МААМ-картинки

Интерактивные игры в дошкольном образовании

людмила Крутилева
Интерактивные игры в дошкольном образовании
▼ Скачать +Заказ

Пояснительная записка.

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Данный документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и позволяет по — иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.

Публикация «Интерактивные игры в дошкольном образовании» размещена в разделах

ФГОС предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Информационные технологии, представляют широкие возможности для коммуникации.

В данном документе определены требования к педагогам. Вот некоторые из них:

Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.

Интерактивная дидактическая игра.

Интерактивная дидактическая игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Интерактивные дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, который направляет активность детей в определенное русло. Интерактивная дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной задачи и дает дошкольникам моральное и умственное удовлетворение. Для педагога результат игры всегда является показателем уровня достижений детей, или усвоения знаний, или их применения.

Можно выделить: игры обучающие, контролирующие, обобщающие.

Обучающей будет игра, если дошкольники, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании материала.

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ребёнку необходима определенная подготовка.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умения действовать в различных ситуациях.

Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками — создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт. Использование ИКТ в детском саду позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Интерактивные дидактические игры способствуют всестороннему развитию творческой личности ребенка. У ребенка развивается: восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление; познавательная мотивация, произвольная память и внимание; умение построить план действий, принять и выполнить задание.

Для развития и обучения малышей уже создано большое количество компьютерных игр. Конечно, воспитатель может скачать игры из сети Интернет или купить готовый диск, но лучше приложить некоторые усилия и самому сделать обучающую компьютерную игру для детей даже в самой простой программе, например, в Microsoft PowerPoint. Ребенок увидит на экране именно то, что надо воспитателю на данном занятии. А воспитатель получит в процессе создания игры новые знания в области ИКТ, применит их сразу на практике, увидит готовый продукт своего труда и, самое главное, получит удовольствие от творческого процесса.

Интерактивная форма подачи игрового материала создают у дошкольников интерес к решению умственных задач, а успешный результат приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает интерактивную игру важным средством формирования элементов логического мышления у детей дошкольного возраста.

Поэтому я решила использовать интерактивные игры на занятиях с детьми дошкольного возраста для повышения познавательной активности.

В основу работы положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения. Закрепление и усложнения одной той же игры, позволяет формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей, процесс обучения становится интересным, содержательным, ненавязчивым.

Включать интерактивные технологии в дошкольное обучение можно практически во все образовательные области. В интерактивных моделях обучения меняется взаимодействие педагога с воспитанниками: активность педагога уступает место активности воспитанника, задача взрослого — создать условия для инициативы детей. В интерактивной технологии воспитанники выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее чем опыт взрослого, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает обучающихся к самостоятельному поиску, исследованию.

Основные принципы работы.

Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками — создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.

Последовательность проведения занятия.

Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:

Занятие состоит из трех последовательных частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть занятия. В ней идет погружение ребенка в сюжет занятия, подготовка к компьютерной игре через беседы, конкурсы; привлекается опыт детей по наблюдению за поведением животных, трудом взрослых; создается определенная предметно– ориентированная игровая среда, аналогичная компьютерной игре, стимулирующая воображение ребенка, побуждающая его к активной деятельности, помогающая понять и осуществить задание на компьютере. Подготовительная часть является необходимым звеном развивающих занятий с использованием компьютера, поскольку, в силу возрастных особенностей мышления детей дошкольного возраста, без предварительной предметно–опосредованной деятельности им затруднительно освоить манипуляции с экранными образами. Включается также пальчиковая гимнастика для подготовки моторики рук к работе. Подготовительная часть, как и заключительная, может проходить не в компьютерном зале, а в смежной с ним игровой или физкультурной комнате.

Основная часть. Основная часть занятия включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером.

Используется несколько способов «погружения» ребенка в компьютерную программу:

• Последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов.

• Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером, познакомить с новыми клавишами и их назначением.

• Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой.

• Ребенку предлагается карточка–схема, где задается алгоритм управления программой. На первых этапах дети знакомятся с символами, проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, а в дальнейшем самостоятельно «читают» схемы.

Заключительная часть. В заключительной части подводится итог. Делается оценка выполнения и закрепления в памяти ребенка необходимых для условий действий, понятий и смысловых структур и правил действия с компьютером. Для этой цели используются рисование, конструирование, различные игры. Также заключительная часть занятия необходима для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз, для снятия мышечного напряжения (физминутки, точечный массаж, массаж впередистоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку). Занятия проводятся по подгруппам 4–8 человек, 1–2 раза в неделю, в первой половине дня. После каждого занятия обязательное проветривание помещения. Занятия строятся на игровых методах и приемах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, значительно расширяя возможности предъявления образовательной и развивающей информации.

Требования к развивающим и обучающим программам, применяемым на занятиях.

Используя ИКТ, необходимо внимательно подходить к критериям отбора нововведений, учитывая интересы и потребности самих детей, рассматривая различные вариации соотношений, изменения в содержании воспитательно-образовательного процесса детского сада, а так же учитывать первоначальный уровень владения компьютером.

При отборе игр следует учитывать ряд требований ФГОС, предъявляемых к развивающим и обучающим программам, применяемым на занятиях:

объекты, воспроизводимые на экране должны быть достаточными по размеру, знакомы детям;

программа должна быть русскоязычной;

текст задания должен озвучиваться диктором, либо взрослым;

задания должны быть интересны, понятны, просты в управлении;

задания должны соответствовать возрастным особенностям;

задания должны быть занимательным;

задания должны быть грамотным;

задания должно создавать ситуации успеха;

задания должны соответствовать высокому техническому уровню: развивать, давать знания, обучать в незатейливой игровой форме;

задания должны носить исследовательский характер;

задания должны развивать широкий спектр навыков и представлений.

Кроме того, мы как педагоги практики должны помнить о санитарных правилах и нормах использования ИКТ. Согласно нормам СанПиНа должен быть использован телевизор с размером экрана по диагонали 59–69см. Высота установки1–1,3м. При работе детей располагают на расстоянии не ближе2–3 м и не дальше 5–5,5 м от экрана. Занятия с использованием компьютера для детей 5– 7лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6–7 лет -15мин.

Влияние компьютера на нервную систему ребёнка.

Исследования влияния компьютерных игр на нервную систему дошкольников показали следующее :

• Никакого негативного влияния на нервную систему, органы чувств при занятиях, регламентированных временными методическими рекомендациями «Гигиенические условия организации учебных занятий с применением компьютеров.», не установлено.

• Выявлены некоторые сдвиги адаптационных возможностей организма (АВО) ребенка в ходе занятий. Так, при минимальном исходном уровне АВО после игры отмечается его снижение, что можно объяснить затратой энергии. При исходном сниженном уровне АВО в процессе игры он повышается, т. е. психо-эмоциональное напряжение (ожидание неизвестного) после игры снижается. Отсюда следует, что, возможным главным стрессовым фактором является элемент «экзотики» при контакте с компьютером, который при постоянных занятиях исчезает.

Цель, задачи и направления работы.

Цель работы:

Повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.

Задачи:

Повышать познавательную активность детей. Расширить и систематизировать знания детей.

Учить способам практической деятельности с использованием ИКТ.

Способствовать развитию психических познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, логического мышления.

Формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности.

Формировать основы информационной культуры личности

Повышать мотивацию детей во время НОД.

Ожидаемый результат:

Формирование операций логического мышления (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, абстрагирование).

Формирование представления о понятиях (схема, знак, алгоритм).

Овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое.

Формирование конструкторских умений и навыков у детей.

Развитие одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным мышлением, способностями в практической деятельности.

Направления работы:

Использование интерактивного оборудования в педагогическом процессе с дошкольниками.

Подбор и систематизация интерактивных игр и игрового материала в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей и образовательной программой ДОУ.

Осуществление грамотного педагогического руководства интерактивными развивающими играми.

Обеспечение взаимосвязи учебной, совместной и самостоятельной игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Обеспечение соответствия СанПин при организации педагогического процесса с использованием ИКТ.

