Екатерина Нестеренко
Игры и игровые ситуации как средство нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Как можно научить ребенка быть добрым? С какого возраста нужно начинать воспитывать в детях гуманное отношение к окружающим? Возможно ли вообще воспитание нравственных качеств, или они заложены природой и не подвержены педагогическим воздействиям? Многие отечественные психологи и педагоги пытались ответить на эти вопросы. Исследователи подчеркивают, что мораль, как и остальные формы сознания, не даны человеку от рождения. Моральные качества приобретаются человеком в процессе его социального развития.
Публикация «Игры и игровые ситуации как средство нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах
Формирование нравственных качеств – длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов. Повседневный опыт с окружающими служит источником как положительных, так и отрицательных примеров поведения. Родители помогают детям увидеть нравственную ситуацию, выделить нравственную сторону явлений. Подражательная способность детей помогает взрослому научить их различать «плохое» и «хорошее». При этом, конечно, надо учитывать общие особенности психики ребенка и специфику его нравственного развития. Каждый возрастной этап в жизни дошкольника имеет свои психические особенности, определяющие специфику нравственного развития.
Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические нормы, укрепляются основы личности и отношение к другим людям. К концу дошкольного возраста у ребёнка складываются определенные устойчивые представления о себе. Гармоничная и адекватная самооценка может служить твёрдым и позитивным фундаментом для развития отношений со сверстниками. Для выявления самооценки ребёнка и восприятия оценки других вы можете проводитьдома следующие игры, и игровые ситуации.
Вашему вниманию я представлю несколько игр:
«Закончи рисунки»
У ребенкаи его членов семьи набор фломастеров или карандашей и листок бумаги. Взрослый говорит: «Сейчас ты начнешь рисовать свою картинку.
По хлопку взрослого прервёте рисование и тут же отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку прервется и отдаст ее своему соседу слева. И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начали рисовать, не вернётся к вам». Ребенок с родителями начинают рисовать на любой сюжет. После того, как картинки обошли полный круг и вернулись к своим первоначальным авторам, можно обсудить, что в результате получилось и кто из членов семьи, что нарисовал, на каждом общем рисунке. То же задание можно организовать на материале лепки или аппликации.
Вот так, день за днём, в играх и занимательных делах мы осуществляем нравственноевоспитаниедетей : воспитание чувств, формирование моральных представлений, привычек и мотивов поведения.
«Добрые волшебники»
Взрослый рассказывает очередную сказку: «В одной стране жил злодей- грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, обозвав его любыми нехорошими словами. Заколдованные дети не могли быть добрыми и веселиться. Расколдовать таких несчастных детей могли только добрые волшебники, назвав их ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети?» Как правило, многие дошкольники берут на себя роль заколдованных. «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, придумав добрые, ласковые слова?» Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками. Представляя себя добрыми волшебниками, они по очереди подходят к «заколдованному» другу и пытаются расколдовать, называя его ласковыми именами.
«Конкурс хвастунов»
Взрослый: «Сейчас мы проведём конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться будем мы не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно – иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нём хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться? Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдёт в нем больше достоинств. После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами.
Наблюдения показали, что климат в семье заметно улучшился, дети и родители стали больше играть, требовали от взрослых меньше внимания к себе. Кроме того, заметно снизилась агрессивность многих «проблемных» детей, уменьшилось количество демонстративных реакций, замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг, стали чаще участвовать в совместных играх в детском саду.