Ольга Вильдт
Использование цифровых ресурсов в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Экспериментальная деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности, меняются функции педагога. Теперь педагог не информатор, а организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия.
Для этого педагогам необходимо осваивать и внедрять в свою работу новые педагогические методики и технологии, формирующие активную роль воспитанника.
Публикация «Использование цифровых ресурсов в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, Экспериментальная деятельность» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Используемые педагогами современные образовательные технологии (здоровьесберегающие, ИКТ, игровые и театральные, технология развивающего обучения, интеллектуально-творческого развития детей, проектные технологии) выступают в качестве инструмента, направленного на освоение детьми педагогического содержания в образовательном процессе, позволяют достичь высокого уровня развития личности каждого ребёнка, его духовной и нравственной сферы, потребностей, знаний, интересов, умений и навыков, коммуникативных качеств, соответствующих возрастным особенностям.
Актуальность
Знакомство ребенка со свойствами окружающего мира трудно представить без исследовательской деятельности в природе. В науке эксперимент используют для получения новых знаний, не известных человечеству в целом. В процессе обучения он применяется для получения знаний, не известных каждому конкретному человеку. За использование эксперимента как метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж-Ж Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие: знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются более глубокими и прочными. Исследователь детского мышления Н. Н. Поддьяков отмечает: Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские
деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.
Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах предметов, явлений, их взаимосвязях и взаимоотношениях друг с другом, другими предметами, а также со средой, в которой они находятся.
Доказано благотворное влияние опытно-экспериментальной деятельности на целостное развитие ребенка: благодаря протяженным во времени экспериментам развивается память; в связи с необходимостью совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения активизируются мыслительные процессы. Желание рассказать об увиденном, обсудить обнаруженные закономерности и выводы, развивает речь.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций. Ученые отмечают положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, развитие творческих способностей и познавательного интереса к окружающему.
В области экологического воспитания экспериментирование особенно важно. Одной из задач воспитания экологической культуры является осмысление взаимосвязей, существующих в природе. Именно осознание единства природы, тесной связи всего со всем, позволит ребенку в настоящем и будущем правильно строить свое поведение по отношению к природе.
Никакой рассказ взрослого, даже самый красочный, не заменит детям наглядно-чувственного восприятия этих зависимостей. Изучая особенности жизни живых существ, свойства воды, воздуха, песка, глины, почвы, камней, их взаимодействия друг с другом и окружающей средой, дети опытным путем получают неоценимые по своей важности знания. Такие знания остаются на всю жизнь, так как ребенок не просто слушал рассказ взрослого, а сам лично наблюдал процесс, участвовал в нем, эмоционально переживал, строил предположения, видел результат. Правильно оборудованная в условиях образовательной организации исследовательская лаборатория при правильном ее введении в образовательный процесс предоставляет педагогам возможность насытить занятия в детском саду экспериментами с живой и неживой природой.
Информационно коммуникационные технологии расширяют возможности взаимодействия между ребенком и воспитателем и помогают формировать у детей такие умения и навыки, которые им необходимы для полноценной деятельности в XXI веке. Среди таких навыков:
•самостоятельность и независимость;
•творчество и способность к инновациям;
•критическое мышление.
Наряду с поддержкой инновационных педагогических методов, информационно коммуникационные технологии, способствуют развитию критического мышления, творческих способностей и навыков совместной работы. Это те умения, которые особенно важны в современном мире и часто их называют «навыками и умениями XXI века».
При организации экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста мы столкнулась с проблемой, интерес некоторых детей быстро падает, так, например, дети с лингвистическим или музыкально-ритмическим типом интеллекта
(по Гарднеру) хуже включаются в работу и быстро теряют интерес, к тому же некоторые опыты сложны для воспроизводства, а процессы и явления сложно объяснить.
Чтобы исключить эту проблему мы используем в экспериментах и опытах видео и фото оборудование. Более длительные эксперименты продолжительностью 2-4 дня, записываются на камеру (всход растений, замерзания воды,таяние льда, окрашивание листков). В итоге создается фильм, где дети могут не только видеть результат эксперимента, но и наблюдать весь процесс.
Всю опытно-экспериментальную деятельность можно разделить на три направления:
1. Живая природа: характерные особенности сезонов разных климатических зон,
многообразие организмов и их приспособленность к окружающей среде.
2. Неживая природа: воздух, почва, вода, звук, свет.
3. Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойств.
Цели:
• Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
• Развитие словаря
• Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира;
• Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.
Задачи:
• Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
• Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.).
• Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений
• Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью
• Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия
Образовательные задачи :
• Познакомить детей со свойствами предмета исследования;
• Формировать умение делать открытия и выводы;
• Обучать плавному направленному выходу на предмет.
Развивающие задачи:
• Развивать экспериментальную деятельность;
• Развивать речь детей;
• Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;
• Развивать внимание, мышление, память.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия;
• Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.
• Воспитывать аккуратность в работе.
Методы:
1. Проблемно-поисковый метод: активные действия ребенка по обследованию объектов.
2. Наблюдения за объектом
3. Просмотр иллюстраций
4. Беседа с элементами дискуссии
5. Познавательный рассказ воспитателя
6. Чтение художественной литературы.
7. Проведение опыта, эксперимента.
Предметная среда:
1. Лупы, зеркала, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, фонарики, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, шарики из разного материала, дерево, металл, мел, пластмасса
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины; мерки, воронки, сита, лопатки, формочки
3. Природный материал: желуди, шишки, семена, спилы деревьев, камни разной величины, ракушки и т. д.
4. Бросовый материал: пробки, палочки, трубочки, шланги резиновые и т. д.
5. Неструктурный материал: песок, глина, краски, опилки, пенопласт, мел и т. д.