Людмила Богданова
НОД по познавательному развитие в подготовительной группе «Как живут птицы зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по познавательному развитие в подготовительной группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Светлячок» г. Осташков Тверской области.
НОД: «Познавательное развитие»
Тема: «Как живут птицы зимой»
Подготовительная группа
Воспитатель высшей категории:
МБДОУ детский сад №3 «Светлячок»
Богданова Людмила Александровна.
Цель:
Публикация «НОД по познавательному развитие в подготовительной группе „Как живут птицы зимой“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Развитие у дошкольников нравственных чувств через экологическое воспитание с выходом в продуктивную деятельность. Создание оптимальных условий для развития творческой активности и положительного эмоционального состояния у ребенка через организацию совместной познавательной и продуктивной трудовой деятельности.
Задачи:
Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.
Учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду, песням.
Дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой.
Способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности
Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
Материалы и оборудование: иллюстрации зимующих и перелетных птиц, картина с изображением городского пейзажа с птицами, картинка с изображением кормушки; тонкая проволока, сухофрукты, кусочки сала, хлеб, ягоды, веревочки, сухой корм, апельсины, запись «Голоса птиц в природе».
Организационный момент.
Воспитатель читает стихотворение:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна.
Будет им зима… А. Яшин
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые живут вместе с нами. К нам в гости прилетел попугай, его зовут Кеша. Он живет в Африке, где нет зимы и снега. Кеша просит рассказать ему о нашей зиме и птицах, которые не улетают на юг. Зима, Кеша, чудесное время года. Зимой чистый воздух, много развлечений. Зимой бывает замечательный праздник – Новый год, у людей есть теплые дома, где можно обогреться, приготовить пищу. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. А как вы думаете, чем мы можем помочь в это трудное время?
Дети: Подкармливать их, оставлять небольшие отверстия под крышами, чтобы птицы могли погреться.
Основная часть:
Воспитатель вывешивает картинку с изображением кормушки.
Ребята, посмотрите, к нам на кормушку прилетели птицы, а все ли правильно нарисовал художник? Выберете только тех птиц, которые остаются на зиму.
(Дети выбирают картинки и объясняют свой выбор).
Воспитатель: Ребята, расскажите Кеше, почему вы оставили этих птиц на кормушке? Что это за птицы? (зимующие) Почему убрали других птиц? Что это за птицы (перелетные). Да на наши кормушки прилетают воробьи, синицы, вороны, голуби, а в холодное время года – снегири и свиристели. Как вы догадались, что это за птицы? (Снегирь – красногрудый, чернокрылый; ворона – важная, горластая; сорока – белобокая, длиннохвостая, непоседа, пестрая; голубь – сизокрылый; воробей – веселый, шустрый, маленький)
Воспитатель: Кеша и вы ребята, давайте поиграем в такую игру: я включу запись с голосами птиц и вы, ребята, должны отгадать, кто поет. Догадались? Кто поет «синь-синь-синь», трещит, чирикает, воркует, каркает?
Правильно, снегирь, воробей, голубь, ворона, сорока. А теперь, покажите, как передвигаются наши птицы. Воробей прыгает, ворона важно ходит, сорока прыгает, голуби передвигаются быстрыми шагами.
А теперь, дети, пройдите за столы. Перед вами конверты с карточками. Вы должны открыть конверт, прочитать задания, а затем рассказать Кеше, что вы сделали.
Задания:
«Чьи следы» - определить, какая птица оставила тот или иной след;
«Сложи птицу» - подобрать голову, хвост, ноги к птицам;
«Узнай, какое время года?» - по действию птиц узнать, когда это бывает. (Птенцы, строительство гнезд, птицы на кормушке, отлет птиц).
Дети рассказывают, что они сделали. Кеша оценивает их ответы.
Воспитатель: Ребята, вы очень славно поработали за столами, давайте отдохнем и проведем физкультминутку.
Физкультминутка
Скачет шустрая синица,
(прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится,
(Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг – скок, прыг – скок,
(Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок.
(Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку,
(Присели.)
Почесала клювом грудку.
(Встали, наклоны головы влево – вправо.)
И с дорожки - на плетень,
(Прыжки на месте на правой ноге.)
Тири – тири.
(Прыжки на правой ноге.)
Тень – тень – тень!
(Прыжки на месте на двух ногах.) А. Барто
Воспитатель: Зима – очень трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица очень страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть. Пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. В первую очередь надо заботиться о птицах – верных друзьях леса и сада.
Не только летом, но и зимой они целыми днями прыгают с ветки на ветку. Ищут щели и трещинки в коре, где прячутся насекомые. Если же ветки покрылись ледяной корочкой после оттепели или был сильный снегопад, их поиски бесполезны. И вот тут на помощь приходим мы с вами.
Я предлагаю вам помочь птицам и сделать кормушки, но не простые, а необычные.
Посмотрите, на трех столах, я приготовила различный материал, для изготовления кормушек. Разделитесь на три группы и приступаем.
Первый стол: Эту простую конструкцию можно очень быстро сделать. Нужен крупный апельсин и веревочки. Апельсин делится на две части, из корки аккуратно выбирается мякоть. Затем в кожуре пробиваются 4 небольшие дырочки, через которые продевается веревочка. В чашку из корки насыпается корм – и полностью съедобная кормушка вешается на ветви деревьев.
Второй стол: Возьмите тонкую проволоку и сухофрукты. Сухофрукты начинаем нанизывать на проволоку, получаются красивые бусы. Это угощение мы с вами развесим на ветки деревьев.
Третий стол: Для изготовления этой кормушки нам потребуется коробочки из-под сока. Прорезаем в коробочке отверстия, в которые птицы будут без труда проникать. Отверстия лучше располагать чуть выше дна, чтобы птицам было удобно. Затем проделаем отверстия в коробочке и проденем веревочку. Чтобы коробочка не качалась под порывами ветра, можно на дно для утяжеления положить лист картона. Коробка из-под сока, покрыта специальной пищевой пленкой, которая не дает размокнуть материалу – такая кормушка сохраняет свою форму под снегом.
(Дети с увлечением делают кормушки).
Релаксация.
Воспитатель: Какие замечательные кормушки мы с вами сделали. Теперь мы с вами оденемся и пойдем на улицу, где развесим наши кормушки. Для корма пригодны семена различных растений: тыквы, подсолнуха, арбуза и т. д. А вот, посмотрите, я принесла еще кусочек сала. Как вы думаете для кого? (Синицы). Правильно.
Синицы, кроме семян, очень любят сырое несоленое сало. Сейчас маленькие кусочки сала обвяжем веревочкой и развешаем на тонкие веточки. На толстые ветки или кормушки эти лакомства для синиц класть бесполезно – утащат вороны. Ну, что готовы?
Воспитатель читает стихотворение:
Хлебных крошек не жалей,
Заслужил их воробей.
Ты приладь ему кормушку,
Кликнет он свою подружку.
И пойдет веселый стук –
Тук – тук – тук,
Тук – тук – тук.
Литература:
Бондаренко Т. П. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007. – С. 365 – 368.
Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. – Санкт – Питербург: Издательство «Детство – Пресс», 2004.- С. 200-205.
Ефанова З. А., Симонова О. В., Фролова О. А. Комплексные занятия по программе «Детство». Подготовительная группа. – Волгоград: Учитель, 2016. – 106 с.
Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М. :ВАКО, 2008. – 77с.