Жанна Черепанова
Коста Леванович Хетагуров — поэт, художник, писатель
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Расширять знания детей о основоположнике осетинской литературы К. Л. Хетагурове.
Познакомить детей с картинами К. Л. Хетагурова.
Воспитывать у детей чувство гордости и патриотизма к людям, прославившим Осетию.
Методические приемы: наглядные, практические, словесные, игровые.
Словарная работа:
Активизация: К. Л. Хетагуров, писатель, художник.
Обогащение: драматург, публицист, этнограф, картина «Перевал Зикара»
Материал и оборудование: проектор, экран, ноутбук, слайды к занятию,
Темочки:
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
портрет К. Л. Хетагурова, цветы у портрета поэта, выставка из репродукции его картин.
Предварительная работа:
Беседа на тему «К. Л. Хетагуров», рассматривание репродукций картин К. Л. Хетагурова, чтение стихов.
Ход ООД:
Дети под осетинскую музыку входят в оформленный зал
Воспитатель читает стихотворение «Сыну Осетии» Санниковой Луизы
Маленький народ моей Осетии
В своем сердце бережно хранит
Память о великом человеке.
Эта память крепче, чем гранит.
Ласково качая в колыбели
И пророча бесконечный рай,
Тихо, тихо матери нам пели:
«А – ло – лай».
По аллее, с солнышком играя,
Улыбаясь, розовый малыш
Всем знакомым весело читает:
«Гино, гино, гис.»
Пролетело детство дивной птицей
И умчалось в дальние края.
На пороге юности я с книжкой
«Мать-сирот» - теперь печаль моя.
И сейчас среди гор величавых, Среди горных потоков шальных
Ты прими наш поклон, как признание
Благодарных потомков твоих.
Воспитатель:
Ребята, вы, наверное, знаете какой сегодня знаменательный день? Почему так необычно украшен зал? (ответы детей)
Вы обратили внимание на то, что на столе стоит не только ваза с цветами, но и свеча. Это потому, что Коста Левановича Хетагурова давно нет с нами. Сегодня ему исполнилось 161 год. Вам 4-5 лет, а ему – 161 год. Чтобы люди помнили человека столько лет, надо заслужить своими делами, всей своей жизнью.
В: К. Л. Хетагуров любил свою Родину, природу Осетии и посвятил много стихотворений о родном крае.
Воспитатель предлагает послушать стихотворение К. Л. Хетагурова «Осень»
«ОСЕНЬ»
Желтеют, темнеют
Трава и кусты,
На скатах щербатых
Туманы густы.
Вот сжали, убрали
Мы хлеб наконец;
Колотят, молотят.
Стричь будут овец.
Садами, стадами
И хлебом полна,
О, как ты богата,
Родная страна!
Воспитатель:
Ребята, где родился К. Л. Хетагуров?
(В горном ауле Нар)
Кем был К. Л. Хетагуров?
(Осетинский поэт, драматург, публицист, этнограф, живописец, общественный деятель. Основоположник осетинской литературы)
В: С детства К. Л. Хетагуров увлекался живописью. Работы Коста выставлялись на выставках.
Воспитатель предлагает рассмотреть репродукции картин К. Л. Хетагурова
СЛАЙД «Перевал Зикара»
В:На картине изображен живописнейший уголок Осетии, перевал Зикара в верховьях Джинат-Таульского ущелья. Здесь располагался аул Джинат - родина матери Коста
СЛАЙД «Горянка, идущая за водой»
В: На картине изображена женщина и маленький мальчик, бегущий за матерью. На картине изображен тяжелый труд женщины – горянки. Она должна спускаться к воде и взбираться вверх по опасным горным тропинкам с огромной тяжелой ношей и в то же время присматривать за бегущим мальчуганом – сыном, который, того и гляди, сорвется в пропасть
СЛАЙД «Мальчики-каменщики»
В: Вы видите двух мальчиков осетинов.
Обратите внимание, как они одеты. Изодранная одежда, овечья папаха, войлочная шляпа. На ногах у старшего национальная обувь из сыромятой кожи, а младший вовсе босой.
Непосильный труд мальчика, нищенская одежда, лохмотья – все это ясно говорит, что эти дети из семьи бедняков. Но это неунывающие дети – горцы с открытыми добрыми лицами.
В: К. Л. Хетагуров любил детей и посвятил им свои стихотворения.
Стихи, посвященные детям, занимают особое место в поэзии Хетагурова.
Воспитатель предлагает послушать стихотворение «Шалун» на осетинском языке
«Фыдуаг»
О, цъиусур,
Ма мм дзур!
о, рувас,
Ма мм уас! —
Хуысг ма кнын.
О, цргс,
Ма мм кс!
о, трхъус,
Ма мм хъус! —
Крдзыныл куын!
Дети поют «КИСКА»
Киска, киска, кис!
Где ты, отзовись.
В теплой шубке ходит,
У огня лежит,
Сказки говорит,
Песенки заводит.
В детстве Коста был очень внимательным и наблюдательным. Любовь к природе, помогла ему написать много стихов и картин. Казалось он понимал язык животных и птиц.
Коста повидал много несправедливости и горя, и тогда он решил, что человек должен быть свободным как птица и написал стихи к песне «Дети и птичка». Мы его сейчас послушаем в инсценировке.
Воспитатель:
Птичка вольная летала
Радовалась, щебетала
Но однажды как - то дети
Заманили птичку в сети
Птичка мечется и бьется
В руки детям не дается
(Птичка летает, дети ловят ее в круг)
Сценка «Пойманная птица»
Дети:
А, попалась птичка стой!
Не уйдешь из сети,
Не расстанемся с тобой
Ни за что на свете!
Птичка:
Ах, зачем, зачем, я вам!
Маленькие дети?
Отпустите полетать,
Развяжите сети.
Дети:
Нет, не пустим, птичка нет!
Оставайся с нами.
Мы дадим тебе конфет
Чаю с сухарями.
Птичка:
Ах, конфет я не клюю,
Не люблю я чаю.
В поле мошек я ловлю
Зерна собираю.
Дети:
Птичка, птичка, как любить
Мы тебя бы стали!
Не позволили бы грустить,
Все бы тебя ласкали
Птичка:
Верю, детки, но для нас
Вредны ваши ласки,
С них закрыла бы как раз
Я навеки глазки.
Дети:
Правда, правда, птичка! Ты
Не снесешь неволи.
Ну, так Бог с тобой – лети
И живи на воле!
(расцепляют круг, ребенок- птичка вылетает)
Дети садятся на стулья.
Воспитатель:
К. Л. Хетагуров очень любил играть с детьми в осетинские народные игры. Давайте и мы сейчас поиграем в игру «Чепена»
Игра «Чепена»
Дети стоят по кругу. Считалкой выбирается чепена.
Он становится в круг и начинает игру словами:
- Левой ногой, чепена,
Подпрыгивает на левой ноге влево.
- Гой, гой, чепена.
Отзываются дети и повторяют движение водящего.
- Правой ногой, чепена.
Подпрыгивает вправо на правой ноге.
- Гой, гой, чепена.
Дети повторяют то же.
- Пойдем вперед, чепена.
Идет вперед подняв вверх руки.
- Гой, гой, чепена.
Дети идут мелкими гиагами вперед, подняв вверх руки.
- Пойдем назад, чепена.
Мелкими шагами идет назад с опущенными руками.
- Г ой, гой, чепена.
Деты повторяют то же.
- Мы все спляшем, чепена.
Дети начинают круговой танец под осетинскую музыку.
Воспитатель:
- Прошли годы. Давно нет той Осетии, которую любил К. Л. Хетагуров, но в этой новой Осетии живет память о великом поэте. Его именем названы улицы, парки, театры, музеи. По его произведениям ставятся спектакли, фильмы.
Твоё бессмертно будет имя
Сто жизней прожил ты земных
Делами добрыми своими
Большую башню ты воздвиг.
- Пройдут годы, пройдут века, но имя Коста не померкнет и будет сиять по-прежнему, подобно снежным вершинам Осетии. Давайте послушаем песню в исполнении Лейлы Агаевой «О, Коста!».
(Просмотр клипа на песню «О, Коста)
На этом мы завершим наш праздник, посвященный дню рождения великого осетинского писателя поэта, художника К. Л. Хетагурова.
(дети по осетинскую музыку танцуют).