Марина Ворсина
«Как узнать птиц». Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• Развивать обобщенные представления детей о птицах как живых существах, живущих на земле, в воде, которые могут летать в воздухе и имеющих типичное строение: две ноги, два крыла, клюв, покрытых перьями;
• формировать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера; использовать для обобщения предметно-схематическую модель; относить животных, имеющих выделенные признаки, к птицам; доказательно строить суждения;
• развивать познавательный интерес к природе.
Публикация «„Как узнать птиц“, Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2020
Ход образовательной деятельности
Воспитатель просит одного из ребят выставить на доске картинки с изображением птиц, спрашивает: «А кто это, жуки?» (ответы детей)
Воспитатель: «А почему вы решили, что это птицы? У жуков тоже есть крылья и лапки, они тоже умеют летать» (ответы детей)
«Давайте разберемся по порядку. Чем же похожи все птицы? Картинки нам помогут в этом разобраться. Посмотрите, ноги у всех птиц разные- но у всех их по две, а у насекомых сколько лапок? (ответы детей). Крылья у всех птиц разные- но у всех два крыла. Клювы у всех разные- но у всех птиц есть клюв. Перья разного цвета- но у всех тело покрыто перьями (выставляем модели «птицы» по мере выявления общих признаков птиц). Как же мы отличим птиц от других животных?» (дети, опираясь на модель, обобщают, кто такие птицы)
Воспитатель предлагает детям сложить пазлы «птицы», затем проводится физминутка
Воробей с березы
На дорогу прыг! (Дети прыгают.)
Больше нет мороза –
Чик-чирик! (Дети nрыгaют и «чирикают».)
Вот журчит в канавке
Быстрый ручеек. ( Дети произносят:
«Ж-ж-ж-ж!»)
И не зябнут лапки –
Cкoк-скок-скок! (Дети nрыгaют.)
Высохнут овражки –
Прыг, прыг, прыг! (Дети nрыгают.)
Вылезут букашки –
Чик-чирик! (Дети «чирикают».)
Клюй, не робей! Кто это?. ( Дети отвечают:
«Воробей!».)
Воспитатель: «Скажите ребята, почему бабочка не птица? (ответы детей) А что очень похоже на птицу?» (ответы детей).
«Правильно- самолет. Чем самолет похож на птицу? Почему самолет не птица?» (дети отвечают, воспитатель обобщает: чтобы сказать о ком-то, что это птица, нужно чтобы сразу было все: и две ноги, и два крыла, и перья, и клюв).
Воспитатель предлагает снова внимательно рассмотреть картинки с изображение птиц, предлагает их сравнить, слушает ответы детей.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, что у цапли длинные ноги. Как вы думаете, почему?» (ответы детей)
«Многие птицы, которые живут на болоте, имеют длинные ноги. А почему у пеликана ноги с перепонками (живет в воде, плавает). Птицы, которые живут у воды и плавают, должны иметь ноги с перепонками (выставляем картинку). Почему у попугая маленькие короткие лапки с цепкими коготками? (живет на деревьях, цепляется коготками). Что еще у птиц разного? (клювы). Почему у птиц клювы разные? (едят разную пищу).
Предлагаем подобрать к картинкам с птицами картинки с соответствующей пищей.
Воспитатель: «Для чего пеликану такой большой клюв?» (он питается рыбой). Ставим картинку-модель. «Может ли у дятла быть такой маленький клюв, как у ласточки? Почему?», (достает еду из под коры дерева). Ставим картинку- модель. «Почему у попугая и клеста такие крепкие, загнутые клювы?» (расщелкивают клювом семечки). Картинка-модель.
«Что еще разного у птиц?» (цвет, у всех птиц перья разного цвета). Рассмотреть перья птиц.
«Птицы умеют не только плавать и ходить по земле, но и летать. Что им это помогает это делать?» (крылья). Крылья у всех разные- большие и маленькие.» Ставим картинки, рассматриваем.
Подводим итог
Воспитатель: «Ребята, о чем мы сегодня беседовали? Что вам понравилось? Что запомнилось? Как же мы отличим птиц от других животных?» (заслушиваем ответы детей)