Екатерина Нестеренко
Конспект занятия «Крашенки к Пасхе»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Учить детей принимать посильное участие в подготовке к празднику;
Воспитывать радость от предвкушения.
Материал к занятию :
Плакаты: с элементами орнамента (звездочки, снежинки, растительные мотивы; прямые, волнистые и зигзагообразные линии, цветные карандаши, акварель, кисти, баночки с водой, салфетки, силуэты яиц, оборудование для опыта (миска с кипятком, ложки, термоплёнка, яйца куриные варёные).
Ход занятия
Педагог:Ребята, на этой неделе мы с вами празднуем один из величайших христианских праздников. Что это за праздник? (Пасха).
Публикация «Конспект занятия „Крашенки к Пасхе“» размещена в разделах
Беседа. Пасха – самый радостный, самый продолжительный праздник в году! Люди долго ждут его, тщательно готовятся. А когда наступает Пасха, какими словами приветствуют друг друга? Ответы детей «Христос воскрес!», и все отвечают: «Воистину воскрес!» - это такая традиция.
Педагог:Как и всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости. На Пасху повсюду разрешается звонить в колокола, поэтому звучит беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.
На Пасху готовят особую еду. Кто знает, что это за еда? (Ответы детей)
Она включает в себя куличи, пасху из творога и крашеные яйца.
Педагог: Главный символ праздника - окрашенное яйцо. Каждая хозяйка стремилась наварить побольше яиц и обязательно их окрасить.
А скажите, ребята, что делают с крашеными яичками на Пасху? (Ответы детей)
На Пасху яичками обмениваются. А зачем это нужно делать? А затем, чтоб только добро и свет приставали к нашим душам, чтобы всё худое, плохое в этот день отстало, ушло.
Да, много хлопот перед Пасхой. Но одно из самых радостных дел - расписывать яйца.
Очень давно стали люди украшать яйца. Сначала их только красили в красный цвет, затем стали красить в разные - жёлтые, синие, зелёные- цвета. И назывались эти яйца….? (Крашенки)
Некоторые люди прибегали к такой хитрости: брали пленочку с уже нанесённым узором, засовывали туда яичко и опускали в кипяток, пленочка притягивалась крепко к яичку, и оно было готово. Давайте попробуем проделать всё это. (Опыт)
Потом крашеные яйца стали расписывать узорами. И назывались эти яйца….? (писанки).
Писанки и крашенки дарили друг другу дети и взрослые. Считалось, что писанки в доме - это признак благополучия, согласия.
Часто на писанках можно увидеть растительные мотивы: листочки, веточки, травинки, цветы.
Самые распространенные орнаменты на писанках - всевозможные сочетание кругов, круг с прямыми и волнистыми линиями; растительные мотивы - цветы, листья, ветки, букеты, гирлянды, венки, деревья. Все цветы похожи на настоящие по форме лепестков и в то же время сказочные по расцветке. Прямые, волнистые и зигзагообразные линии символизируют движение. Рядом со взрослыми усаживались за роспись и ребятишки. Они учились у старших премудростям письма.
Педагог:Ну а теперь самое время поучиться мастерству росписи яиц. Для этого выберите себе материал для росписи яиц, кто-то захочет расписать красками и кистью, кто-то карандашами или восковыми мелками. Начинайте!
У нас нет яиц…
Педагог: Давайте сходим за ними к курочке, может она нас выручит.
Физминутка.
Стол пасхальный накрываем,
Веткой вербы украшаем. Показ ладошками
Из печи несём куличики,
А от курочки – яички.
Дай нам, курочка, яичко простое, Пальцами «пишут» по воздуху.
Мы его распишем – будет золотое.
Яйцо – символ жизни, любви и надежды!
Нарядим яйцо в пасхальные одежды. Руки на поясе, повороты туловища.
Своему дружку Егорке
Нарисую мотылька. Машут руками, как мотыльки.
Без отцовской пусть без порки
Будет жизнь его легка!
Ну, а я подруге Оле
Разрисую всё фасолью.
Будет ей жених богатый, Показ бровей, веснушек.
Симпатичный, конопатый.
А соседским близнецам нарисуем солнце.
Пусть заглядывает чаще солнце к ним в оконце! Круговые движения руками.
Педагог:А вот вам и яички от курочки (раздаёт бумажные силуэты яиц). Ребята, работу по росписи яиц выполняют, надев чистую одежду, с чистыми мыслями, чистыми руками. Пока держите в руках яйцо мысли все о том, для кого оно предназначено, оно вбирает в себя энергию добрых мыслей и пожеланий. Подумайте, для кого вы будете делать свой сувенир. Подумайте для кого вы будите делать свой сувенир. А в работе вам поможет творчество, фантазия и музыка.
Оказание индивидуальной помощи в ходе оформления изделия.
Подведение итогов
Педагог:Осмотрите свои работы
Чем замечательны ваши сувениры?
О чем вы думали, когда готовили их?
С какими чувствами украшали пасхальные яйца?
Я думаю, что ваши сувениры чудесные, дивные, волшебные, прекрасные.
Молодцы, вы потрудились очень хорошо, а результат вашей работы, это ваша работа, которую вы покажите своим родным и близким с наилучшими сердечными пожеланиями в праздник Пасхи.