А какие загадки знаете вы?

- Скажите, можно изобразить солнце без красок, ниток, инструментов? - (ответы)

Дети становятся в круг.

- Да, круг – это символ солнца. Он так же является оберегом от нечистой силы. Давайте исполним закличку солнышку:

Солнышко, колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди:

Нам в поле бежать,

Нам весну встречать.

3. Заходит воспитатель – «хозяйка»

- Здесь играете, всякую нечисть разгоняете, чтоб изба была теплая, светлая, богатая, для гостей приятная. А знаете, для того, чтоб в избе был достаток, чтоб солнышко несло свет и радость – в каждой избе был свой оберег. Чаще всего это был петушок. Его вырезали из дерева и ставили на крышу избы или крыльца, вырезали на наличниках. А еще сажали в плошечку на окошечко. И был тот петушок не простой. Делали его из теста. Муку брали, да соль. Водой замешивали. Это делали для того, чтоб в доме на столе всегда хлеб-соль были.

Тот петушок, из соленого теста, в окошечко выглядывал, злые силы отгонял, и звал в дом солнышко с добром и теплом.

- У вас дома есть такой петушок? Нет? Тогда садитесь, сделаем и вам таких петушков. (тестопластика).

- Слепили? Больше с тестом делать нечего, пора его и в печь ставить.

4. Упражнения на развитие межполушарных связей и мелкой моторики «Еле-еле, …»

- Трудились наши ладошки и устали немножко.

Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете?- (тепло)

- Это тепло добрых рук, добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладони друзьям. А знаете почему они ладошками называются? Название «ладоши» произошло от имени древних богов. Говорят жили на земле Лада и Лад. Вместе они несли в мир любовь гармонию, понимание. И, протягивая руки друг другу, мы тем самым говорим, что мы – друзья и желаем жить в мире.

5. - А теперь давайте поводим хоровод «Веснянка».

Далее заклички о весне, солнце, жаворонках.

Фонопедическое упражнение:

Весной просыпается вся природа, проснулись и жуки

(дети тянут звук / Ж/, положив ладонь на грудь,

мухи

(произносят звук /Н/, положив ладонь на темя)

пчелы

(звук /В/, приложив ладони к щекам,

комары

(звук /З/, положив руку тыльной стороной на шею спереди).

Даже дедушка Медведь начал громко песни петь:/ Ы-Ы-Ы/

Подвижная игра «У медведя во бору».

6. - Вот и подоспели наши петушки. Теперь украсим петушков. Для этого у вас есть чудо-краски (дети раскрашивают).

- А чтобы в доме весь год было сытно, петушку на травку посыпьте пшено. Для этого положите петушка на салфеточку, чтобы оставшиеся зернышки не пропали. Мы ими потом покормим птиц на участке.

- Ой, красивый петушок, золотистый гребешок. Теперь у каждого дома будет свой оберег.

А пока суть да дело, подоспел наш самовар. Гостей угостим, да и сами чайку попьем.

Публикации по теме:

«Деревянная сказка». Творчество взрослых для игр и занятий детей«Деревянная сказка». Творчество взрослых для игр и занятий детей Сегодня я покажу вам игры, игрушки, поделки которые мы, воспитатели и родители, сделали для игр и занятий детей в группе. Все игрушки.

Конспект занятия «Хлеб в обрядах и традициях русского народа» в мини-музее «Русская изба» Конспект занятия в мини–музее «Русская изба» «Хлеб в обрядах и традициях русского народа». Цель: Ознакомление детей с обрядами и традициями,.

Конкурсно-развлекательное мероприятие «Юный хозяин и хозяюшка» Конкурсно - развлекательное мероприятие "Юный хозяин и хозяюшка" Цель: активизация знаний и умений. Задачи: - развивать навыки культуры.

Конспект интегрированного занятия «Ох, красна рябина» (первая младшая группа)Конспект интегрированного занятия «Ох, красна рябина» (первая младшая группа) Конспект интегрированного занятия «Ох, красна рябина» (первая младшая группа). Программное содержание: Расширять представления о деревьях.

Конспект интегрированного занятия в мини-музее «Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча» (Проект «Как жили люди на Руси»)Конспект интегрированного занятия в мини-музее «Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча» (Проект «Как жили люди на Руси») Программное содержание:1. Учить детей отвечать на вопросы, развивать речь, внимание, память; 2. Упражнять в чтении потешек, в отгадывании.

Конспект НОД в старшей группе «Матрешка — русская национальная деревянная игрушка»Конспект НОД в старшей группе «Матрешка — русская национальная деревянная игрушка» Задачи: Образовательные: -Продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством -Продолжать знакомить детей с историей возникновения.

Мастер-класс. Сувенир на кухню «Деревянная лопатка»Мастер-класс. Сувенир на кухню «Деревянная лопатка» Сегодня хочу продемонстрировать мастер - класс по декорированию деревянной лопатки. Сейчас на наших кухнях много предметов (посуды,.

Мини-музей «Деревянная игрушка»Мини-музей «Деревянная игрушка» Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями.

Проект по теме «Ложка деревянная, музыкальная»Проект по теме «Ложка деревянная, музыкальная» Актуальность. Деревянные ложки отражают самобытность нашей русской культуры, её традиции. Хочется приобщить детей к истокам русской культуры,.

Фотоотчет «Занятие в младшей группе «Весна-красна в гости к нам пришла»Фотоотчет «Занятие в младшей группе «Весна-красна в гости к нам пришла» С наступлением весны провожу с детьми беседы о времени года. Дети знакомятся, что происходит с пробуждением природы. На прогулке дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Красна изба деревянная, ласкова хозяюшка желанная»
Опубликовано: 25 ноября 2021 в 09:17
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Красна изба деревянная, ласкова хозяюшка желанная»» (включая файлы) размещена пользователем Васильева Светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД