Кропачева Светлана Витальевна
Инновационная игровая технология для формирования творчества в процессе ознакомления с предметным миром
▼ Скачать + Заказать документы
Мой выбор применения в работе инновационной игровой технологии для формирования творчества в процессе ознакомления с предметным миром обусловлен следующими причинами:
1. Творчество ребенка определяется как интегральное качество, характеризующееся уровнем знаний и представлений, способами действий, уровнем восприятия, воображения, стремлением к преобразованию, активностью, самостоятельностью. Содержание и структура творчества как интегрального качества меняются в зависимости от возраста. Компонентами этой структуры являются:
Публикация «Инновационная игровая технология для формирования творчества в процессе ознакомления с предметным миром» размещена в разделах
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
• Интеллектуальный, определяющий уровень знаний и представлений об окружающей действительности и уровень развития способов действий по освоению опыта творчества.
• Эмоционально-чувственный, включающий эмоции и чувства, отражающий отношение к созданию и преобразованию воображаемых образов.
• Мотивационно-потребностный, представляющий систему потребностей в преобразовательной деятельности и ее мотивов.
• Поведенческий, выражающий степень сформированности и устойчивости умений и навыков по преобразованию действительности (предметного мира).
В структуре творчества интеллектуальный и эмоционально-чувственный компоненты выполняют информационную, мыслительную и эмоционально-оценочную функции, мотивационно-потребностный и поведенческий компоненты – стимулирующую и процессуальную (преобразовательную) функции. Содержание данных компонентов взаимосвязано и образует внутреннюю структуру творчества как интегрального качества личности. Внешнюю структуру творчества составляют информационная, действенно-мыслительная и преобразовательная основы его формирования. Потребности и мотивы, эмоции и чувства являются определяющими информационной, действенно-мыслительной и преобразовательной основ творчества.
2. Формировать творчество как интегральное качество (всестороннее развитие) личности необходимо средствами, которые воздействуют на ум, эмоции, чувства, желания, волю, поведение ребенка. Ознакомить детей с предметным миром – значит направить восприятие, мышление, действия, желания детей на предмет с целью его изучения (т. е. овладеть сведениями о предмете, освоения (т. е. вполне овладеть предметом, научившись пользоваться им, присвоения (т. е. сделать его своим, потребления (удовлетворить им свои потребности) и преобразования (изменить предмет). Процесс преобразования какого-либо предмета соотносится с процессом творчества (та же общественная направленность, те же компоненты: эмоциональный, интеллектуальный, поведенческий, волевой, трудовой и т. п.). Поэтому вполне обоснованно рассматривать связь «ребенок – предметный мир - творчество».
Эта связь доступна детям дошкольного возраста (младшего, среднего и старшего) в силу их психофизиологических особенностей. У них развиваются образные формы познания окружающего мира, а это говорит о том, что дети готовы овладеть разнообразными сведениями о предметном мире (от конкретных вещей к их свойствам и происхождению). Комбинирование ранее полученных представлений, преобразование их направляется соподчинением мотивов. С возрастом происходит интенсивное усвоение мотивов, характерных для деятельности взрослых. Происходят изменения в эмоциональной сфере (от ситуативности к неустойчивости к регуляции). Психофизиологические особенности детей охватывают когнитивную, эмоциональную, мотивационную, поведенческую сферы и служат психологической основой для понимания творчества и раскрытия основ его формирования.
3. Характер и содержание ознакомления детей с предметным миром (а на этой основе характер и содержание формирования творчества) зависят от позиции ребенка, его отношения к данному процессу, степени активности (собственной активности и активности, стимулируемой взрослым). Оба типа активности тесно взаимосвязаны между собой и редко наблюдаются отдельно. Вместе с тем, между ними есть принципиальные различия, и на определенных этапах развития ребенка оба типа активности могут вступать в резкое противоречие, приобретая фазовый характер.
4. Активность ребенка проявляется в игровой и других видах деятельности, а также в детском экспериментировании, которые характеризуются высоким уровнем самостоятельности и оригинальности. Прежде всего, это экспериментирование, которое интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста.
Экспериментирование – это способ материального и мысленного воздействия человека на реальный или воображаемый объект для исследования, познания его свойств, связей, отношений. Из определения следует, что существует мысленное и реальное экспериментирование. Мысленное экспериментирование состоит в оперировании идеальной моделью, заменяющей реальный объект. Реальным объектом в его практическом освоении (познании) действительности является его материальная модель, с которой производятся непосредственные практические действия. Отдельные элементы экспериментирования в доступных формах могут проявляться и развиваться в дошкольном возрасте (П. Я. Гальперин, Д. Б. Годовикова, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Новоселова, Н. Н. Поддъяков). Экспериментирование в дошкольном возрасте, разумеется, далеко от совершенства, но в нем легко обнаруживается познавательно-научная, продуктивная направленность. Благодаря освоению элементов экспериментирования выстраивается своеобразная эвристическая логика наглядно-образного мышления, приводящая к усвоению новых сведений, знаний, получению продуктов деятельности. Экспериментирование не задается взрослым. Получение неожиданной информации, оригинального предмета изменяет направление деятельности. Характер и особенности экспериментирования целесообразно использовать для формирования творчества. Экспериментирование, обеспечивающее тренировку детского воображения повышает уровень проявления творчества как интегрального качества, а также усиливает и развивает мотивационно-личностную сферу детей. Особое значение имеет экспериментирование в том, что оно пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности. Самой первой формой, в которой обнаруживается и развивается деятельная функция в период онтогенеза, является игра. Ни в чем другом не проявляются настолько реально творческие способности ребенка как в мире игры. Ребенок принимает участи в игре добровольно, проявляя собственную активность. Добровольное действие вытекает из произвольности. Причем главное условие игры – своеобразный «тандем» ребенка и взрослого, в котором от последнего требуется максимальная отдача. В творческом «тандеме» ребенок – взрослый первый несет начало значимости, а второй – начало новизны.
Таким образом, в игре представляются, исполняются и проигрываются различные ситуации, проекты, переживания и состояния. В игровой форме наиболее полно реализуются возможности для их «варьирования и комбинирования». Творческие возможности в игре превращаются в способности.
Игра есть поведенческая форма творчества. В игровом поведении ребенок присваивает правилообразующую составляющую игры. Правилосообразность (целесообразность правил поведения) для ребенка по отношению к предмету является необходимым условием для творческих проявлений и возникновения потребности в творчестве. У ребенка творчество возникает по поводу игры и в ее процессе. Правилосообразность предоставляет возможность творчества, т. к. ребенок способен менять правила игры в зависимости от подручного материала (предметов рукотворного мира) и своего желания. Следовательно, возможность научения творчеству предполагает возможность научения целесообразному поведению не только в рамках игры, но и за ее пределами.
5. Результатом познания предметного мира, освоения опыта взрослого и реализации собственного опыта для ребенка является преобразовательная деятельность, имеющая свой механизм и структуру. Механизм: неудовлетворенность потребности в предмете требует его изменения в специфической для ребенка форме для удовлетворения потребности. Структура преобразовательной деятельности включает в себя: принятие или самостоятельное выдвижение цели, ее осознание на основе определенной мотивации или возникшей проблемной ситуации; прогнозирование действий по преобразованию предмета (выбор варианта преобразования, нахождение способа реализации, планирование последовательности процесса с помощью алгоритмов, схем, рисунков); реализация замысла и получение продукта деятельности (оригинального, нестандартного, значимого для ребенка).
И поэтому педагогическая технология очень эффективна в формировании творчества у детей, т. к. с помощью ее осуществляется детальное и четкое описание целей, поэтапная проектируемость достижения целей, управляемость педагогического процесса и корректируемость, результативность, воспроизводимость процесса, визуализация. Педагогическая технология формирования творчества у детей дошкольного возраста – это систематическое и последовательное воплощение на практике проектируемого и экспериментированного процесса, который определяется игровой деятельностью. Эта деятельность и рассматривается как инновационная игровая технология. Игровая технология - это способ проектирования и экспериментирования педагогического процесса по реализации модели формирования творчества с помощью системы дидактических игр.