Взаимодействие с родителями по использованию интерактивных игр в домашних условиях.

Первые опыты применения интерактивных технологий в практике работы позволили мне выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников данный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:

Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним.

Расширение объема получаемой информации, увеличение восприятия, лучшее запоминание чему способствует увеличение количества и качества иллюстративного материала (это важно, поскольку в дошкольном возрасте преобладает наглядно — образное мышление)

Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.

Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.

Использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной, что позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально — аудиальные условно-рефлекторные связи ЦНС.

Высокая динамика способствует эффективному усвоению материала, памяти, воображения, творчества у детей

Данные технологии позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника и другие неожиданности, и необычные эффекты).

Содержание работы.

НОД Название игры Возраст

Формирование целостной картины мира

Развитие речи

Экология

Валеология • «Чья тень»

«Найди детёныша»

(дикие животные)

«Найди детёныша»

(домашние животные)

«Будь здоров!»

«Транспорт»

«По грибы мы в лес пойдём»

«Что лишнее»

«Собери портфель» 2 мл. гр.

2 мл. гр.

2 мл. гр.

ср. гр.

ср. гр.

ст. гр.

ст. гр.

подг. гр.

ФЭМП • «Отгадай загадку» (блоки Дьенеша»)

«Помоги Красной шапочке собрать цветы» (примеры)

«Сравнение: больше, меньше или равно»

«Сосчитай» подг. гр.

подг. гр.

подг. гр.

подг. гр.

Изобразительная деятельность • «Собери по цвету»

«Краски»

«Определи жанр искусства» 2 мл. гр.

ср. гр.

подг. гр.

Тренажёры (офтальмологические) «Снежинки»

«В осеннем лесу»

«Гимнастика для глаз с капелькой»

«Гимнастика для укрепления глазных мышц»

«Львёнок»

Работа с родителями:

• Родительское собрание «Дети и компьютер»

Консультация для родителей: «Дошкольник и компьютер»

• Ширмы и папки передвижки

• Буклеты

Заключение:

В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны. Использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса : педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование ИКТ в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей. Родители, отмечая интерес детей к ДОУ, стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах.

Публикации по теме:

«Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании» (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию свой доклад на тему «Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании».

Психолингвистика в дошкольном образовании Доклад: «Психолингвистика в дошкольном образовании». Содержание. Введение. Глава 1 Психолингвистика как наука и её место среди наук о человеке.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возрастаЗдоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста "Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста" Цель: обеспечить дошкольнику возможность.

Использование информационных технологий в дошкольном образованииИспользование информационных технологий в дошкольном образовании Данная статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании. В статье раскрываются.

Презентация «Логические интерактивные игры для малышей» Технологическое описание Логические интерактивные игры для малышей Компьютерная игра предназначена для детей младшего дошкольного возраста.

Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании»Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Межрайонная педагогическая конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Конференция проходила.

Неделя театра в дошкольном образовании. ФотоотчетНеделя театра в дошкольном образовании. Фотоотчет Приближается Международный день театра. В нашей гимназии в преддверии этого праздника была проведена неделя театра. Свои постановки.

План сообщения «Инклюзивная практика в дошкольном образовании» Понятие инклюзии: термин «инклюзия» был введен в 1994 г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере.

Презентация «Развивающие речевые интерактивные игры по теме «Посуда» Технологическое описание интерактивной дидактической игры с использованием триггеров «Посуда» Компьютерная игра предназначена для детей.

Технология В. В. Воскобовича в дошкольном образовании как средство развития эмоционального интеллекта у детейТехнология В. В. Воскобовича в дошкольном образовании как средство развития эмоционального интеллекта у детей Технология В. В. Воскобовича в дошкольном образовании, как средство развития эмоционального интеллекта у детей. Актуальность: В настоящее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интерактивные игры в дошкольном образовании
Опубликовано: 20 октября 2022 в 11:15
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интерактивные игры в дошкольном образовании» (включая файлы) размещена пользователем людмила Крутилева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД